Рабочая программа по литературному чтению 1 класс"ШКОЛА 2100"
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по программе "ШКОЛА 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prg_po_lit._chteniyu.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  учебнику «Литературное чтение. Капельки солнца», 1 класс (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев - М.: Баласс, 2009). 

Составитель: Ауташева Жемес Булатовна, учитель начальных классов.

Рабочая программа включает четыре раздела:

  1. пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  2. тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения и универсальные учебные действия;
  3. календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
  4. контрольно-измерительные материалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Систематический курс «Литературное чтение» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  1-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие    Федеральному государственному образовательному стандарту

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.).


Элементы  содержания, которые дополняют требования ФГОС, выделены курсивом.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Капельки солнца»,1-го класс. - М.: «Баласс», 2011.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 1 класс». - М.: «Баласс», 2011.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  1. понятия: «стихотворение», «рифма», «рассказ», «звукопись».

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  1. осознанно, правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
  2. разъяснять заглавие текста.
  3. прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
  4. озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
  5. относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, сказка, стихотворение;
  6. отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
  7. составлять устные рассказы по картинкам;
  8. заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно их читать с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
  9. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по

литературному чтению

Выпускник начальной школы должен:

  1. понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  3. сформировать потребность в систематическом чтении;
  4. понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  6. уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

7. Универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

  1. использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.


Регулятивные универсальные действия:

  1. целеполагание - постановка учебной задачи;
  2. планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
  3. контроль правильности чтения,  составления ответов-рассуждений;
  4. коррекция смысловых и речевых ошибок.


Познавательные универсальные действия:

  1. применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;
  2. классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
  3. анализ предложенного для восприятия текста;
  4. синтез — составление целого текста  из частей;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  7. установление причинно-следственных связей;
  8. построение логической цепи рассуждений;
  9. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Коммуникативные учебные действия:


  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  3. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

8. Целевая установка

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  3. овладение умениями осознанно и правильно читать, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
  4. овладение коммуникативной культурой;
  5. воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  6. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  7. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  8. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;
  9. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной, богатой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  1. Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  2. Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  3. Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности);
  4. Структурообразующие принципы (тематический принцип; принцип жанрового разнообразия; принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; принцип актуализации тематики чтения; монографический принцип; принцип идейно-художественной значимости; принцип целостного восприятия художественного произведения).

9. Специфика  программы

  1. В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).


  1. Программа предусматривает, что обучающиеся 1 класса в ходе первичного самостоятельного чтения текста учатся вести «диалог с автором» (видеть вопросы, которые задает автор читателям; задавать свои вопросы автору; прогнозировать авторский ответ прежде, чем чтение будет продолжено; проверять себя по ходу чтения).


  1. Для того, чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в учебнике авторами программы определены тексты, которые обучающиеся читали сами и которые слушают в чтении учителя (при закрытых и открытых учебниках).


  1. «Сквозной герой» учебника - заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Литературное чтение» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Виды речевой деятельности:

  1. аудирование (слушание);
  2. чтение;
  3. работа с текстами художественных произведений;
  4. культура речевого общения.

Круг детского чтения

Литературоведческая пропедевтика

Творческая деятельность обучающихся.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  1. Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  2. Виды занятий: проверочная работа, урок:  


Урок работы с новым произведением (в основе которых лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности).


Урок рефлексии.

Цель: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведения и т.д.) и осуществить тематический контроль.


Урок развития речи (условное название, поскольку на соответствующие задания отводиться 20 минут урока  и, как правило, соединяются с 20-минутным внеклассным чтением).


Урок внеклассного чтения (условное название, поскольку на беседу и чтение-рассматривание детских книг отводится 20 минут урока).

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  1. самоконтроль — при введении нового материала,
  2. взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  3. рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  4. итоговый контроль, включающий проверку техники чтения.


КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют «Тетради по литературному чтению. 1 класс» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2011.

13. Объем и сроки изучения

Систематический курс литературного чтения по программе «Школа 2100…»  рассчитан на 448 часов. Из них:

1 класс – 55 часов;

2 класс – 136 часов;

3 класс – 136 часов;

4 класс – 136 часов.

Программа учебного курса «Литературное чтение» объемом 40 часов в год, по 4 ч. в неделю. Изучается в течение  10-и учебных недель после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте».

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Капельки солнца»,1-го класс. - М.: «Баласс», 2011
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 1 класс». - М.: «Баласс», 2011.


Методические пособия для учителя:

  1. «Уроки литературного чтения по учебнику «Капельки солнца»». Методические рекомендации для учителя. / Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова, - М.: «Баласс», 2009.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    по учебнику «Капельки солнца» Р.Н. Бунеева

1 класс (55 часов)   4 часа в неделю

 № ур

№ в

 теме

Тема урока

Использование ИКТ

Дата план

Дата факт

Коррекция

РАЗДЕЛ 1. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…»  - 15 часов

1.

1

Знакомство с новой книгой для чтения.

Первый урок вежливости

2.

2

А.Барто «Я выросла»

Я.Аким «Мой конь»

С.Черный «Про девочку, которая нашла своегомишку»

Презентация «А.Л. Барто»

3.

3

В. Драгунский «Друг детства»

4.

4

В.Берестов «Про машину»

5.

5

А.Барто «Про куклу», «С утра на лужайке»

С. Маршак «Цирк шапито»

6

6

Устные рассказы детей о своих игрушках

7

7

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Презентация «Э.Успенский»

8.

8

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

9.

9

Второй урок вежливости

Г.Остер «Вредные советы»

И. Демьянов «Малыши среди двора»

10.

10

Е. Чарушин «Никита-охотник»

Презентация     «Е. Чарушин »

11.

11

Третий урок вежливости. Как нужно играть

12

12

Э.Успенский «Удивительное дело»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

13

13

Н.Носов «Приключения Незнайки»

14

14

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

15.

15

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Обобщение по разделу

                                                      РАЗДЕЛ 2 . «НАШ   ДОМ…» 11 часов

16.

1

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

17.

2

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

18.

3

В.Драгунский «Сестра моя Ксения»

19

4

В.Драгунский «Сестра моя Ксения»

Я.Аким «Мой брат Мишка!

20

5

А.Барто «Разлука», «Одиночество»

Г. Граубин  «Окно»

21.

6

Э.Мошковская «Трудный путь»

22.

7

Четвертый урок вежливости.

Г.Остер «Вредные советы»

И.Демьянов «Дразнилки2

Презентация  «Г.Остер»

23.

8

М. Коршунов «Дом в Черемушках»

(отрывок)

24.

9

М. Коршунов «Дом в Черемушках»

(отрывок)

25

10

Б.Заходер «Два и три»

М.Зощенко «глупая история» (отрывок)

26

11

М.Зощенко «глупая история» (отрывок)

Обобщение по разделу

                                                РАЗДЕЛ 3 .  «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»   14 часов

27

1

Б.Заходер «Мохнатая азбука»

28

2

Б.Заходер «Мохнатая азбука»

29

3

Разные азбуки

М.Пришвин «Медведь»

Презентация  «М.Пришвин»

30

4

М.Пришвин «Медведь»

Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши»

. 31.

5

Саша Черный «Слониу»

Урок лесной вежливости зайца Пуса

32

6

Е.Чарушин «Томкинвы сны2

33.

7

С.Михалков «Щенок»

34.

8

ЮКоваль «дик и черника»

А.Шибаев «Без ужина»

35.

9

М.Коршунов «Рисунок с натуры»

36

10

М.Коршунов «Рисунок с натуры»

37

11

М. Коршунов «Дом в Черемушках»

(отрывок)

38

12

Д.Хармс «удивительная кошка»

И.Токмакова «Котята»

39

13

Шестой урок вежливости

Как содержать домашних животных?

40

14

В.Вересаев «Братишка»

Обобщение по разделу

                                                             РАЗДЕЛ 4 .  «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ»

41

1

Г.Граубин «Сон», «Шишкопад»

В.Бирюков «Сентябрь»

42

2

В.Песков «Листья падают с кленов»

И.Токмакова «Осень», «Туман»

43

3

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»

Е.Благинина «Улетают, улетели…»

44

4

Т.Золотухина «Метель»

И.токмакова «Медведь»

Н.Сладков «песенки подо льдом»

45

5

Н.Сладков «песенки подо льдом»

И.Токмакова «Куда в машинах снег везут»

46

6

Н.Сладков «Шапки долой»

И. Токмакова «Весна»

47

7

Н.Сладков «Бегство цветов»

48

8

Н.Сладков «Бегство цветов»

В.Лапин «Утро»

49

9

Г.Новицкая «Зонтик»

С.Маршак «Дождь»

А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку»

50

10

К.Паустовский «Приточная трава»

51

11

М.Пришвин «Берестяная трубочка»

52

12

Александров «Лесные шорохи»

Г.Скребицкий «Лесной голосок»

53

13

Г.Скребицкий «Лесной голосок»

54

14

Ю.Мориц «Что над чем»

55

15

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца»

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…»  - 15 часов                                                    

 РАЗДЕЛ 2 . «НАШ   ДОМ…» - 11 часов

РАЗДЕЛ 3 .  «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»  - 14 часов

 РАЗДЕЛ 4 .  «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ» -15 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...