Открытый урок по К.И. Чуковскому
материал по чтению (1 класс) по теме

Иванова Валентина Геннадьевна

План проведения открытого урока по творчеству Корнея Иванова Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_k.i.chukovskomu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                 Открытый урок по теме: «Творчество Корнея Ивановича Чуковского».

           Цель: ознакомить с творчеством К.И.Чуковского, воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора; работать над выразительностью речи детей, интонацией; обучать умению выявлять в содержании

текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения.

Оформление: выставка книг К.И.Чуковского, лента – загадка, рисунки детей к

сказкам К.И.Чуковского, иллюстрации к занимательным заданиям, портрет, листы журнала.

                                      Ход урока.

Организационный момент.

1.Психологический настрой (на доске 3 рожицы – настроения: радость,    удивление,

грусть).

- Какое настроение выражает каждая рожица?

- Какое настроение выберем на урок?

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением и не забудем про ин-

терес и удивление.

2.Разминка «Читалочка» ( на доске скороговорка: « Шесть мышат в шалаше шуршат»).

а) Читаем глазками. – Что это? Для чего нужна скороговорка?

б) Читаем хором. -  Какой звук повторяется? – Что вы знаете об этом звуке?

в) Читаем быстрым темпом, затем друг другу в парах.

г) Интонационное чтение ( с точкой, с?, с!).

Вывод: - Как читали? С какой интонацией? Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

3.Постановка темы и цели урока.

Учитель. Не раз бывать случалось мне

                В чудесной сказочной стране.

                Все те, кого встречаешь в ней,

                Нам все знакомы с детства –

                И Мойдодыр, и Бармрлей

                Живут здесь по соседству,

                Да и средь жителей других

                Полным - полно героев книг.

                А как же автора зовут?

                Скажи-ка поскорей!

                Взгляни на ленту - имя тут,

                 Прочесть его сумей.

(Ответы детей).

Учитель. Правильно, ребята. Наш сегодняшний урок о творчестве  детского    поэта  и писателя К.И.Чуковского. Книжки , которые стоят на выставке, написал дед

      Корней – сказочник, критик, поэт, чародей.

Урок наш пройдет в форме устного журнала. Давайте вместе «перелистаем» страницы этого журнала.

                                Первая страница.

                            Милая детская речь.

Учитель. Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком.     Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья.

Всю жизнь вокруг него, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая,  детская речь. Он так и писал: «Милая детская речь! Никогда не устану  ей радоваться!». Свою    книгу «От двух до пяти» он посвятил детям. В ней он написал как говорят и  мыслят   дети.

(Дальше выступают дети . Они приводят примеры из главы « Детский язык».

   Представьте себе: сидят на стульчиках два малыша и хвастают.

1 ученик.

 - Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт,

 -А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи.

2 ученик.

-Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

3 ученик.

- Как ты смеешь драться?

-Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

4ученик.

- Ой, дедуля, киска чихнула!

- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?

- А кто мне скажет спасибо?

5 ученик.

 Лялечку побрызгали духами:

   Я вся такая пахлая,

   Я вся такая духлая.

  И вертится у зеркала.

- Я, мамочка, красавлюсь!

6 ученик.

  -Ну, Нюра, довольно, не плачь!

 - Я плачу не тебе, а тете Симе.

7 ученик.

   - Няня, что это за рай за такой?

   -А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…

   - Понимаю: рай – это компот.

Учитель.

        Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босяком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж гусеницы – гусь, а муж стрекозы – стрекозел.

Здорово! Не правда ли? И не меньшую радость приносят нам стихи Чуковского. Давайте вспомним его замечательные сказки и любимых сказочных героев.

                    Вторая страница.

           Любимые герои из сказок Чуковского.

Учитель.

       Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел  его   маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик   капризничал,    стонал, плакал. Чтобы его хоть как – нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: « Жил да был  крокодил,  он по       улицам ходил…». В каких сказках Чуковского встречается крокодил? А это из какой сказки?

Ответы детей.

( «Крокодил», «Бармалей», «Краденое солнце», « Мойдодыр»).

Учитель.

Вспоминая Черное море, Корней Иванович писал: « А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл  довольно  далеко,  и   вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи.

        О, если я утону, если пойду ко дну,

       Что станется с ними, больными,

        С моими зверями лесными?

Как называется эта сказка? (Айболит).

  Мы, ребята, с вами сделали иллюстрации к этой сказке.

По очереди ребята выходят к доске ,показывают свой рисунок и озвучивают его.

Радик.

           Но тут выплывает кит:

           « Садись на меня, Айболит,

          И, как большой пароход,

          Тебя повезу я вперед!»

          И сел на кита Айболит

          И одно только слово твердит:

          « Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Аня.

         И тут же страусята

         Визжат, как поросята.

        Ах, жалко, жалко, жалко

        Бедных страусят!

           И корь, и дифтерит у них,

           И оспа, и бронхит у них,

           И голова болит у них,

           И горлышко болит.

                Они лежат и бредят:

                « Ну что же он не едет,

                Ну что же он не едет,

                Доктор Айболит?»

Артем.

            А рядом прикорнула

            Зубастая акула,

            Зубастая акула

            На солнышке лежит.

                 Ах, у ее малюток,

                 У бедных акулят

                 Уже двенадцать суток

                 Зубки болят.

Юля.

         А малютки бегемотики

         Ухватились за животики

         И смеются, заливаются –

         Так что дубы сотрясаются.

Учитель.

          Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их  приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было…

             - Ой, вы, бедные сиротки мои,

             Утюги и сковородки мои!

             Вы подите – ка, немытые, домой,

            Я водою вас умою ключевой.

Как называется эта сказка?

Кто из вас, ребята, сделал иллюстрации к этой сказке?

( Идет показ рисунков и их озвучивание).

Валерия.

              Скачет сито по полям,

              А корыто по лугам,

                  За лопатою метла

                  Вдоль по улице пошла.

                      Топоры – то, топоры

                      Так и сыплются с горы.

Антон.

            Из окошка вывалился стол

            И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…

                   А на нем , а на нем,

                   Как на лошади верхом,

                  Самоварище сидит

                  И товарищам кричит:

                  « Уходите, бегите, спасайтеся!»

                  И в железную трубу:

                  «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

Ира.

       А метла-то, а метла - весела-

      Заплясала, заиграла, замела,

      Ни пылинки у Федоры не оставила.

Учитель.

     А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя  младшая  дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться! Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

             Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

             А нечистым трубочистам стыд и срам!

             Стыд и срам!

Ребята, как называется эта сказка?

 (Идет показ и озвучивание рисунков к сказке «Мойдодыр». Все рисунки вывешиваются на доску.)

Поля.

           Одеяло

           Убежало,

           Улетела простыня,

           И подушка

           Как лягушка,

           Ускакала от меня…

Саша Д.

             Вдруг из маминой из спальни,

             Кривоногий и хромой…  

Концовку стихотворения читаем наизусть все вместе.

   Учитель.

     В 1921 году, Коней  Иванович весною в два-три дня сочинил две сказки. Первая  это Мойдодыр, а вторая.…Угадайте, что это за сказка? Я начну, а вы присоединяйтесь.

( Все вместе).

   Ехали медведи

   На велосипеде.

      А за ними кот  

     Задом наперед.

         А за ним комарики

         На воздушном шарике.

             А за ними раки

            На хромой собаке.

               Волки на кобыле,

               Львы в автомобиле.

                    Зайчики в трамвайчике.

                     Жаба на метле…

                          Едут и смеются

                          Пряники жуют. ( «Тараканище»)

Учитель.

     А вот еще одна интересная история создания сказки. Вот как   рассказывал   об этом сам Корней Иванович. «Однажды, придя в нашу пустую квартиру (вся семья была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется вдохновение. Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. Когда в сказке дело дошло до танцев, то я,  42-летний, уже седеющий  человек,  стал танцевать сам. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и  вдруг у меня  иссякла  бумага… Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все.»

      Отгадайте, что это за сказка.

Узнали  лесные букашки и полетели к Мухе - поздравлять ее с радостным праздником!

             ( «Муха- Цокотуха»)

      Кто иллюстрировал  эту сказку? ( Показ рисунков и озвучивание).

Ира.

       Муха, Муха-Цокотуха,

       Позолоченное брюхо…

Денис К.

        Вдруг какой-то старичок

                 Паучок

        Нашу Муху в уголок

                Поволок –

         Хочет бедную убить,

          Цокотуху погубить!

Учитель.

    В 1924г. Было написано стихотворение « Чудо дерево».

Все встали на физ. минутку. Игра проводится с выполнением физ. упр.

 Учитель. Как у наших у ворот

                 Чудо дерево растет.

Дети. Чудо, чудо, чудо, чудо

           Расчудесное.

                 

Учитель. Не листочки на нем,

                Не цветочки на нем,

Дети. А чулки да башмаки,

          Словно яблоки!

Учитель. Мама по саду пойдет,

                 Мама с дерева сорвет

Дети. Туфельки, сапожки

           Новые калошки.

Учитель. Папа по саду пойдет,

                 Папа с дерева сорвет

                 Маше – (дети) гамаши,

                  Зинке – (дети) ботинки,

                   Нинке – (дети ) чулки.

                   А для Мурочки такие

                   Крохотные  голубые

 Дети. Вязаные  башмачки

            И с помпончиками!

Все. Вот какое дерево,

         Чудесное дерево!

Учитель. Эй вы, ребятки,

               Голые пятки,

               Рваные  сапожки,

              Драные  калошки,

              Кому нужны сапоги,

              К чудо – дереву беги.

Работа по учебнику – стр.222-223.

1.Чтение хором о К.И.Чуковском.

2.Диалог из « Телефона» читаем так: учитель спрашивает, класс хором отвечает.

3.Учитель.

      Однажды Корней Иванович увидел, как его двухлетняя дочь заставляла воображаемую собаку мяукать. И чтобы принять участие в этой игре, он сочинил для дочери целый ряд подобных небылиц.

      Свинки замяукали:

      Мяу! Мяу! и т. д.

Так  появилось стихотворение «Путаница».

4. а) Читаем стихотворение «Путаница».

    б) После чтения «Путаницы» выяснить:

 - Какое чувство вызывают эти строки?

 - Что напутал автор?

 - Какие строки для вас были самые веселые?

 - Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?

                            Третья страница.

                 Веселая викторина по произведениям К.И.Чуковского.

1. Занимательное задание. ( Выдаются карточки и по иллюстрации найти 5 отличий).

   От мочалки Мойдодыра

   Наш грязнуля убежал

   И большого крокодила

   На  аллее повстречал.

   С ним Тотоша и Кокоша.

  До чего они похожи!     Но отличия все ж есть.  Пять их найдите.

2.Ребус.

    Узнай  имя сказочного героя по первым буквам рисунка.

( Бабочка, иголка, белка, индюк, гриб, баран, нож).

     Бибигон.

3.Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, в приемной у зубного врача, он, чтобы не тратилось  попусту время, сочинял загадки для детей. Сейчас мы с вами будем их отгадывать.

     Хожу – брожу не по лесам,

    А по усам,  по волосам,

    И зубы у меня длинней,

   Чем у волков и медведей.

             Гребешок.

           На малину налетели,

           Поклевать ее хотели.

           Но увидели урода –

           И скорей из огорода!

           А урод стоит на палке,

           С бородою из мочалки.

                    Пугало.

              Лежу я у вас под ногами,

              Топчите меня сапогами,

              А завтра во двор  унесите меня

              И бейте меня, колотите меня,

              Чтоб дети могли поваляться на мне,

               Барахтаться и кувыркаться на мне.

                         Коврик.

                     Вот иголки и булавки

                     Вылезают из под лавки,

                     На меня они глядят,

                     Молока они хотят.

                               Ежик.

4.Игра «Молчанка».

  В названиях стихотворений К.И.Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно  прочитать названия этих сказок?

   Дети по очереди подходят к доске и исправляют ошибку. Если все согласны, то кивнут головой «да».

     Кармалей, Крашеное солнце, Кутаница, Мокдодыр, Муза- Цокотуха, Федорино море, Худо - дерево.

5.Какое отчество было у Федоры?

      Я Федорушку прощаю,

     Сладким чаем угощаю,

     Кушай, кушай, Федора Е - - р - - на.

Вот и закончился наш устный журнал.

Подведение итогов урока.

-  Ребята,  творчество какого писателя мы сегодня изучали на уроке?

     (Ответ детей).

- Какие виды жанров встречаются в творчестве К.И.Чуковского?

 (Стихи, сказки, проза, загадки ).

-Понравился ли  вам урок, ребята?

-Я тоже довольна вашей работой. Спасибо всем за урок!

Дом. задание: читать выразительно  на стр.223.

Подготовила и провела открытый урок учитель начальных классов В.Г.Иванова, 23.03.2011г.

                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "К.И.Чуковский"

Урок обобщение по литературному чтению с элементами сказки....

открытый урок по литературному чтению "К.Чуковский Путаница"

в конспекте урока отражена технология самооценки обучающихся на всех этапах урока. весь урок построен на групповой работе обучающися....

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая работа на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)...

Конспект открытого урока по литературному чтению " К. Чуковский "Федорино горе"

Конспект открытого урока по литературному чтению  " К. Чуковский "Федорино горе"...

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по теме "Добрый сказочник Чуковский. «Телефон»"

Среди многочисленных уроков младшей школы есть один особый – урок литературного чтения. Его задача не просто научить читать, а пробудить любовь к литературе, заложить основы понимания прекрасного, осн...