открытый урок по МДО(междисциплинарное обучение).Сказки Пушкина по-разному влияют на людей и вдохновляют на творчество.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Абросимова Ольга Викторовна

Данный урок проводится по развивающему курсу МДО(междисциплинарное обучение). Можно этот урок провести как обобщающий по теме "Творчество А. С. Пушкина" на уроке литературного чтения или внеклассного чтения. Подготовка к уроку ведется по группам, учащиеся получают задания и под руководством учителя ведут исследовательскую работу, после чего делятся своей информацией, выводами и находками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_mdo.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по МДО (междисциплинарное обучение).

Тема: Сказки А. С. Пушкина по -  разному влияют на людей и вдохновляют их на творчество.

Учитель начальных классов

                                                                                                МАУ «Гимназия №1»

                                                                                       г. Балаково Саратовской

                                                          области

Материал:

  1. сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи  богатырях»;

             «Сказка о царе Салтане…»;

              «Медведица»;

               «Сказка о рыбаке и рыбке»;

               «Сказка о попе и работнике его Балде»;

               «Сказка о золотом Петушке».

  1. Фильм – сказка «Сказка о мертвой царевне» композиторов И. Иванок-Вано, Л. Мильчин.
  2. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.
  3. Музыкальное произведение Римскова-Корсакова «Три чуда» к «Сказке о царе Салтане».
  4. Презентация.

Ход урока

  1. Мотивация.

(На доске портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к его сказкам)

     Назвать нашу общую тему (Влияние)

     Над какой темой работали на последних уроках? (Искусство)

     Как вы думаете, почему сейчас перед вами портрет А. С. Пушкина и

     иллюстрации к его произведениям? О чем пойдет сегодня речь?

     С какой гипотезой я вас хочу сегодня познакомить? (выслушать мнения детей)

На доске вывешивается таблица и знак вопроса.

«Сказки А. С. Пушкина по-разному

влияют на людей и вдохновляют

их на творчество».

Так ли это?

  1. Слайд 1.

«Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок»

- Эти слова давным-давно сказал А. С. Пушкин. И действительно это так. Ведь до сих пор мы с увлечением читаем его сказки, которые учат нас мудрости, добру.

      Мы с вами принадлежим к великому народу, к великой стране и, конечно же, наше славное прошлое оказывает на нас огромное влияние.

     Как же гений человека, жившего более 150 лет назад, влияет на нас, ныне живущих?

     Какую гипотезу вы будете сегодня доказывать? (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»).

     Вы провели исследование на эту тему и сейчас поделитесь информацией, вашими выводами и находками.

  1. Обмен информацией.

1 группа (читает свое задание) - музыка

- Послушайте мелодию композитора Римскова-Корсакова к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». В ней три части.

- Что вы представили, прослушав каждую часть? Расскажите.

- Что вам хотелось нарисовать?

- Что вы еще можете сказать о музыке, которая отражает сказки Пушкина?

- Сделайте вывод. ( дети делятся информацией, рассказывают, что они представили, слушая музыку, делают вывод о том, что каждый из них по своему воспринял данную мелодию, а значит сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» произвела на на них разное впечатление и вдохновила композитора Римскова – Корсакова написать эту мелодию, где он показал свое отношение к этой сказке.

(Подготовленный ученик из данной группы рассказывает о том, что на самом деле отразил в своей мелодии композитор)

     Николай Андреевич Римский-Корсаков перевел «Сказку о царе Салтане…» в музыку. Он написал оперу к этой сказке. Чудеса града представляют воображению композитора неисчерпаемые возможности для разного рода инструментальных выдумок. В основе лежат три чуда: белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

       Волшебен оркестр в чудесах сказки, сказочность звучания завораживает. Легкая, мелодичная, напевная музыка рисует незатейливую белку.

 Римский-Корсаков любил море, любил эту стихию во всех ее состояниях: от ровного мерного плеска, то ласкового, то сурового, до яростной бури.

       При появлении богатырей море яростно плещет, взмётывая волны, а через мгновенье, словно по воле волшебника, оно спокойно дышит, как бы баюкая себя своим собственным дыханием.

        Третье чудо в музыке – царевна Лебедь. Музыка звучит плавно, величаво, нежно.

                    2 группа (читает свое задание) – поэзия

     - Прочитайте незаконченную сказку А. С. Пушкина «Про медведиху».

- Кратко перескажите ее.

- Придумайте окончание сказки.

- Сделайте вывод: привлекло ли вас это творчество?

                                    Как сказка повлияла на вас?

                                    Кем вы себя представили, сочиняя конец сказки?

(Учащиеся зачитывают свои работы)

3 группа (читает задание) – кино

  1. Вы смотрели фильм режиссера Л. Мильчика «Сказка о царе Салтане…». Понравился ли вам фильм? Чем?
  2. Создайте свой рисованный фильм к «Сказке о рыбаке и рыбке».
  3. Зачитайте к каждому кадру отрывок.
  4. Какие еще фильмы по сказкам А. С. Пушкина вы знаете?
  5. Сделайте вывод.

(Учащиеся создали рисованный фильм, который показывают в виде презентации и зачитывают отрывки к каждому слайду)- слайды 2-14.

              4 группа ( читает задание) – живопись

  1. Перечитайте еще раз «Сказку о золотом Петушке».
  2. Внимательно рассмотрите иллюстрации художников В. Королькова и С. Ковалёва.
  3. Сравните иллюстрации по плану:

а) одинаковый ли эпизод показан на иллюстрациях?

б) зачитайте отрывок к этим иллюстрациям;

в) что в центре картины? Кто около шатра?

г) как выглядит Шамаханская царица?

д) что на переднем плане?

е) что изображено за шатром? Есть ли лунное освещение?

ж) что еще на поле битвы заметили?

(Учащиеся отмечают отличия в иллюстрациях и делают вывод о том, что разные художники по-разному представили себе один и тот же эпизод в данной сказке).

5 группа (читает задание) – театр

  1. Сказки А. С. Пушкина можно увидеть на сцене театра.
  2. Найдите сведения о театральных постановках по сказкам А. С. Пушкина.
  3. Проинсценируйте отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
  4. Сделайте вывод: надо ли понять характеры героев? Влились ли вы в роль персонажей? Как называют людей, выступающих на сцене театра? Вам понравилось быть актерами?

Учащиеся рассказывают о театральных постановках.

В г. Алма – Ата зрителям был показан «Евгений Онегин» в постановке Казахского театра оперы и балета в 1948 году. А так же «Евгений Онегин» был показан в постановке Узбекского театра в г. Ташкенте в 1949 году.

            «Сказка о попе и работнике его Балде» в постановке Академического Малого театра в г. Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) потрясла публику. Так же постановка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» академией Малого театра вызвала бурю эмоций и положительных откликов.

         Коллектив Государственного театра оперы и балета Коми поставил «Сказку о попе и работнике его Балде» на музыку Дмитрия Шостаковича. По словам художественного руководителя театра Ии Бобраковой, премьера сказки прошла с оглушительным успехом.

Ребята инсценируют отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (костюмы и декорации приготовили сами учащиеся).

  1. Итог урока.

А. С. Пушкин – гениальный поэт. Он писал не только для тех, кто жил в те далекие времена, но и для тех, кто будет жить через много лет. Для тех, кто живет сегодня, в наши дни. И для тех, кто будет жить и после нас.

           Под влиянием творчества А. С. Пушкина кто-то сочинил, кто-то проинсценировал, кто-то нарисовал. Творчество А. С. Пушкина помогает познать душу, что узнали о самих себе, какие чувства появились, т. е. в нас с вами тоже раскрылись творческие способности.

          Так можем ли мы теперь снять вопрос? (да)

-Какую гипотезу мы сегодня с вами доказали?

- В каких же областях искусства творчество А. С. Пушкина отражено?

(музыка, поэзия, кино, живопись, театр). И это еще не все.

  1. Домашнее задание.

Найти сведения о том, где еще отразилось творчество А. С. Пушкина, в каких областях.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Люди живут в разных странах"

Одной из ведущих тенденций реформирования образования является внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности.[1]  Таковыми ...

Открытый урок по литературному чтению: "А.С.Пушкин и его сказки".

Этот урок познакомит с биографией и произведениями А.Пушкина; поможет привить интерес и любовь к поэзии; дети смогут поупражняться в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение...

Открытый урок по литературному чтение "А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Метолическая разработка,открытого урока по литературному чтению для 3 класса по теме А.С. Пушкин "Зимний вечер"...

Конспект урока окружающего мира «Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о достопримечательностях и жизни людей на разных континентах.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое континент, какие контин...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. План...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 1 классе. Содержание: повторение+биография А.С. Пушкина....