Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку...»
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Дремлюга Раиса Петровна

  Проведён урок литературного чтения на тему: "Загадаю я загадку..." с целью дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку...» 2-й класс.

Цели:

1. Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности.

2. Развивать логическое мышление (определение признака по которому сравниваются предметы и явления).

3. Развивать речь учащихся.

4. Совершенствовать навыки самостоятельной работы в парах.

Оборудование: индивидуальные карточки, запись звука «крик совы», компьютер, экран.

                                                                  ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

-  Угадайте тему урока, выслушав следующие стихотворения.

          «Собираются ребятки

            Дружной стайкой,

            И приходят к нам загадки

            С «Угадайкой».

           Догадался? Ждать не надо,

          Отвечай-ка!»

- О чём мы будем говорить? Чем будем заниматься на уроке?

- Правильно. Тема сегодняшнего урока «Загадаю я загадку...» (Открывается тема урока).

II. Историческая справка. Выступления учащихся.

1. Загадки - один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Поэтому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

2. Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей — чтобы не спугнуть и не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь - а он навстречь. Так появились названия «долгохвостый» - для коня, «рыкуша» - для коровы,       «тонконогая » - для овцы, «низкоглядая» - для свиньи. В сказках волк - не иначе как «серый», лиса - Патрикеевна, медведь - Косолапый.

- Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо.

- Как вы думаете почему? Ответить на этот вопрос вам поможет текст. Прочитайте, найдите ответ и подчеркните его.

III. Самостоятельное чтение текста, работа в парах по индивидуальным карточкам (см. ниже).

- Прочитайте ответ на поставленный вопрос.

- Расскажите, как Иван-дурак стал царевичем?

- Загадка - это жанр народного творчества. Это высокохудожественные произведения.  Них отображены наблюдательность, смекалка народа, в них яркий, образный, выразительный язык.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

       «Загадка не отгадывается сама -

       Надо попробовать силу ума».

IV. Работа с загадками.                                      

- Давайте же проверим и вашу смекалку.

1. Работа с загадками о сове.

- Какие признаки совы отмечены в загадках?

- А вы слышали крик совы? Давайте послушаем (включается запись звука).

- Сравните загадки. Какие различия в их построении вы заметили?

- Первая загадка - вопрос. Вторая — описание.

2. Работа с загадками по карточке

«Загадок имею запас

И вам предложу их сейчас,

А вас попрошу не молчать

И сразу на них отвечать.»

- Прочитайте загадки на индивидуальных карточках. Первый вариант. Второй. Третий.

- Определите, какая у вас загадка: описание или вопрос?

- Докажите, почему?

- Вам предстоит выбрать из трёх вариантов отгадок один. Доказать, по каким признакам вы выбрали данную отгадку. Обсудить с товарищами, подчеркнуть эти признаки.

Последующая проверка.

-Какой вариант ответа вы выбрали? Почему?

-Почему улитку сравнивают с круглым домиком?

- Какой предмет сравнивают ещё с домиком? Почему?

- С чем сравнивают экскаватор? Почему?

3. Работа с загадкой о воробье.

- Какие признаки внешнего вида и поведения воробья отмечены в загадке?

- Почему воробей сравнивается с мальчишкой? Чем они похожи?

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы понимаете слово «армячишко»?

- Почему воробей в загадке «одет» не в армяк, а в  армячишко? Сравни: мальчишка в армяке - мальчишка  в армячишке.

- Как проявилась в этих загадках народная наблюдательность?

- Переделай эту загадку в загадку-вопрос: «Кто...»

V. Творческая работа.

- Прочитайте последнее задание на ваших индивидуальных карточках.

- Что вами сейчас предстоит сделать?

- Придумайте свою загадку-вопрос.

VI. Работа с другими народными жанрами: приметами, поговорками.

- Почему народ постоянно проявляет интерес и внимание к этой птичке?

- Воробей живёт всё время рядом с человеком. Поэтому и стал героем многих фольклорных произведений.

- Вспомните каких?

Фольклорные произведения

загадки

сказки

поговорки

пословицы

песни

потешки

- Пословица к слову молвится. Прочитайте пословицу (в учебнике).

«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь».

- Как вы её понимаете?

- Вылетевшего воробья очень трудно, но можно поймать, а слово не вернёшь обратно. Вот почему со словом нужно обращаться осторожно, думать, что и как сказать.

- Придумайте короткий рассказ, который можно закончить этой пословицей.

VII. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного, нового узнали?

VIII. Домашнее задание.

 

                                                             ВАРИАНТ  1.

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли  да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек  с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?

Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Что такое? Круглый домик...

Может гномик в нём живёт?

Он волшебный этот домик, -

По дорожке сам ползёт!        

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 2

Загадочный мир

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случилось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать на сможет.  И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли  да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек  с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?

Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 3

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли  да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек  с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?

Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе « Ассоциативные загадки»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»Разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе комплекта учебников "Планета Знаний"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс

История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс...