Мастер - класс по литературному чтению с использованием ИКТ "Честь и достоинство человека"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Мелихова Татьяна Александровна

Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева "Честное слово", дает возможность понять значение слов "честь" и "достоинство" и применить его в собственном жизненном опыте.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесно-наглядные, практические.

Организуется фронтальная, индивидуальная и групповая работа. На уроке используется мультимедийная презентация "Честь и достоинство человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dostoinstvo.docx25.26 КБ
Office presentation icon chest_i_dostoinstvo.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мастер - класс» с использованием  ИКТ «Честь и достоинство человека»

Мелихова Т.А., учитель начальных классов

Цели для педагога:

  1. Дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте.
  2. Совершенствование навыков работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных навыков.
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.

Форма работы: работа в группах.

Оборудование:

  1. Карточки – загадки
  2. Стихи – ситуации
  3. Тест
  4. Жетоны «Солнечные зайчики»
  5. Презентация

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Работа по теме:

А) Введение в тему занятия.

  1. На доске карточки со словами

ОБОРДАТ

ВИЧОТЫЗТЬОВС

ВЖИЛСЬТО

НССЕТЬЧТО

- предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)

- что объединяет эти понятия? (качества человека)

- какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)

- (напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя)

        Б) Работа по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»

- сегодня мы будем говорить о герое рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». (Слайд 1) Предлагаю иллюстративно вспомнить текст. (Слайд 2-5)

- подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь)

- как понимаете слово честь? (ответы учителей)

Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов. (Слайд 6)

  1. достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
  3. почет, уважение.

Обратимся к тексту.

- так почему же мальчик не ушел?

- что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Ответы учителей)

        Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением.

Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.

Мы живем сейчас в очень непростое время. Бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять.

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?

        В) Совместный анализ понятий.

И снова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

(Слайд 7) Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.

Работа в группах.

Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.

Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуации и высказать свое мнение.

Задание 1-й группы:

Но как же быть, когда идет игра,

Партнеры лгут, блефуют, кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже -  

И как же быть тогда?

Задание 2-й группы:

Но как же быть, когда идет борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор – там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?

В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)-ответы учителей.

Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.

        Г) Рефлексия.

(Слайд 8) «Моя честь - это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».

 

И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет»,  вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.

Тест.

  1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
  2. Честь – это ответственность за свое поведение.
  3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
  4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
  5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
  6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
  7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.
  8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
  9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
  10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые люди могут воспитывать честных и достойных учеников. Аплодисменты вам!

Д) Итог занятия.

а) В заключении скажу вам святые слова:

- Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

- Те, кто не испытывает стыда, уже не люди!

или

б) В заключении хочу прочитать вам стихи Б. Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Благодарю за труд! Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Леонид Пантелеев

Слайд 5

Честь - это достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение. Ожегов С.И.

Слайд 12

Достоинство - это положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Ожегов С.И.

Слайд 13

«Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.»

Слайд 14

Тест . 1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат. 2. Честь – это ответственность за свое поведение. 3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

Слайд 15

4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя. 5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству. 6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

Слайд 16

7. Достоинство – это чувство превосходства над другими. 8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение. 9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это. 10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Урок по литературному чтению  разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...

Мастер-класс по литературному чтению

Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине  Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания ...

Презентация мастер-класса по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению...

Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки

Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...

мастер-класс по литературному чтению

Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети ...

Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.

Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....

Мастер - класс по литературному чтению, 2 класс

Мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», во 2 классе....