Проект "Сочиняем казачьи сказки"
проект (3 класс)

Диденко Ольга Наилевна

Проект позволяет решать одновременно несколько образовательных задач: учить писать сочинения, знакомит с особенностями казачьих сказок, расширяет словарь литературоведческих понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 Муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края

Проект по теме:

«Сочиняем казачьи сказки»

Учитель начальных классов:

Диденко О.Н.

2012-2013 учебный год

Проблема: Как сочинить казачью сказку?

Цели: вовлечь учащихся в процесс создания казачьей сказки;

            создать условия для наиболее эффективного усвоения материала;

         развивать устную и письменную речь учащихся, развивать кругозор;

        воспитывать интерес к миру литературы.

Этапы выполнения проекта:

  1. Объявление темы проекта.
  2. Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков, проявляющеюся в сказках.
  3. Знакомство с казачьими сказками. Выявление особенностей построения, самобытностью героев, особенностями речевого оформления. Поиск ответа на вопрос «Чему учит сказка? Чем отличается от авторской, русской народной?»
  4. Составление плана проекта в паре.
  5. Изготовление и оформление книжки-малышки.
  6. Урок-семинар. Презентация проектов.
  7. Организация выставки проектов.
  8. Объявление лучших работ учащихся.

Ход проекта.

1.Объявление темы проекта.

Ребята, а вы умеете сочинять сказки? Как вы думаете, что для этого нужно уметь, какими знаниями владеть?(ответы детей)

2.Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков, проявляющейся  в сказках. (Занятие 1).

Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету - количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.

В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци -жнецы, копуавть- покупать, суворый - суровый: Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты - балакать.

Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.

Знаете - ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки -анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.

Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге"Казачьи сказки" около 100 сказок.

- Ребята, какие сказки вам знакомы?

Сейчас вы услышите сказку "Тройная благодарность".

Попробуйте объяснить лексическое значение слов, которые встретятся в инсценировке.(дети инсценируют сказку)

Благодарность - чувство признательности к кому - нибудь за оказанное добро.

Граница - рубеж.

Посты - небольшая вооруженная команда, поставленная в определенном месте для охраны.

Абрек - горец, участвовавший в войне против царских войск.

Беккет - замаскированный пост на границе.

В полон - взять в плен.

"Тройная благодарность".(инсценирование)

Вопросы для оценки осознания смысла и особенностей сказки:

Как казак оценил помощь муравья?

В каких словах выражена основная мысль сказки?

Ваше личное отношение к героям?

Что взяли для себя?

Домашнее задание: прочитать другие сказки в обработке Б. Алмазова и записать в тетрадь таблицу.

Название и тема сказки

Структура сказки

Главные герои

Особенности речевого оформления

Чему учит сказка?

3. Знакомство с казачьими сказками. Выявление особенностей построения, самобытностью героев, особенностями речевого оформления. Поиск ответа на вопрос «Чему учит сказка? Чем отличается от авторской, русской народной?» (Занятие 2).

1. Пересказ нескольких сказок учащимися, анализ с помощью заполненной дома таблицы.

Выявление особенностей сказок может выглядеть так:

Сказка « Поединок Петра-царя с казаком»

Конфликт с центральной властью всегда стоял обособленно в казачьей среде. Вольные, свободолюбивые казаки не хотели принимать правила жизни, навязанные им властью. В начале они активно выступали против, но со временем «поутихли» и признали власть Москвы. А вот все моменты противостояния так и остались в сказках.

Особо почитаются в казачьих сказках герои донские «Донской герой вихрь-атаман Платов», Степан Разин, Ермак Тимофеевич.

Сказка «Ермак и уж».

       С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию, буквально холили и лелеяли его. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте в его доме, являлось наградой за доблесть, и конечно же не могло не найти свое место в казачьих сказках. Обладая необычайной силой, и здесь оружие для казака выступает защитой для бедных и обделенных, справедливой карой за дела неправильные.

Сказка «Шашка-саморубка».

В казачьих сказках , несмотря на общность казаков в правом деле, явно просматривается нить неравенства казаков, их имущественное положение, и здесь, как бы в отмщение, всегда бедный казачок выходит из положения победителем, о зажиточные казаки выступают посмешищем.

Общий вывод.

Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность. Передавались сказки из уст в уста, и лишь в XIX века начали записываться собирателями и краеведами.

Главное отличие казачьих сказок от русских народных- это отсутствие помощи волшебной силы. Казак достигает своих целей , благодаря смелости, уму , выносливости и хитрости. В сказках прослеживается мечта народа о свободе, воле и счастливой жизни.

4. Составление плана проекта в паре. (Занятие 2)

Поскольку коммуникативная технология является одной из наиболее сложных, то необходимо коллективное обсуждение планов проекта каждой пары и своевременная коррекция. Примерный план может быть таким:

  1. Название сказки «Бабушкино веретено».
  2. Идея сказки «Труд человека красит».
  3. Главные герои : Маша, пес, старушка.
  4. Вид сказки: бытовая.
  5. Особенности речевого оформления: троекратное повторение, наличие пословиц, описание местности, костюмов и быта героев.
  6. Чему учит сказка?  (Вывод, счастливая концовка).

Важно помочь детям построить сюжетную линию сказки. Это проще сделать в виде плана, составленного в форме вопросов.  Например ,так:

  1. Кто главный герой сказки?
  2. Зачем он отправляется в путешествие?
  3. С какими трудностями столкнулся герой вначале?
  4. Как он преодолел трудности? Кто ему помогал советом?
  5. Чем закончилась сказка?

4.Изготовление и оформление книжки-малышки (лучше дать задание на дом, корректировать текст, обговорить макет  и иллюстрации).

Примерный план создания книжки.

 Складываем лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница–обложка. Ее необходимо оформить рисунком, отражающим тему сказки. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница).

6. Урок-семинар. Презентация готовых проектов учащихся.  (Занятие 3)

Перед началом презентации работ необходимо обговорить лимит времени, каждая пара выбирает докладчика для защиты проекта. После каждой презентации учитель совместно с учащимися анализирует работу учащихся (критериями служат пункты таблицы) и выставляет оценку в баллах.

  1. Оформление выставки книжек-малышек.

Все работы выставляются на стенд, чтобы в течение недели учащиеся могли поближе познакомиться с проектами других ребят.

  1. Объявление лучших проектов.

Это необходимо сделать, чтобы стимулировать желание учащихся к познанию литературы родного края и.

Использование интернет-ресурсов:

1.http://project.1september.ru/work.php?id=565691

2. http://vseskazki.su/kak-sochinit-skazku.html

3. http://puzkarapuz.ru/content/261

4. http://moja-skazka.ru/?page_id=3703

5. http://tsvetyzhizni.ru/maminy-posidelki/pyat-poleznyx-sovetov-kak-pridumat-skazku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казачьи сказки.Презентация.

Казачья сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа.Казачьи сказки, как составляющая часть культурного наследия донских казаков, - один из важных факторов социализации лич...

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

Казачьи сказки

«Казачьи сказки »Цель:  создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.Задачи:- во...

Внеурочное мероприятие "Казачьи сказки"

Театральное представление кукольного театра...

Открытое занятие театрального кружка Тема: «Казачьи сказки».

Создание условий для формирования личностных УУД; Формирование у школьников начального представления о казачестве, Пробуждение у них чувств патриотизма и гордостиразвитие интереса и уважения к истории...