Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по теме "Добрый сказочник Чуковский. «Телефон»"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Курская Елена Александровна

Среди многочисленных уроков младшей школы есть один особый – урок литературного чтения. Его задача не просто научить читать, а пробудить любовь к литературе, заложить основы понимания прекрасного, основы нравственно-этических ценностей. Урок литературного чтения по теме «Добрый сказочник Чуковский. «Телефон» продолжает знакомство обучающихся 1 класса с произведениями раздела «И в шутку и в серьёз» (программа «Школа России»)

                                                                                       

 

                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_skazochnik_chukovskiy_.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Добрый сказочник Чуковский.

«Телефон»

Тип урока: урок  применения знаний, умений и навыков

Дидактическая цель урока:

  • продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К. Чуковский «Телефон»)
  • формировать навыки чтения целыми словами;
  • организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения

Планируемые результаты:

Предметные:

Учить инсценировать литературное произведение, основываясь на анализе выразительных средств.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать  по плану, сохраняя учебную задачу, формировать  умение выполнять само- и  взаимопроверку выполненного задания

коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками  и учителем в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; формировать умение выражать собственное отношение к герою в процессе инсценирования.

Учащиеся научатся: подбирать нужную интонацию
и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения; высказывать свои впечатления о прочитанном,
 совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;
  • анализировать и отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты)  для инсценирования литературного произведения;
  • творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения  инсценирования;
  • сотрудничать с одноклассниками и учителем, осуществлять взаимоконтроль.

Формы организации работы учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;

Используемые технологии:

  • Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
  • ИКТ
  • Элементы игровых  технологий

Средства обучения и оборудование:

 1.Учебник «Литературное чтение»  (Л.Ф.Климанова, часть II)

2.Выставка книг К.И.Чуковского.

3.Портрет К.И.Чуковского.

4.Карточки для планирования работы на уроке.

5. «Чудо-дерево» с предметами из сказок (мыло, градусник, воздушный шарик, мочалка, телефон, блюдце, спички, монета)

6.АРМ учителя (видео-сказка «Телефон»)

7.Карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации, клей, ручка.

8. Реквизит для инсценирования (шапочки-маски, телефоны).

9.Карточки для проведения рефлексии.

10.Светофорчики-смайлики для взаимооценки и самооценки.

        Ход урока:

1.Оргмомент.

-эмоциональный настрой на урок:

 Громко прозвенел звонок,

 Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

(приветствуют гостей кивком головы)

Чудесных открытий желаю всем вам!

-Тихо садитесь. Проверьте правильность посадки.

2.Сообщение темы урока.  Целеполагание.

-Сейчас у нас с вами урок литературного чтения, и я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.

а)Обзор выставки книг:

Мои дорогие девчонки, мальчишки,
Пока не берите тетрадки и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку –
Я  вас приглашаю в волшебную сказку.   
Кто автор ее вы ответите хором,
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы по обложке названье прочтите
И мненье свое от других не таите.
На выставке представлены книги:
Вот «Путаница», «Телефон», «Айболит» и «Тараканище»,
Рядом стоит «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Крокодил» и «Бармалей».
А кто же написал всё – ответьте скорей.
Конечно же это –
ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ.

(На доске записана тема урока «Добрый сказочник Корней Чуковский»; портрет писателя, выставка книг)

б)Постановка темы, целей урока:

- А это значит, что нас с вами ждет встреча с произведениями (дети читают с доски) доброго сказочника Корнея Чуковского.

   - Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке?

   - Для чего вам это нужно?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К.Чуковского, почитаем, услышим и увидим его произведения.

3.Планирование урока.

- Чтобы достичь поставленной цели, давайте с вами вместе спланируем наш урок. Выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку:

  • Повторение изученного.
  • Письмо.
  • Решение примеров.
  • Знакомство с новым произведением.
  • Отжимание.
  • Чтение и выполнение заданий к тексту.
  • Подведём итоги.

- Будьте внимательны при выборе карточки  помните, что у нас урок чтения.

3.Актуализация знаний обучающихся.

1)Повторение и расширение биографических знаний обучающихся:

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

        (Ответы детей: Чуковский – псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Он много произведений написал для взрослых,  писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Но больше всего его знают как автора сказок и стихов для детей. Его книги   веселые и добрые, похожи на игру)

        - А вот  сказочником Корней Иванович  стал совершенно случайно. В его семье было четверо детей. Заболел его маленький сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

                                             «Жил да был крокодил,

                                             Он по улицам ходил.

             Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.

А однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

                                               «Надо, надо умываться

                                               По утрам и вечерам.

                                               А нечистым трубочистам

                                               Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

2)Игра «Чудо-дерево»

- Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

-Этими строчками начинается его забавное стихотворение «Чудо-дерево».

У нас в классе тоже выросло необычное дерево, а растут на нем разные предметы, которые принадлежат его сказочным героям. Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.

        (На дереве висят разные предметы;  дети называют, из какой они сказки)

  1. Воздушный шарик (”Тараканище”: А за ним комарики на воздушном шарике…)
  2. Мыло, мочалка (“Мойдодыр»: Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса, и юлило, и мылило, и кусало, как оса…)
  3. Блюдце (“Федорино горе”: А за ними блюдца…)
  4. Градусник (“Айболит”:  И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам, и всем по порядку даёт шоколадку, и ставит и ставит им градусники…)
  5. Денежка (Муха-Цокотуха”: Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... )
  6. Спички. («Путаница»: А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...)

- Молодцы, ребята! Среди вас действительно есть настоящие знатоки сказок дедушки Корнея!

- Вы трудились не на шутку, проведем физкультминутку!

4.Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки  по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки  по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

5.Работа над сказкой «Телефон»

1)Подготовка к восприятию сказки «Телефон»

- На нашем чудо-дереве остался еще один предмет:

Загадка:

По краям коробочки

Разместились кнопочки.

Ну, а рядом – в уголке –

Ручка с трубкой на шнурке.

Быстро кнопки нажимаю,

Трубку к уху приставляю,

И не бью баклуши я,

Я – говорю и слушаю. (Телефон.)

- Из какой сказки этот предмет? ( «Телефон»)

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

А вот что в этой сказке было дальше, мы сейчас с вами узнаем.

2) Просмотр видеосказки «Телефон» (4 мин.)

3)Первичная проверка понимания.

─ Понравилась ли вам сказка?

─ Что особенно запомнилось?

- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)

- Помогает автор?

- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

4)Самостоятельное чтение обучающимися  сказки К.И.Чуковского «Телефон» (вполголоса).

(Учебник «Литературное чтение»: стр.17-20)

5)Проверка самостоятельной работы с текстом - работа в группах.

Правила работы в группе:

  1. Умей договариваться;
  2. Не перебивай друг друга;
  3. Не кричать;
  4. Принимать общее решение;
  5. Не сердиться, не обижаться.

- Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки «в замочек».

  • Задание для 1-й группы:

             Инсценирование отрывка  сказки «Телефон»

Подготовка к инсценированию отрывка сказки «Телефон» (стр.17-18):

-Чтение отрывка;

-Распределение ролей (шапочки-маски героев сказки);

-Упражнение в чтении по ролям;

  • Задание для 2-й группы:

                       Составление правил общения по телефону.

- В сказке звери разговаривают с автором по телефону.

- Учат ли они  нас правильному общению по телефону?

Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно проанализировать и вписать подходящее по смыслу пропущенное слово.

1.Не звоните по _________(пустякам)

2.Звоните только по _____________(важным )вопросам.

3.___________  (Внимательно) слушайте собеседника.

4. Используйте в разговоре __________ (вежливые) слова.

  • Задание для 3-й группы:

                     Игра «О чем просили звонившие?»

- Почему сказка называется «Телефон»? О чем просили звери?

-Рядом  с героями сказки «Телефон» прикрепить карточку с их просьбами:

слон                               калоши

крокодил                          перчатки

зайчатки                    шоколад

мартышки                 «му да му»

медведь                   книжки

цапли                    карусели

свинья                        капли

газель                         соловья

кенгуру                       бегемот

носорог                       Мойдодыр

  • Задание для 4-й группы:

               Творческая работа - оформление обложки книги.

- Обратите внимание на красочное оформление книг. Вам нравится оформление?

- Сейчас вы тоже будете в роли оформителей. Вам предстоит оформить обложку книги, используя подходящие иллюстрации и надписи.

6.Проверка выполненной работы в группах.

1) Модель обложки к сказке «Телефон» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)

2)Игра «О чем просили звонившие?» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)

3)Правила общения по телефону (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)

4)Инсценирование отрывка сказки (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)

7.Подведение итогов урока.

 -Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. В свободное время вы можете почитать книги с нашей выставки и выполнить рисунки для книжки-самоделки, ведь обложка у нас с вами уже есть.

Рефлексия содержания учебного материала: 

-Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план?

- Какие цели мы ставили перед нашим уроком?

- Удалось вам достичь поставленной цели?

- Чем вам запомнился этот урок?

- Что нового вы унесёте с собой?

- Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить за работу на уроке?

Продолжите предложения:

                узнал…

научился…

попробую…

удивился…

понял, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...