"Кто важней, кто главней? Луна или Солнце?"
видеоурок по чтению (1 класс) на тему

Проведение данного урока уместно как в рамках учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности в условиях реализации требований к ФГОС. Содержание урока направлено на развитие знаний детей о небесных светилах и их функциях (Солнца и Луны), развития речи детей, творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_vazhney.rar2.02 МБ
Файл chto_vazhney.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №81

 Кировского района г. Казани

Бинарный урок  1 класс (окружающий мир и развитие речи)

«Кто главней, кто важней?»  

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кузнецова Светлана

Владимировна

Пояснительная записка

Проведение данного урока уместно как в рамках учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности в условиях реализации требований к ФГОС. Содержание урока направлено на развитие знаний детей о небесных светилах и их функциях (Солнца и Луны), развития речи детей, творческого мышления.

Для проведения  1 части урока  предлагается отказаться от традиционного сидения за партами. Желательно детей рассадить на стульях, по кругу, чтобы ребята во время «Мозгового штурма» смогли  видеть друг друга, а для записи продуктов своего творчества (2 часть) - предложить ребятам места за партами.

Цели урока:

  1. Определить функции Солнца и Луны. Обсудить с детьми необходимость наличия  обоих светил. Учить видеть двойственный характер существующих объектов
  2. Развитие творческого мышления, умения сочинять сказочные истории, используя элементы фантазирования с обобщённой схемой (алгоритмом), устная речь, умение рифмовать слова, расширение общего кругозора детей.
  3. Формирование культуры общения, умения выслушивать мнения других, умения мыслить творчески, безбоязненно высказывать свою точку зрения.

Оборудование:   мульмедиийный проектор, интерактивная доска, цифровые  иллюстрации  с изображением Луны и Солнца, красочные шаблоны в виде луны и солнца для составления четверостиший (буриме), фоновая аудиозапись «К Элизе» Л. Бетховен.

Ход урока:

I.Организационное начало урока:

(Строится в виде диалога учителя и учеников)

У:   - Поговорим?

Д: -  О чём?

 У:  - О разном и о прочем…

Д: - О том, что хорошо

     И хорошо не очень!  

У: -О, том, что знаю Я!

Д: - О том, что НАМ известно!

У: - Поговорим?

Д: - Нам будет интересно!!!

2. Вводная беседа:

Общие сведения о Солнце и Луне, как небесных светилах.

-Догадайтесь, о чем пойдет речь.

А) Разгадывание загадок:

Маленькое, кругленькое,

Всему свету мило (….)

Взглянешь - заплачешь,

А краше его – нет!

Один костёр

Весь мир согреет (СОЛНЦЕ). (слайд №2)

Так гласит о Солнце народная мудрость. А вот что на этот счёт установили учёные – астрономы:

СОЛНЦЕ - огромнейшее светило, центральное небесное тело солнечной системы. Оно представляет собой раскалённый шар. Температура на поверхности Солнца=6 000 градусов С.

В древние времена люди покланялись Солнцу как божеству, по-разному называя его: бог РА, бог ГЕЛИОС, лучезарный АППОЛОН, ФЕБ, а наши предки – славяне, Солнце называли ЯРИЛОМ. Представляли его великим, непобедимым, могущественным.

- А как вы думаете, с кем могло рассориться Солнце? (Человек, Луна, Бог…)

1часть урока (слайд№3)

3. Представление сказочной ситуации:  (метод Мозгового штурма)

-Итак, представим себе… заспорили однажды Солнце и Луна, кто из них важней, кто главней….

Долго они спорили, но никак не могли прийти к соглашению, договориться. Поняли они тогда, что без посторонней помощи им не обойтись - обратились они за помощью к Человеку, чтобы он их спор рассудил.

-А я нисколько не сомневаюсь, что мы, ребята, с вами в силах помочь разобраться: кто же действительно важней и главней. Солнце или Луна?

(на электронной  доске высвечиваются изображения Луны и Солнца)-PowerPoint (слайд №4)

  1. Как вы считаете, зачем нам Солнце? (Солнце дает тепло, осушает болота, помогает  расти растениям и т.д. )
  2. А зачем нам Луна? (ночью растения быстрее растут, животные и люди спокойно спят, высаживают астения по лунному календарю…)
  3. Как вы считаете: Кто же главней? (часто дети отдают предпочтение Солнцу)

Значит вы решили что важней и главней все таки Солнце.

...Давайте предположим, что Луна обиделась на ваш выбор и улетела высоко в космос. Что же будет?

(рассмотреть двойственный характер объекта!)

Что в этом хорошего?

Что плохого?  

Оставшись одно, Солнце светило круглые сутки. Обрадовались люди, что много дел успеют сделать, что растения будут расти намного быстрее- за год можно собрать урожай несколько раз.

Детям купаться можно круглый год….и т.д.

Люди устанут от жары и от работы, они трудились так долго, что обессилили. Не могли выспаться, т. К. всегда палило Солнце. Получали солнечные ожоги. Урожая было так много, что его не успевали собирать, образовались горы гниющих овощей и фруктов…

Далее дети приходят к выводу:

…Поняли тогда люди, что напрасно обидели Луну. Ведь, оказывается, как хорошо, что наступает ночь, можно помечтать под Луной, насладиться прохладой и отдохнуть. Нужны и Луна и Солнце. Каждый в свое время!

Пересказ сказки детьми (опора на алгоритм, который высвечивается на электронной доске) см. приложение (слайд №5)

2 часть

4.Составление собственного продукта творчества:

Сказку мы составили  и рассказали. Выяснили кто важней, кто главней.  Но, наверное, у каждого есть свои симпатии, кому то нравится Луна, а кому то – Солнце.

Вам сейчас представится возможность проявить свой талант в сочинительстве стихотворений.

(детям предлагается дифференцированное задание, которое зависит от уровня развития творческих способностей учащихся: самостоятельное сочинение стихотворения или буриме) см. приложение 2

Перед началом творческой работы желательно вспомнить литературоведческие понятия: Стихотворение и рифма.

Стихотворение - рифмованный рассказ;

Рифма - созвучное, одинаковое окончание нескольких строк.

(Время работы: 6-8 мин.) Для эмоциональной окраски можно включить  фоновую музыку.

В конце урока зачитываются наиболее удачные стихотворения.

5. Итог урока:

  1. Что нового узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Каким заданием вы бы хотели заняться и на следующем уроке?
  4. Какая работа вам показалась наиболее сложной?

6. Оценивание работ учащихся:

-Я считаю, что сегодня вы все заслужили самых высоких, отличных  оценок.

(дети получают «СЪЕДОБНЫЕ» отметки- печенья в виде Луны и Солнца)

 

Приложение 1

  1.  Шаблоны для буриме: (выполнить в виде «солнышек»)

______________ прибежали                                   __________солнце

______________ увидали                                       ___________оконце

______________искупнулись                               _____________ребята

______________улыбнулись                                ____________котята

______________рады                                              _________светит

_____________похладу                                           _________детям

____________летом                                                 ___________купаются

_____________где-то                                               _________забавляются

_____________на улице                                              __________луна            

___________любуются                                                _________одна

___________веснушки                                                 ________холодна

___________конопушки                                              _________бледна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на Луну"

Спортивный час в группе продлённого дня 1 классов....

Хокку о луне 2 класс ПНШ

Данный материал  - тексты, презентация, музыка -поможет полнее раскрыть такую трудную для второклассников тему как хокку. Данный урок продолжает тему Секреты чайного домика. На уроке дети вспомин...

Фазы Луны

В презентации в яркой и доступной форме  дается представление о Луне - естественном спутнике Земли, о фазах Луны....

Презентация для уроков окружающего мира по теме: "Наш ближайший сосед по космосу - Луна".

Цель использования презентации: сформировать у учащихся представление о спутнике Земли - Луне. Задачи: развивать у детей познавательную активность, расширить представление учащихся о достижениях ...

"Путешествие на Луну"

Данный урок математики построен в форме путешествия с использованием ИКТ и  проводится  на этапе закрепления пройденного материала в конце учебного года 3 класса. Задания призваны подд...

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...