Урок литературного чтения : «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чаликова Любовь Ивановна

Урок литературного чтения был проведен во 2 классе по программе "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Чаликова Любовь Ивановна

Учитель начальных классов

МОУ лицей №9 Волгоград

Тема:  «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»

Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

 

1. Жанр: литературная сказка.

2. Художественная задача текста:

на примере литературного героя раскрыть содержание понятий: настоящий друг, умение ценить дружбу; дать возможность детям оценить себя и свои поступки.

3. Цели урока:

- учиться находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев;

- уметь осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- учиться восстанавливать деформированный картинный план, составлять пересказ по измененному плану;

- воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.

4. Тип урока: комбинированный.

5. Обдумывание этапа антиципации.

1. После проверки домашнего задания (игра «Радиотеатр» по сказке Н.Сладкова «Медведь и Солнце», учитель предлагает детям посмотреть на доску.

Слайд 3. На нем представлены произведения одного автора. Дети читают названия произведений:

            «Синие листья»

            «Просто старушка»

            «Три товарища»

            «Волшебное слово»

            «Хорошее»

- Кто автор этих произведений?  (В.Осеева)

- Какие произведения мы уже читали во 2 классе? В 1 классе?(Синие листья).

 («Просто старушка», «Три товарища», «Кто наказал его?»)

- Какая тема объединяет все эти рассказы?

(О детях, об их поступках – хороших и плохих и др.)

- Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

(Ответы детей)

- Что можете сказать об авторе?

(Добрая, …..)

- Познакомимся с ней поближе. Слайд 4.

(Ответы детей)

3. Прочитайте тему нашего урока (тема на доске).

-  Догадались, о чем сегодня будем читать?

- Какую цель поставим?

(На примере литературного героя раскрыть понятие: настоящий друг, кто он.)

4. Прогнозирование содержания текста по заголовку.

   Учитель предлагает детям открыть учебник с.79 и прочитать заголовок. Слайд 5.

- Как вы понимаете название произведения?

 (Произведение будет о девочке, у нее есть, наверное, тот о ком она заботится,  ….)

- Какой вы представляете себе добрую хозяюшку?

(Заботливая, ухаживает за своими питомцами, играет с ними, отзывчивая …)

- Мы с вами спрогнозировали содержание произведения, а сейчас мы прочитаем и проверим наш прогноз.

 6. Вид первичного чтения: чтение учащимися вслух законченных по смыслу отрывков.

Чтение эпизода о петушке.

По ходу чтения объясняется значение слова «завалинка» Слайд 6.

- Как жили девочка и петушок?

(Жили дружно, заботились друг о друге, им вместе быль весело, радостно …)

- Почему петушок опустил голову?

(Девочка меняет его на курочку)

- Почему она отдала петушка?

(Понравилась курочка)

Чтение эпизода о курочке.

- Хорошо ли девочке с курочкой?

(Ответы детей)

- Чем закончилась эта дружба?

(Ответы детей)

Чтение эпизода об уточке.

- Может быть, дружба с уточкой получилась?

(Нет, она уточку тоже обменяла)

Чтение последнего эпизода.

- Как развивались события дальше?

(Щенок убежал от девочки)

- Почему же девочка осталась одна?

(Не умеет она дружить, не умеет дружбой дорожить)

Проверка своих предположений о содержании прочитанного (рефлексия)

- Давайте определим наше настроение от прочитанного. Выберите настроение - «мордашку».

Дети показывают карточку с «мордашкой»

- Почему прогноз был не точен?

(Ответы детей)

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свое мнение.

(Это сказка, потому что …)

7. Перечитывание.

 Детям предлагается самостоятельно выполнить задание 2:

установить порядок в сказке: поставить рядом с изображением каждого персонажа цифру в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке.

Проверка. Слайд 7.

                                           

8. Обобщающая беседа.

- Кто вам понравился в сказке? Почему?

(Щенок, все звери, которые были у девочки)

- Действительно ли девочка – добрая хозяюшка?

(Нет, она недобрая хозяюшка, она злая хозяюшка, ….)

- Почему девочка кажется плохой, злой? Разве она бьет животных, которые у нее живут? Может она им есть не дает?

(Нет, она их и поит, и кормит)

- Так чем же она их обижает?

(Она их не любит)

Обобщение Cлайд 8.

Зло, оказывается, в том, что девочка своих животных не любит. Она ими забавляется, а надоедят – бросит, отдаст соседям, обменяет. А они- то ее любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе. Это очень большое зло. Причинить его способен только недобрый, нехороший человек.

- Ребята, а почему же В.Осеева назвала сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?

(Она нарочно доброй назвала)

- Как вы думаете, нравится автору эта девочка?

(Ответы детей)

- Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?

(Ответы детей)

- Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.

- Обратимся к теме и цели нашего урока. Настоящий друг, кто он?

(Ответы детей)

- Вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему?

(Ответы детей)

- Чтобы вы посоветовали девочке?

(Ответы детей)

- В сказке В.Осеева показала взаимоотношения человека и животных. А возможны ли такие же ситуации между людьми?

(Ответы детей)

- Подумайте, может ли вас кто-то назвать настоящим другом?

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(дети называют пословицы)

Слайд 9.

9. Творческое задание.

Урок можно закончить песней «Настоящий друг».

10. Домашнее задание. Пересказ сказки на основе картинного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" (знакомство с произведением).

конспект урока по литературному чтению для классов компенсирующего обучения...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. У детей формировалось  умен...

Обобщающий урок литературного чтения " Я и мои друзья " 2 класс

Сам урок и карточки к уроку. Для индивидуальной работы и работа по группам....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Знакомство с разделом Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии автора; организация чтения в классе; формирование понимания заголовка и смысла произведения. Планируемые результаты Предметные: - знать смысл...