рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Белоусова Валентина Николаевна

УМК"Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка »

__________/__Бровкова Т.В./

 «___»____________2012г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «ООШс.Холманка  »

_________/Тюлюгенева Г.Е./

Приказ № _____ от

«___»___________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Белоусовой Валентины Николаевны

по предмету «Литературное чтение », 3 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

                                                                                                                                                                                протокол № ____

от«___»_______2012г.  

                                                                                                  2012-2013  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основании образовательной программы « Начальная школа 21века»   автор  Н.Ф. Виноградова и учебника  «Литературное чтение» автор  Л. А. Ефросинина .

Программа рассчитана на 102 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной  школе  «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

            1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

     2.Система работы над навыками чтения.

  1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  3. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  1. изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  2. в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  3. содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
  2. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  3. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  1. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  2. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
  3. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Содержание тем учебного курса

Третий класс

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов. Стихотворные произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, к друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в гпд, в творческой мастерской и т.д.). Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события;  выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; сопоставление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  1. самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  2. отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
  3. самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

 Межпредметные связи:

  1. с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описании я пейзажа или портрета персонажа,       первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  2. с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  3. с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

                           с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг.

Календарно-тематический план

Класс______3___________

Учитель Белоусова В.Н.

Количество часов

Всего _102____ час; в неделю __3__ час.

Плановых контрольных уроков ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основании образовательной программы « Начальная школа 21века»   автор  Н.Ф. Виноградова

        

                                                                             

Учебник – Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 3 класс. 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2008.

               – Ефросинина Л. А. Литературное чтение: рабочие тетради в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2011.

               – Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Тип урока

Виды контроля

Наглядные пособия и технические средства

план

факт

1

Устное народное творчество Малые формы фольклора: загадки, пословицы.  

1

3

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь,

2

Малые формы фольклора: русские народные сказки. "Самое дорогое". "Про ленивую и Радивую".

1

5

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь,

3

Литературное слушание . Сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иваныч".

1

6

Урок изучающего чтения

Вводный контроль техники чтения

Учебник, тетрадь

44

Сказки с загадками. Русская народная сказка "Дочь-семилетка".

1

10

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


5

Волшебные сказки. Русская народная сказка "Царевич Нехитёр-Немудёр". О присказках.

1

12

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


6

Слушание . Русская народная сказка "Елена Премудрая".

1

13

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

7

Малые формы  фольклора: скороговорки, потешки.

1

17

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


8


Былины. "Добрыня и Змея".

1

19


Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


9

Былины. "Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

20

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


10

Литературное слушание. Былины.  «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца»

1

24

Повторение, обобщение

Текущий

Учебник, тетрадь


11

Обобщение по разделу

« Произведения устного народного творчества»

1

26

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь


12

Басни Эзопа и

 И.А. Крылова

Эзоп. "Лисица и виноград". И.Крылов. "Лиса и виноград".

1

27

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

компьютер

1

13

И.Крылов. " Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

1

Октябрь

1

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


14

Слушание басен Эзопа и русских баснописцев.

1

3

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


15

Произведения А.С.Пушкина

"У лукоморья дуб зелёный…". Отрывок.

1

4

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер


16

А. Пушкин  "Сказка о царе Салтане…".Жанр произведения: литературная сказка в стихах.

1

8

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер


17

А. Пушкин  "Сказка о царе Салтане…". Работа с образами героев сказки.

1

10

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер


18

Литературное слушание. А. Пушкин  "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

1

11

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь


19

А. Пушкин.«Вот север тучи нагоняя».

1

15

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь. компьютер

20

А. Пушкин. «Зимний вечер». «Няне»

1

17

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер


21

Обобщение по разделу

« Произведения Пушкина».

1

18

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер


22

Стихи русских поэтов.Тютчев. "Есть в осени первоначальной…". "Чародейкою Зимою…".

1

22

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер


23

А.Н.Майков. "Осень".

1

24

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

224

А.А.Фет. "Мама! Глянь-ка из окошка…"."Кот


поёт, глаза прищуря…".

1

25

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.


25

Обобщение по разделу

« Стихи русских поэтов».

1

Ноябрь

7

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

2

26

Произведения Л.Н.Толстого.

Сказка "Два брата".

1

8

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь. компьютер

227

Л.Толстой.  Басня "Белка и волк".

1

12

Текущий

28

Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан"

1

14

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

229

Л.Н.Толстой . Рассказы "Лебеди", «Зайцы»

1

15

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

330

Л.Н.Толстой  "Прыжок".

1

19

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь. компьютер


31

Л.Н.Толстой   Былина  "Как боролся русский богатырь"

21

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

332

Литературное слушание. Л.Н.Толстой  Сказка "Ореховая ветка",  А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах".

1

22

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

333

Обобщение по разделу

« Произведения Л. Толстого».

1

26

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

334

Произведения Н.А.Некрасова

"Крестьянские дети". Отрывок. "Мужичок с ноготок". Статья К.И.Чуковского "Мужичок с

ноготок".

1

28

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

335

Литературное слушание.  Н.Некрасов "Крестьянские дети»

1

29

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

336

Н.Некрасов "Славная осень»

1

Декабрь

3

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

337

«Зелёный шум» К.И.Чуковский

5

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

338

Н.Некрасов  "Мороз-воевода".

1

6

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь,

339

Обобщение по разделу  «Стихи русских поэтов»

1

10

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

440

Произведения А.П.Чехова Рассказ "Степь".

1

12

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

441

А.П.Чехов  "Ванька".

1

13

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

442

Н.Шер "О рассказах А.П.Чехова".

1

17

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

443

Обобщение по разделу

« Произведения Чехова».

1

19

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

444

Сказки зарубежных писателей

Ш.Перро "Подарки феи".

1

20

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

445

Ц.Топелиус "Солнечный Луч в ноябре". Ц,Топелиус "Зимняя сказка".

1

24

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

446

Обобщение по разделу

 «В мире сказок»

1

26

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

447

Стихи русских поэтов

И.Никитин. "Русь".

1

27

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

448

И.Никитин. "Утро".

1

Январь

14

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

449

И.Суриков. "Детство".

И.Никитин «Утро»

1

16

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

550

С.Дрожжин. "Привет". "Зимний день".

1

17

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

551

Литературное слушание. Ф.Н.Глинка "Москва". Обобщение по разделу

« Стихи русских поэтов».

1

21

Урок изучающего чтения

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь. компьютер

552

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

"Приёмыш".

1

23

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

553

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш". Пересказ по плану.

1

28

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

554

Д.Н.Мамин-Сибиряк  Сказка "Умнее всех".

1

30

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

555

Литературное слушание. Д.Н.Мамин-Сибиряк 


"Постойко ".

1

31

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

556

Д.Н.Мамин-Сибиряк

"Постойко ". образ Постойко.

1

Февраль

4

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

557

Рассказы о животных. Обобщение по разделу

« Произведения Д. Мамина-Сибиряка»

1

6

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

558

Произведения А.И.Куприна

 «Синяя звезда»

1

7

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

559

А.И.Куприн  «Синяя звезда». Образ Эрны.

1

11

Текущий

Учебник, тетрадь

660

А.И.Куприн  "Барбос и Жулька".

1

13

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

661

Литературное слушание А.И.Куприн  "Ю-Ю".

1

14

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

662

Обобщение по разделу «Рассказы Куприна»

1

25

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрад компьютер

663

Стихи С.А.Есенина Стихи о Родине (отрывки)

1

27

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

664

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…".

1

28

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

565

С.А.Есенин  "Берёза". Слушание стихов С.Есенина.

1

Март

4

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер.

566

С.А.Есенин  "Бабушкины сказки".

1

6

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь. компьютер

667

Обобщение по разделу «Стихи Есенина».

1

7

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

668

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов.

1

11

Текущий

Учебник, тетрадь

669

Произведения К.Г.Паустовского

"Стальное колечко". Работа стекстом.

1

13

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

770

К.Г.Паустовский "Стальное колечко». Деление на части и составление плана.

1

14

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

771

К.Г.Паустовский "Стальное колечко".  Описание образа Вари.

1

18

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

772

К.Г.Паустовский "Кот-ворюга".

1

20

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

773

К.Г.Паустовский  "Какие бывают дожди"

1

21

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

774

К.Г.Паустовский  «Заячьи лапы»

1

Апрель

1

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

775

Литературное слушание. К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

1

3

Текущий

компьютер

776

Обобщение по разделу  «Рассказы Паустовского».

1

4

Проверочный  урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь. компьютер

777

Литературное слушание.

Книги о природе (Н.Сладков, Г.Скребицкий,

Э.Шим, В.Бианки)

В.Астафьев "Стрижонок Скрип".

1

8

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

778

Урок-концерт «Моя любимая книжка»

1

10

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

779

Произведения С.Я.Маршака

"Урок родного языка".

1

11

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

880

С.Я.Маршак  "Ландыш".

1

15

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

881

Литературное слушание. С.Я.Маршак  Пьеса-сказка "Кошкин дом".

В. Субботин

 «С Маршаком».

1

17

Повторение, обобщение

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

882

Рассказы Л.Пантелеева "Честное слово".

1

18

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

883

Л.Пантелеев "Камилл и учитель"

1

22

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

884

Литературное слушание.  Л.Пантелеев "Фенька"."Новенькая"

1

24

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

885

Обобщение по разделу  «Рассказы Пантелеева».

1

25

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа.

Учебник, тетрадь компьютер

886

Произведения А.П.Гайдара

"Горячий камень".

1

29

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

887

А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Знакомство с книгой.

1

Май

2

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

888

А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Рассказ о дружбе.

1

6

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

889

С.Михалков. "Аркадий Гайдар".

1

8

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

990

Произведения М.М.Пришвина "Моя Родина".

1

13

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

991

М.М.Пришвин "Выскочка".

1

15

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

892

М.М.Пришвин "Жаркий час". Воспоминания о М.М. Пришвине.  В.Чалмаев.

1

16

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

993

Обобщение по разделу

«Рассказы Пришвина».

1

20

Проверочный урок

Итоговый контроль техники чтения..

Учебник, тетрадь компьютер

994

Произведения зарубежных писателей

Джек Лондон "Волк". Ознакомительное чтение.

1

22

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

995

Джек Лондон "Волк". Работа с книгами-справочниками.

1

23

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь

996

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

1

27

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь.

997

Литературное слушание. Книги зарубежных детских писателей.

1

29

Урок изучающего чтения

Текущий

Учебник, тетрадь компьютер

98

Итоговая проверка начитанности и читательских умений. Что читать летом»

1

30

Контрольный  урок

Итоговый контроль.

Учебник, тетрадь компьютер

Требования  к уровню подготовки учащихся третьего класса

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны уметь:

        читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;

  1. знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  2. выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  3. определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;
  4. пересказывать текст  произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  5. самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
  6. пользоваться библиотечным фондом;
  7. отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  8. пользоваться справочной литературой.

Перечень учебно-методического обеспечения

             УМК

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Наглядные пособия.

  1. Набор геометрических фигур-обозначений жанра и темы произведений.
  2. Портреты писателей и поэтов, чьи произведения изучаем.
  3. Схема «Жанры фольклора».
  4. Схема «Положительные герои. Отрицательные герои произведения».
  5. Рисунки учеников (прошлых лет) к изучаемым произведениям.
  6. Биографии писателей и поэтов, списки их произведений.
  7. Схемы обложек произведений.
  8. Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».
  9. Таблицы со словами-чувствами.
  10. Таблицы со словами-характеристиками героев произведения.
  11. Иллюстрации к сказкам (народным и литературным).
  12. Книги разных жанров, тематики и структуры (для сравнений).
  13. Книжки-самоделки.
  14. Образцы творческих работ учащихся.
  15. Карточки-названия героев изучаемых произведений.
  16. Карточки-ключевые слова из изучаемых произведений  (для обучения составлению плана и пересказу).
  17. Маски животных (для разыгрывания сцен, для чтения по ролям).

Список литературы

Для учителя:

- Журова Л.Е. Беседы с учителем: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2008.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Для ученика:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...