Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e_charushie_strashnyy_rasskaz.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения во 2-м классе.

Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Учитель начальных классов Разуваева Анна Владимировна.

Цели урока: знакомство с биографией и творчеством детского писателя Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», произвести анализ данного произведения

Задачи урока:

Образовательные

- познакомить детей с биографией и творчеством Е.И.Чарушина

- познакомить детей с рассказом «Страшный рассказ», его идейно-смысловым и художественными содержанием

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи

Развивающие

- развивать устную речь учащихся

- развивать образное и логическое мышление

- расширять кругозор детей

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять

Воспитательные

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения

- воспитание критического мышления

  1. Организация детей на работу на уроке.
  2. Стадия вызова

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о животных.

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

- Прочитайте название произведения.

- Было ли вам когда  - ни будь страшно?

- Попробуйте предположить , о чём будет рассказ? (ответы детей)

- Посмотрите на иллюстрацию. О ком это произведение, судя по рисунку?

- Послушайте небольшое сообщение о еже внимательно. Сведения, которые вы услышите, нам в дальнейшем пригодятся.

Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежа служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши. В  случаи опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. К зиме  ежи жиреют и впадают в глубокую спячку. Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.

  1. Стадия осмысления.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая. Нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.  Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу . животных. К Чарушину известность пришла  как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака, Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.

- Сейчас мы  узнаем, о чём этот рассказ и кто его главные герои.

1 часть:

- Где жили Шура и Петя?

- Почему они остались одни?

- Как вы думаете, испугались мальчики или нет?

2 часть:

- О чём говорили мальчики?

- Как вы думаете, стало мальчикам страшно или нет?

3 часть:

- Что чувствовали мальчики?

- Как вы думаете, что произошло дальше?

4 часть:

- Кто тут пришёл?

- Кого нашли в доме?

- Как с ним поступили?

- Чем закончился рассказ?

4. Стадия рефлексии.

- Почему автор назвал рассказ страшным?

-  Можно ли назвать мальчиков трусами?  Выскажите свою точку зрения.

-  Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищённости. А это в свою очередь, даёт ощущение спокойствия.

- С помощью подчёркнутых слов составьте план рассказа.

5. Итог урока.

- с каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Чему научил нас рассказ Е. Чарушина?

6. Дом задание : пересказ

Е Чарушин   «Страшный рассказ»

1 часть:

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче – у самого леса. В маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает – шуршит…

2 часть:

Шура и говорит со своей кровати:

- Мне совсем не страшно.

- мне тоже совсем и не страшно. – отвечает Петя с другой кровати.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

- И тигров не боимся, - говорит Шура.

- Они сюда не придут, - отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу; топ…топ… шлёп… шлёп… топ… топ…

3 часть:

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

- Не дыши, - говорит Шура Пете.

- Я не дышу.

Топ… топ… шлёп…шлёп…А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

4 часть:

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят – да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения....

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»

Данный урок позволяет пробудить интерес у детей  к чтению произведений  о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, УМК "Школа России"...

Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе

Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Урок литературного чтения по программе "Школа России" 2 класс...

урок литературного чтения во 2 классе на тему Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Данный урок был разработан для участия в конкурсе "Учитель года 2010". К нему прилагается и презентация....

Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)

Данный урок  учит  слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...