Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология формирования типа правильной читательской деятельности.   Применяются  следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. 

Используются разнообразные средства  обучения (наглядности, компьютерной презентации, интерактивной доски, материалов учебника) , используются  разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, перечитывание, выразительное, вслух, про себя, «жужжащее»).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Организационный момент. Формирование рабочего настроя на предстоящий урок. Развитие речи.                                                      слайд1

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,(руки вверх)

Доброе утро приветливым лицам.( в стороны)

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Всем ,всем ,доброе утро!

Желаю вам я не лениться

И активно всем трудиться

Руки смело поднимайте,

На вопросы отвечайте!

А сейчас разминка речи!

Чтобы лучше вам читать,

Звуки,буквы очень чётко

 Надо громко называть.

А поэтому мы звонко

Все прочтём скороговорку!

-Ребята, а как нужно читать скороговорку?

Скороговорка .                      (слайд2)

Дышат кошки,

Дышат мышки,

дышат мишки

и детишки.

- Прочитаем вполголоса, четко артикулируя.

- Прочитаем громко и чётко.

- Прочитаем с логическим ударением на подчеркнутые слова.

- Прочитаем, показав ритм, постепенно убыстряя темп.

- Прочитаем скороговоркой , закрыв уши, три раза.

3.  Актуализация знаний.

-Представьте, что  вы в театре .

- А кто знает, как себя нужно там  вести?

Актёры приготовили для вас инсценировку одного произведения .

- Ваша задача: назвать это произведение.

-Приготовились и смотрим.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши! .(СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)

-И так, кто догадался?

-Конечно, басня « Стрекоза и муравей» и написал её кто?

- Иван Андреевич Крылов.           (слайд3)

-А как вы думаете , с чем же мы будем работать на уроке?

(познакомимся с новой басней)       (слайд4)

-А вот какая, вы узнаете позже.

а) сообщение о жизни И.А.Крылова.

-А  вначале, давайте вспомним о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Аня Орлова приготовила  сообщение и готова  нам напомнить его жизненный путь! (слайд5)

 

 Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г. Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Когда И. А. Крылов был маленький, он очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его  баснях  люди  узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.(СТАВЛЮ ОЦЕНКУ)

-Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)

 - А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)

 - А что такое басня? (короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить)     (слайд6)

-А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)

 - А чем басня отличается от  сказки? (имеет мораль)

 - А что такое мораль? (нравоучение)

   - Какие мысли выражает мораль?( Что надо делать и чего не надо.)

 - Давайте вспомним, из каких элементов состоит басня?

 ( завязка (начало басни), развитие действия, концовка, мораль)

 - Какие же басни И.А.Крылова вы знаете? ( «Лебедь, Щука и «Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей» и т.д.).      

                                         

Выставка книг (работа по ней)

-  Ребята, посмотрите на выставку книг, здесь представлены книги И.А.Крылова, известного вам баснописца, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Они тоже писали басни, но не в стихах, а в прозе. В дальнейшем мы с ними тоже будем знакомиться. После урока подойдите, посмотрите, и советую вам прочитать понравившиеся книги.

4.Изучение нового материала.

1.-Введение в тему.

-А сейчас вы будете работать в группах.

-Но для начала давайте вспомним правила работы в группах.         (слайд7)

  1. Работай дружно по плану.
  2. Умей выслушать другого.
  3. Уважай мнение других.
  4. Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения

- Я вам раздаю задания.

-Вам надо разгадать зашифрованные  слова.

-Когда группы будут готовы, покажите знак.(правая рука в центр со знаком «окей»)

4

6

8

6

2

7

9

5

1

3

1-Б 2-Г 3-ь 4-Ч 5-У 6-И 7-О 8-Ж 9-Л

-Что же получилось,скажите хором!

-Так какова же тема нашего урока?(И.А. Крылов « Чиж и Голубь») (слайд8)

-А кто это чиж и голубь?

- А почему написаны с большой буквы?(герои произведения)

2.-Рассказ о чиже и голубе.(СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)

-Но вначале ученики нашего класса хотели бы немного рассказать об этих птицах.

(Слайд9)

ЧИЖ  — один из видов певчих птиц.

Длина тела составляет около 12 см, весит 12—14 г.

Общая окраска зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета. Клюв серый. ́

Летом живёт парами; к осени собирается в более или менее значительные стаи. Зимой стайками откочёвывает на небольшие расстояния, особенно по долинам рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролёт чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в средней, но даже в северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки.

Питается насекомыми  и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена берёзы и ольхи.

Голубь — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби . Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. Птицы голуби являются древнейшими  спутниками человека и пользуются его неизменной любовью. Приручен дикий голубь более пяти тысяч лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу – их свыше 800.

Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, принадлежат  к ловким и выносливым птицам. Питаются эти птицы  разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т.п.

3.-Грамзапись басни»Чиж и голубь».Первичное восприятие(СЛАЙД10)

-Прежде, чем её прочитать, послушайте  чтение басни актёром, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.

-Какие чувства она у вас вызвала?

4.Вторичное восприятие басни.

-А теперь попробуем прочитать сами! При чтении отмечайте для себя непонятные слова.

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

- Какая беда случилась с Чижом?

( Чижа захлопнула западня.)

- Как чувствовал себя пойманный Чиж?

( Он метался и пытался освободиться.)

-Как вел себя молодой Голубь?

( Голубь над ним издевался и смеялся.)

- Что произошло с Голубем?

( Голубь запутался в силке.)

- Кого поддерживает автор – Чижа или Голубя?

( Автор поддерживает Чижа.)

- Почему автор не сочувствует Голубю?

( Потому что не нужно смеяться над чужой бедой.)

- Согласны ли вы с ним?

- Какие недостатки высмеивает автор?

(Он высмеивает злорадство.)

-Какие слова басни стали крылатыми?

 «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!».

5. Физминутка.(сначала на местах, а затем в круг вышли)(СЛАЙД11)

Руки вверх мы поднимаем

Прилетела птичья стая.

Руки вверх и руки вниз

Это голубь,это чиж.

И присели на карниз.

Головой мы повертели,

Вспорхнули,быстро улетели.

И под музыку сейчас

 Покажем птичий перепляс.

7. Работа в парах.

- Какая пословица подходит этой басне?

-Почему?

 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

 Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

 Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

- Чему нас учат басни, которые вы прочитали и посмотрели?

-  Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

-А что басни высмеивают?(СЛАЙД12)

Чтение по ролям по  группам (СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)

Игра « Самый быстрый»( слайд13)

-Из какой басни фраза?(интерактивная доска)  

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

8. Рефлексия.( слайд 14)

- Ребята, с наступлением холодов, о ком мы должны заботиться?

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?

 - У птиц есть природные столовые.

Например, деревья рябины и терновый куст.

Берегите рябину и терновый куст!

 Не ломайте  ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

 Я вам предлагаю создать природную столовую для наших птиц голубя и чижа из ветки рябины и тернового куста.

- Если вам понравился урок, вам было интересно, то вы прикрепите ягодку рябины к ветке, а если было вам скучно и трудно , то ягодку тёрна.

 Но помните ,ведь ветки тёрна покрыты шипами и поэтому птицам трудно достать ягоды.

Итог урока.  

Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек!

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век!

- Что понравилось?

- Что нового  для  себя узнали на уроке?

Домашнее задание.

Выучить наизусть басню и нарисовать к ней рисунок.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРОЕ УТРО!

Слайд 2

Дышат кошки, Дышат мышки, Дышат мишки И детишки.

Слайд 3

«Стрекоза и муравей» И.А.Крылов

Слайд 4

Иван Андреевич Крылов ( 1769 — 1844 )

Слайд 5

короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить . БАСНЯ -

Слайд 6

«Чиж и Голубь» И.А. Крылов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...