Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Ковтунова Ольга Юрьевна

Урок по литературному чтению "Пьеса-сказка про козла С. Я. Маршака" , УМК  "Начальная школа 21 века" по программе Виноградовой. Сказка в двух действиях, инсценируемых детьми. Класс оформлен декорациями, дети-актеры выступают в костюмах. Методы урока направлены на развитие творческой активности обучающихся. Закрепление знаний филологических понятий, умение делать выводы, быть наблюдательными к поступкам людей. Урок дает возможность выработать у детей правила этикета в театре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема урока: «Сказка про козла» С.Я.Маршак.

Цель: расширение знаний о театре, овладение системой филологических понятий: жанр, композиция, персонаж; развитие эмоционально-чувственной сферы, творческих способностей обучающихся; воспитание культуры поведения.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

Вводная беседа. Работа с афишей.

- Что вы видите у нас на доске?

- О чем она нам сообщает?

- Постановка какого произведения идет в театре?

- К какому литературному жанру относится произведение С.Я.Маршака «Сказка про козла»?

II. Сообщение темы и цели.

Сегодня на уроке мы будем инсценировать пьесу Самуила Маршака «Сказка про козла». Ваша цель: показать свои творческие способности и пригласить наших гостей побывать на представлении в театре.

III. Работа с литературными терминами.

А) Из данных слов выберите термины, характерные для литературного жанра - пьеса.

Декорации, ремарка, картина, действие, актер, реплика, действующие лица, сцена, рифма, строфа, олицетворение, повесть, загадка.

Б) Раскроем смысл данных терминов.

IV. Знакомство с правилами поведения в театре.

Сегодня мы с вами отправимся на представление в театр, для этого вы должны знать общепринятые правила этикета.

Сообщение ребят.

- Зритель должен вести себя культурно, не нарушая правил приличия:

1. купив билет в кассе, отправиться в гардероб;

2. в зал войти, показав билет контролеру;

3. после звонка во время представления нельзя разговаривать, ходить, вставать, кушать и шуршать обертками.

4. в перерыве между действиями вы можете выйти из зрительного зала, сходить в буфет или туалет, не забывайте, что нельзя оставлять мусор после себя в зале.

5. по звонку вы должны войти в зал.

V. Сценка «Мы идем в театр».

- Ребята, вы должны показать знание правил поведения во время нахождения в театре.

Театр открывается!

К началу все готово.

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

VI. Инсценировка сказки.

  1. Представление действующих лиц.

Чтобы сказку здесь сыграть,

Нужно роли нам раздать.

а) Работящий, хоть и сед.

Догадайся, это …

б) А у деда есть подружка

Очень милая …

в) Бородатый муж

Рогатой козы.

  1. Инсценировка. Действие первое.

Звенит звонок….

Аплодисменты.

3. Антракт. Сообщение сведений о театральных профессиях.

- А вы знаете, ребята, что за кулисами в театре не менее интересно, чем на сцене. Множество людей самых разных профессий, порой необычных и редких, принимают участие в создании любого спектакля. Художники, гримеры, парикмахеры, столяры, электрики, даже электросварщики. В специальных мастерских изготавливают декорации, делают лестницы, двери, колонны, мебель.

Есть и бутафорский цех! Бутафоры могут сделать что угодно: драгоценные камни, старинные шпаги.

Слово суфлер пришло из французского языка, означает – подсказывать. Суфлера не видно и не слышно, он спрятан в будке.

А сцена, чем не гигантская машина! Все кружится, двигается, поднимается. Начальник здесь – главный машинист.

А сейчас отгадайте загадки о театральных профессиях:

А) Вам пиратом иль котом,

Принцем, чудищем, шутом

Стать поможет, например,

Сшив костюмы……

Б) Он на сцене ходит, пляшет,

И поет, и шпагой машет.

Поразит всех мастерством:

То он царь, то волк, то гном.

И зовется с давних пор

Человек этот……

В) Кто под полом сидит,

Словно мышка,

На страницу направив взор!

У кого под рукой с пьесой книжка,

Кто поможет актерам…….

- Сейчас мы с вами отдохнули, занимаем удобно свои места и смотрим продолжение нашего спектакля.

VII. Представление. Действие второе. Семь волков. Сцена происходит в лесу. Звенит звонок…

Конец. Аплодисменты.

VIII. Вывод. Работа с пословицами.

- Как вы думаете, с какой целью С.Я. Маршак написал эту сказку? А разобраться в этом нам поможет меткая народная мудрость русских пословиц:

Своим умом живи, а добрым советам не пренебрегай.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Каков характер, таковы и поступки.

С добрым жить хорошо.

Отвага – половина счастья.

Смелого да умного и страх не возьмет, и враг не побьет.

Гибнет тот, кто трусоват.

Страх и смерть – сестра и брат.

Согласную семью и горе не берет.

Выслушивается мнение детей.

IX. Выставка книг С. Я. Маршака. Сообщение о других пьесах автора.

X. Итог урока.

1.  Какая сцена вам запомнилась наиболее? С кем из героев вы хотели бы дружить? Кто из вас хотел бы поучаствовать в спектакле? Кто из детей, участвовавших в спектакле, смог проявить свои способности актера.

2. Если вам понравился наш урок-спектакль, то выберите из предложенных вам цветов яркие и украсьте ими декорации на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....