Игра-путешествие по архипелагу Маршака.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Чумакова Александра Николаевна

Игра расчитана на развитие актерских качеств детей, помогает воспитывать доброе отношение к людям. Развивает воображение, мышление.  Знакомит с жизнью и творчеством Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie_po_arhipelagu_marshaka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игра- путешествие по архипелагу Маршака.

Цели: - Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака;

- прививать интерес к чтению;

- закреплять знания о литературном творчестве;

- пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность (инсценирование);

- развивать воображение, мышление, культуру общения;

- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие. С помощью музыки усилить воспитательное воздействие.

- развивать актерские качества у детей, умение дарить себе и зрителям радость.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

2.Остров «Патриотический».

3. Кают-компания.

4.Остров «Сатирический»

5.Остров переводов.

.6..Остров «Театральный»

7.. Остров « Загадочный».

8. Заключение.

9..Задание на каникулы.

1. Вступление.

Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по стране Маршака. Страна Маршака вся разбросана по островам – можно даже назвать её архипелагом. А что это такое? (Архипелаг – группа островов одного происхождения). Наш маршрут пролегает через несколько островов, к которым пристанет наш корабль «Книголюб». Маршак не только мечтал о путешествиях, он сам был настоящим первооткрывателем. Он открыл и создал детскую литературу в нашей стране. Он первым прокладывал здесь свои маршруты и повёл за собой многих известных писателей.

И так в путь.

2. Остров «Патриотический»

Вижу землю! Посмотрим на карту. Прямо по курсу остров «Патриотический». Быть патриотом- значит, любить свою  родину, гордиться ею, защищать её от врагов. Как вы думаете, какие же стихи Маршака живут на этом  острове? Стихи, посвящённые родине.

«В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом_

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом:

Нам не нужна война!»      

«Урок русского языка»:

Это стихотворение написано давно, но и сегодня оно современное. Вспомните события в Домодедово, проливается кровь мирных жителей, совершаются террористические акты. Люди устали от войн и крови, они хотят жить в мире.

Чья это автобиография?

. «Я проходил свой первый класс,

Когда гусей в деревне пас.

Второй в столице проходил,

Когда кроил я стельки,

И дочь хозяйскую качал

В скрипучей колыбельке.

Потом на фабрику пошёл

А кончил забастовкой,

И уж последнюю из школ

Прошёл я под винтовкой,

Дедушка «Быль и небылица»

«Среднего роста, плечистый и крепкий,

 ходит он в белой рубашке и кепке,

Знак ГТО на груди у него».

. «Рассказ о неизвестном герое»

Вспомните другие произведения С.Я.Маршака, в которых живут добрые, трудолюбивые люди?

«Пожар»- пожарные, «Почта»- почтальон

«Война с Днепром»- строители гидроэлектростанции

«Ледяной остров»-отважные полярники, смелый доктор.

Поднять якорь! Продолжаем наше путешествие.

3. Кают-компания.

А сейчас мы в кают-компании.

А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак в жизни?  Чечнев И.. «Всё мне детство дарило»

Косолапов М. «Настежь дверь. Быстрый шаг»

 Принято считать, что он был рассеянным, уходя на работу, забывал палку или калоши. Он мог жаловаться на головокружение, хвататься за голову, сердце, охать, но ему никогда ничего не было лень!


Завидное качество, не правда ли?


 Как только дело касалось работы, общих интересов, людей – вся его рассеянность тут же покидала Самуила Яковлевича.



Все вспоминают о нём, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке.

Маршак вел огромную переписку, даже по неполным подсчетам, в его архиве оказалось 20 тысяч писем!

 Мог ли вести такую обширную переписку рассеянный человек?

Последнее письмо Маршака написано за день до смерти под диктовку.

 Это был ответ ученикам, которые написали Маршаку о смелом поступке своего товарища, вытащившего из ямы с кипящем раствором смолы девочку, увязшую там.

 Вот какой бал ответ школьникам: «Дорогие ребята! Ваше письмо получено во время тяжелой болезни Самуила Яковлевича. Сейчас он находится в больнице. Он был рад хорошим вестям от вас и обещал написать, когда немного поправится. Самуил Яковлевич просит передать привет вам всем, а меленького Володю обнять и расцеловать».


У Маршака была большая сила воли, твердость характера.

 Он писал; «Пусть будет мягким сердце, твердой воля»

Вот таким и были его сердце и воля. А внешне Маршак не был похож на человека с сильной волей. Грузный, с тяжелой походкой, деликатный в обращении с людьми

Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, весёлым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным..  

Твердый могучий характер Маршак помог ему пережить горестные минуты в жизни. А их было много. Судьба не щадила писателя: рано скончалась жена, сразу после войны от туберкулеза умер младший сын, умер брат - писатель М. Ильин.

 

4. Остров «Сатирический»

А вот и следующая остановка.

Так…остров «Сатирический».

Что же это за остров?

Что такое сатира?

 Сатира – высмеивание разных недостатков в жизни, в человеке, в обществе.

У Маршака есть целый цикл стихов, которые во время Великой Отечественной войны стали настоящим оружием.

В самые суровые дни войны сатира Маршака воспитывала у людей ненависть и презрение к врагу, поднимала настроение, давала веру в победу.

Днём фашист сказал крестьянам:

«Шапку с головы долой!»

Ночью отдал партизанам

Каску вместе с головой.

В бой дивизия гвардейская!

Под огнём твоих атак

Отступает рать злодейская

Дело Гитлера – табак.

У Маршака есть сатирические стихи и на другие темы.

Хотели бы взять на борт нашего «Книголюба» такого господина?

Я- мистер Твистер,

Бывший министр,

Мистер Твистер,

Делец и банкир,

Владелец заводов.

Газет, пароходов.

Нет, он не любит людей с другим цветом кожи. Важно не то, какого цвета у тебя кожа или какой ты национальности, важно, какой ты человек. Нет плохих народов – есть плохие люди.

Часто от учеников можно слышать жалобы на школьных учителей. Видите ли, им несправедливо двойки или единицы ставят. Вспомните стихотворение «Про одного ученика и шесть единиц»

Справедлив ли ученик в своей жалобе на учителей?

Кто и в каком стихотворении говорит:

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь,

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера не прочесть.

Кот из стихотворения «Кот и лодыри».

Вперёд, друзья! Нас  ждут новые острова.

5. Остров переводов

Прямо по курсу остров самый большой и значительный из архипелага Маршака. Здесь нас почему-то встречает разноцветье флагов…Здесь мы видим монгольский, датский, литовский, латышский, армянский, чешский флаги.

Каждый флаг –это символ страны, с языка которого Самуил Яковлевич переводил стихи, сказки, баллады, песенки.

А это итальянский флаг, вместе с Джанни Родари Маршак рассказывает нам о народе Италии, мастерах и  весельчаках, жадных и глупых богачах

 Сколько не душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет ребята.

        

А это английский флаг. Страну Великобританию Маршак исходил вдоль и поперёк. А английский язык был для него таким же родным, как и русский. Робин – Бобин, Барабек, Дженни, которая потеряла туфельку, Шалтай-Балтай и кошка, которая побывавшая в королевском дворце. Вильям Шекспир, Роберт Бёрнс, Редьярд Киплинг. Их стихи и сказки стали известны, благодаря переводам Маршака

 Песня на стихи Р.Киплинга.

6.Остров «Театральный»

Как мог быть связан с театром Маршак? Он писал пьесы для театра.

В какой сказке Маршак рассказывает о девочке, которая искала в зимнем лесу подснежники?

Откуда эти строки:

«Тили- бом, тили- бом,

Загорелся кошкин дом.»

Просмотр 1 действия из спектакля «Кошкин дом».

7. Остров «Загадочный».

Стоп,  машина! Впереди остров с огромным вопросительным знаком. Это остров «Загадочный».

1.Угадай жителей этого острова(инсценирование): Дама с собачкой, мама-мышка, Рассеянный с улицы Бассейной, Почтальон..

2. .Как называется книжка, в которой Маршак рассказывает об обитателях зоопарка?

«Детки в клетке».

Игра .»Отгадай по стихам животное и сложи картинку из частей.»

3. В каком стихотворении мышонок просит найти ему няньку?

«Сказка о глупом мышонке».

4. Съела ли кошка мышку?

Да.  «Сказка о глупом мышонке».

Нет.  «Сказка об умном мышонке».

5..Какое стихотворение начинается словами:

-Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице.

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого – то

Лет двадцати .

«Рассказ о неизвестном герое».

6. Как называется стихотворение о всех 12 месяцах?

«Круглый год».

7. . Какое стихотворение учит соблюдать обычаи той страны, в которую ты приезжаешь в гости?

«Мистер – Твистер».

9. Заключение. Вот и закончилось путешествие по архипелагу С.Я.Маршака. Но встречи с его произведениями ждут вас в следующих классах.  Стихотворение о Маршаке.

10. Задание на каникулы: прочитать сказки С. Я. Маршака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Внеклассное мероприятие. Игра-путешествие «В гости к С.Я. Маршаку»

Внеклассное мероприятие для начальных классовИгра-путешествие «В гости к С.Я. Маршаку»Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.Развивать логическое мышление, зрительное и с...

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В гости к С.Я. Маршаку»

Данная презетация предназачена для учеников 2 класса...

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В гости к С.Я. Маршаку»

Презентация повящена писателю Маршаку...

Внеклассное мероприятие для начальных классов Игра-путешествие «В гости к С.Я. Маршаку»

Цели:Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.Развивать навыки сознательного чтения.Воспитывать интер...