мастер-класс по литературному чтению
методическая разработка на тему

Дашиева Альбина Жамсарановна
Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети мало читают, е понимают смысла прочитанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon albina_master_kl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

             

Мастер – класс по литературному чтению.

«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вместе исследовать проблему:

что же значит уметь читать текст? 

Вопрос к аудитории.

- Почему дети не понимают смысла прочитанного текста? От чего это зависит?

 (медленно читают, не знают лексического значения слов,)

Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

  1. усиление влияния средств массовой информации - чтение книг                                                         заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
  4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

1. Актуальность темы.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий, добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. 

- Мы живем в высокотехнологичном мире, и прирост информации ежесекунден. Наша задача - учить тому, чего сами еще не знаем, тому, что понадобится ребенку завтра. Задача школы - не в передаче информации. Мы должны показать подходы и методы работы с информацией.

 «Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С.Пушкин.

Проведение мастер-класса

1 шаг

Представление опыта

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.

2.Универсальные учебные действия  (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД                                                                                                                   

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

2 шаг

Представление системы упражнений

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.                                                                            

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап.  Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап.  Работа с текстом после чтения.

3 шаг

Имитационная игра

Драгунский  Друг детства.

1 этап. Работа с текстом  до  чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

- О чём будет произведение?

УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

- Прочитайте вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом достаточно новый. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершат разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые  авторские вопросы, задавать свои, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают  ли они с замыслом автора, включать воображение. 

Пример диалога с автором.

 - Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

 - Проверим наши прогнозы.

 Словарная работа  (объяснение и уточнение значений слов) ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: слово толкуется в контексте.

УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

  • Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.  Беседа. Понимание авторского замысла.
  • Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Это информация ляжет на подготовленную почву:ребёнок сможет соотнести её с тем предположение о личности автора, которое у него сложилось.
  • Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник. Точен ли в деталях.
  • Выполнение творческих заданий.(придумать конец рассказа)

УУД:

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Выказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

4 шаг

Моделирование

- Подтвердились ли наши предположения? Какой вид текста: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена  главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1)- Составим модель – описание героев басни. (Работа в группах.)

 1 группа – Белка. Какая она?

 2 группа – Волк. Какой он?

Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые  дела, творить добро))

2)- Что же такое добро?( Работа в группах)

1группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим  значение слова Добро в Толковом словаре.

1)Добро –  Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

 5 шаг

 Рефлексия

- Подведём итог нашей работы.

- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.

- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек  должен

творить  доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой. (учитель спрашивает 2-3 учеников)

Уч-ль: В произведении В.Ю.Драгунского "Друг детства" нет незнакомых слов, но значение двух из них следует уточнить. Посмотрите на доску, расшифруйте записи слов и назовите их.

На доске запись: 17 р 10 с 17 10 ч 10 ло

Уч-к: Это слова приспичило и утиль

(учитель помещает на доску карточки с данными словами)

Уч-ль: Объясните лексическое значение слов

(учащиеся объясняют, а учитель уточняет, что приспичило - это очень захотелось , а утиль - вещи, негодные к употреблению)

Уч-ль: По названию и известным словам из нового произведения попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь в произведении В.Драгунского.

(учащиеся делают предположения и высказывают их вслух)

Уч-ль: Давайте прочитаем произведение В.Ю.Драгунского "Друг детства" и определим, чьё предположение оказалось более точным.

(Учитель читает произведение вслух, учащиеся следят за чтением учителя)

Уч-ль:  Чьё же предположение оказалось более точным?

Уч-к:  Ребята, скажите о чём это произведение в форме одного предложения, используя для этого следующую запись на доске.

На доске :

Это: о том, как мальчик: и передумал быть : .

Уч-ль: Прочитаем это произведение еще раз и определим его жанр.

(учащиеся читают произведение вслух по очереди)

Уч-ль: Какого жанра произведение вы прочитали? Обоснуйте свой ответ.

Уч-к:  Это рассказ, потому что произведение "Друг детства" небольшое по объёму с небольшим количеством героев и в нём описывается один случай, произошедший с мальчиком.

Уч-ль: Назовите, кто главный герой рассказа "Друг детства"?

Уч-ль: Кем хотел стать мальчик, когда ему исполнилось шесть или шесть с половиной лет? Как вы думаете, чем привлекала его каждая профессия?

Уч-ль: Какие черты характера проявились у мальчика, когда он думал о разных профессиях? При ответе на этот вопрос, используйте запись на доске: (можно использовать слайд).

На доске:

добрый гордый

мечтательный смелый

фантазёр сдержанный

верный обманщик

увлекающийся преданный

откровенный обидчивый

чувствительный сильный

Уч-ль: Как вы думаете, почему мальчик решил стать боксёром?

Уч-ль: Что предложила мама мальчику для тренировки силы духа?

Уч-ль: Найдите в тексте описание этой игрушки. Прочитайте.

Уч-ль: Почему мальчик отказался развивать силу удара на мишке?

Уч-ль: Какие качества характера проявились в этой части рассказа? Используйте имеющийся на доске список слов.

Уч-ль: Какую основную мысль хотел донести до нас автор этого рассказа?

Обобщение учителя: Человек без друзей, что дерево без корней. Никогда нельзя обижать и предавать своих друзей. Друзьями надо дорожить.

На доске: (запись или слайд)

Верному другу цены нет.

Всякий избирает друга по своему нраву.

Дерево держится корнями, а человек- друзьями.

Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

Уч-ль: Прочитайте пословицы. Назовите ту, которая наиболее отражает основную цель изучаемого произведения.

Уч-ль: Как вы думаете, осуществил ли мальчик свою мечту?

Составьте дома рассказ об осуществлении мечты Дениски.

В конце урока проводится рефлексия. На доске прикрепляются рисунки боксёрской груши и мишки

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

16  слайд  А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  1. На мастер - классе побывали ….
  2. Работа в мастер - классе мне….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс по обучению динамическому чтению

показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...

Мастер-класс по технологии продуктивного чтения

Мастер-класс по технологии продуктивного чтения с презентацией и вопросами к каждому слайду...

мастер-класс по предмету Литературное чтение "Система образов в басне И.А.Крылова "Квартет".

Данное мероприятие направлено на знакомство с творчеством знаменитого баснописца И.А.Крылова и на то,чтобы уметь выделять особенности характеров главных героев басни....

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Мастер-класс "Использование различных видов чтения"

Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....

Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"

Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"...

Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.           С введением н...