Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Константинова Юлия Ювиналиевна

 

Открытый урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_baby_yagi_v_rus.doc64.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya4.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».

Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.

Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения, навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение.

Оборудование: презентация урока; портрет Бабы- Яги; карточки с пропущенными словами.

Ход урока

І. Орг. момент.

Сегодня у нас на уроке гости. Давайте постараемся показать себя только  с хорошей стороны. Не бойтесь, отвечайте. Начать урок мне хотелось бы с загадки, она поможет определить, кто будет героем нашего урока.

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду триста лет.

Там на неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках.

(Баба - Яга)

II. Сообщение темы урока.

- Правильно. Сегодня мы вновь поговорим о Бабе-Яге, побываем у нее в гостях. Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? (мы должны познакомиться с новым произведением, узнать значения новых слов, учиться быстро, без ошибок, выразительно читать).

III. Проверка домашнего задания

1.Выразительное чтение

- Вы правы, но сначала предлагаю послушать стихотворение Г. Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. (читают 2 ученика).

    - Весёлое или грустное стихотворение?

    - Почему у Яги тяжело на душе?

    - Как автор предполагает развеять печаль старушки? (Сделать доброе дело).

2. Описание Бабы –Яги.

- С Бабой –Ягой мы знакомы с раннего детства. Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о ней. Где она живет? (В чаще, в лесу, в избушке на курьих ножках). А как передвигается Баба-Яга? (На ступе с помощью метлы). Молодцы! Все это верно.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

   3. Работа в парах.  Заполнение недостающих слов в отрывке из  русской народной сказки «Баба Яга».

    -Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.

    - Вставьте пропущенные слова

 Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.

Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

    -Проверка (чтение «по цепочке»).                            

    -Какой предстала перед нами Баба Яга? Какие прилагательные используем для того, чтобы описать Бабу Ягу?  ( Жадная, хитрая, грубая, злая, косматая, сердитая…)

ІV. Изучение нового материала.

 1. Подготовка к восприятию.

    -Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой.

2.Словарная работа.

-  Нам встретятся новые, пока еще непонятные нам слова. Внимание на экран. Нужно подобрать к каждому слову подходящее значение.

  1. Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
  2. Решето – посуда для просеивания чего-либо.

-Давайте составим с этим словом  словосочетания. (Бедная падчерица, новое решето…)

  1. Лытаешь – то же, что и прячешься.
  2. Куриться – выделять дымок.

    -Эти слова часто встречаются в народных сказках. Вспомним, какие типы сказок мы знаем? (Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские, о животных и т.д.). Сегодня мы познакомимся еще одной русской народной сказкой  «Падчерица и мачехина дочка». Слушайте внимательно подумайте к какому типу можно отнести данную сказку.

3.Чтение учителем.

4. Анализ содержания.

   -Понравилась ли сказка? К какому типу отнесёте данную сказку? ( Волшебная сказка. Есть вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке  воробей).

-  Перечисли главных героев сказки. Кто из них положительные, кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.)

  - К кому относятся  эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?

5. Выборочное чтение.

- Как девочка очутилась в лесу?(Ее отправила в лес мачеха).Найдите в тексте и прочитайте, что сказала мачеха, отправляя девочку на реку?

- Что нашла девочка в лесу? (избушку на курьих ножках). Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно, по-сказочному.

- Прочитайте, что сказала Баба-Яга, когда увидела девочку?

      - Сколько заданий даёт Баба Яга падчерице? Какие это задания? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать). Какой признак сказки мы видим? (троекратное повторение). А какие признаки русской сказки мы еще знаем? (зачин, концовка, добро всегда побеждает зло).

     - Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей. Дает девочке советы). Воробей и нам решил помочь, советует немного отдохнуть. Тихо встали.

IV.Физкультминутка.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится (прыжки на месте)

Перышки взъерошил он (корпус вправо-влево)

Хвостик распушил (покрутить нижней частью туловища)

Погода хорошая!

Чил - чив - чил! (помахать руками как крыльями)

6. Чтение сказки детьми.

     1.Гимнастика для глаз.(слайд)

 2.Артикуляционная гимнастика.

Читай внимательно 

     вошла – взошла              

     увидела – увидала          

     мать – мыть

    курица – куриться        

    переварила – перепарила  

    отрыл – открыл                        

 

- На какие  две части можно разделить сказку? (В первой сказке рассказывается о падчерице, во второй о мачехиной дочке). Найдите начало второй части. Сейчас вы еще раз перечитаете вторую часть сказки и подумаете, почему мачеха отправила свою родную дочку к Бабе – Яге? (позавидовала).

-А что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого человека). Приятно ли общаться с завистливым человеком? Нужно ли завидовать другим людям?

- Как закончилась сказка? (Добро победило зло). За что пострадали мачеха  с дочкой? (за жадность, зависть).

-Вернемся к Бабе-Яге? Опишите ее. Какая она в этой сказке? (справедливая).

- Сказка – ложь,  да в ней намёк, добру молодцу урок. Сказки учат  мудрости жизни. Чему учит сказка?

    - Какие пословицы выражают главную мысль сказки?

       1.)Бывает добро, да не всякому дано.

       2.)Делай добро и жди добра.

       3.)Доброе дело само себя хвалит.

       4.)Добро не лихо – ходит тихо.

       5.)Не хвались серебром, а хвались добром.

       6.)Добрым словом и бездомный богат.

       7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

V. Итог урока.

   - Что нового мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с русской народной сказкой, узнали значения новых слов). Что повторили? (признаки русской сказкой, вспомнили кто такая Баба –Яга и ее роль в сказках). Чему учились? (Правильно, выразительно читать).

VІ. Выставление оценок.

-Молодцы!

VІІ. Домашнее задание.

- Выразительное чтение по ролям.

-Расставьте цифры рядом с предложениями по порядку, как они следовали в сказке.

  1. Падчерица вошла в лес и увидала избушку на курьих ножках.
  2. Старуха умерла, старик женился на другой.  
  1. Баба –Яга заставила девочку топить баню.  
  2. Старуха послала падчерицу на реку мыть нитки
  3. Девочка вымыла в бане детей Яги.  
  4. Девочка пришла красный сундук и пришла домой к отцу.  
  5. Девочка носила воду решетом.

-С обратной стороны цифр прочитайте слово.

М О Л О Д Ц Ы !

Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.

  1. Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.(4)
  2. Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были деньги.(6)
  3. Баба Яга заставила её топить баню.(3)
  4. Нитки доплыли до леса и утонули.(2)
  5. Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)
  6. Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.(1)

Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

    У меня ___________ позади бани! А эти дрова были человеческие _________ . Пошла девка__________ баню, натаскала_________ и положила их _________, но как не старалась, не могла их __________: кости только курились. Только она сидит да __________ и видит: к ней прилетел _____________ и говорит:

- Не плачь,  ____________! А ты поди в __________ и набери там __________ и затопи ___________!

(дрова, кости, топить, костей, печь, зажечь, плачет, воробей, девушка, лес, дров, печь)

3/М

1/О

6/Д

4/Л

2/О

7/Ц

5/Ы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи познакомимся с новой сказкой; узнаем значения новых слов; Будем учиться читать быстро, выразительно и без ошибок.

Слайд 5

Баба –Яга может быть Доброй Злой

Слайд 6

Роль Бабы Яги в русских народных сказках Яга - дарительница Дарит предметы обладающие Волшебной силой Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью Повелевает силами природы и животного мира Яга- советчица Яга - повелительница

Слайд 7

Вставьте пропущенные слова Баба Яга, костяная _________ поскорей села в _________, пестом погоняет, помелом след ______________ и пустилась в _________ за девочкой. Вот __________ приклонила ухо к __________ и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила _____________, сделалась _________, такая широкая - __________! Баба Яга приехала к реке и от _______ зубами ____________; воротилась домой, взяла своих ___________ и пригнала к реке; быки ___________ всю реку дочиста. нога ступу заметает погоню девочка земле полотенце река широкая злости заскрипела быков выпили

Слайд 8

Словарная работа то же, что и прячешься посуда, употребляемая для просеивания неродная дочь одного из супругов выделять дымок Лытаешь Решето Падчерица Куриться

Слайд 9

Три закона волшебной сказки Вымышленный персонаж Баба- Яга Общающийся на человеческом языке воробей Волшебные предметы

Слайд 10

К кому относятся эти качества? Работящая Справедливая Ленивая Невоспитанная Злая Трудолюбивая Грубая Завистливая Добрая Бескорыстная

Слайд 12

Читай внимательно! вошла – взошла увидела – увидала мать – мыть курица – куриться переварила – перепарила отрыл – открыл

Слайд 13

Зависть – чувство досады, вызванные благополучием, успехом другого.

Слайд 14

Сказка –ложь, да в ней намек… Сказки учат мудрости жизни. Не нужно быть завистливым. Надо делать людям только добро и оно к тебе вернется.

Слайд 15

Какие пословицы выражают главную мысль сказки? 1. Бывает добро, да не всякому дано. 2. Делай добро и жди добра. 3. Доброе дело само себя хвалит. 4. Добрым словом и бездомный богат. 5. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Слайд 16

Сегодня на уроке мы познакомились с …; повторили …; учились …

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Презентацию подготовила учитель начальных классов Игнатьева Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....