Казачьи сказки
классный час на тему

Гайдарова Людмила Александровна

 «Казачьи сказки »

Цель:  создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.

Задачи:

- воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию донских казаков;

- развитие интереса детей к казачьей сказке и  развитие творческих способностей обучающихся;

- приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки, понятию о неповторимости и прелести сказок донских казаков, а также  углубление знаний воспитанников о народной сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_skazki.docx270.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Казачьи сказки»


http://pirmir.ru/upload/medialibrary/knigi/don_klad_5.jpg

Подготовила:

 Гайдарова Л.А.

 «Казачьи сказки »

Цель:  создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.

Задачи: 

- воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию донских казаков;

- развитие интереса детей к казачьей сказке и  развитие творческих способностей обучающихся;

- приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки, понятию о неповторимости и прелести сказок донских казаков, а также  углубление знаний воспитанников о народной сказке.

Оборудование: презентация, картинки по теме, казачьи  книги

Оформление: доска оформлена в соответствии с темой занятия, на столе лежат книги.

Форма проведения: час общения

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Усадить детей и настроить на работу в классе

2.Сообщение темы:

Воспитатель: Мы продолжаем, ребята, наше знакомство с удивительным миром  сказок. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в необыкновенную страну, которая называется Казачьи сказки. Мы отправимся туда на ковре-самолете. На своем пути мы будем делать волшебные остановки, где узнать новое о казачьей сказке нам помогут ранее полученные знания. Тема нашего занятия: "Казачьи сказки: сказочный мир казаков неповторим".

3.Изложение нового материала:

Воспитатель: "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости".  Сегодня мы с вами окунёмся в одну из них.

Воспитатель: Сегодня я прочту вам одну из удивительный и поучительных казачьих сказок под названием «Доброе сердце дороже красоты»

Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.

Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров - шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.

Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.

Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.

Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету - не найдешь.

Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:

- И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, - спрашивает злая девушка. - Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?

Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.

Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.

Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.

...В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их. Остановил он коня и крикнул:

-        Люди добрые, нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги отдохнуть?

Проходила в это время по двору красавица Улита, взглянула на казака - сапоги у него в пыли, лицо бородой обросло, красоты мало в нем, и сказала:

-        Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше.

А Груня выскочила из куреня, коня напоила, казаку помыться дала, чистое полотенце принесла, отвела казака в горницу, накормила, на чистую кровать спать уложила, а сама села в головах, сидит - мух отгоняет.

Залюбовалась Груня красотой казака: чуб казачий на белый лоб падает, от длинных ресниц тень на белые щеки ложится, грудь богатырская, как волна, вздымается.

Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался с Груней, сел на своего быстроногого скакуна и умчался.

Опять живет Груня в тоске да в обиде, живет - ни на кого не жалуется, вспоминает часто казака-молодца, вспоминает да горько вздыхает:

-        Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня...

Вот год проходит, два проходят, прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье с песнями, с шутками-прибаутками, идет - люди радуются, зазывают казаков доброй браги откушать, белого калача отведать.

А к Груниному отцу заехал самый главный командир из войска их. Молод он был, красив и очень храбр - о геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.

Мачеха Грунина свою дочку Улиту наряжает, косы ей заплетает, на руки билезики - красивые браслеты - надевает. Еще краше становится Улита. Взглянешь на нее - глаз не отведешь. А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит.

Вот сели все за стол, взял командир казачий кубок, крепкой бражчой наполненный, поднял его и повел такую речь:

-        Шел я когда на войну с ворогами, притомился с дороги да и зашел в курень казацкий отдохнуть. Лег я спать, и приснился мне сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня и сидит, смотрит на меня, сон мой сторожит.

4.Физминутка

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

(Продолжение)

Добрая эта девица была, а какая она лицом - не ведаю. Крепко спал я тогда и запамятовал. Встал я поутру, оседлал коня и уехал.

Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!

Сидит она пригорюнившись, сидит, вдруг слышит - Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает :

-        А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?

Смутилась Груня, покраснела и отвечает:

-        Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука...

А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце щемит от зависти.

-        А чего ты встала из-за стола, сестрица? - спрашивает она Груню.

-        Пить мне захотелось, Улита.

-        А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, - говорит Улита.

Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво: подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.

Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.

Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:

- А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?

Подошла Улита к нему и говорит:

-        Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на руке, не заживает с тех пор.

Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные - седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:

-        Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.

Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.

Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.

Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:

-        Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.

Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили. А старушка подошла к Улите и сказала:

-        Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, - будешь ты всегда горб на себе носить.

Сказала так старушка, ударила ее посохом своим - и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.

А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:

- А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднесли, спасибо сказали.

И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.

А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных. Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.

Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?

Воспитатель: Какую мысль содержит в себе эта сказка?

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим презентацию, про быт и сказочное прошлое казаков.

5. Итог:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?

Книга — лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Воспитатель: Но эта только одна из множества мудрых казачьих сказок, ваши бабушки и дедушки наверняка знают еще, спросите у них  о том, какие казачьи сказки они знают и расскажите им эту поучительную сказку. Берегите книгу, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сочиняем казачьи сказки"

Проект позволяет решать одновременно несколько образовательных задач: учить писать сочинения, знакомит с особенностями казачьих сказок, расширяет словарь литературоведческих понятий....

Донские казачьи сказки.Презентация.

Казачья сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа.Казачьи сказки, как составляющая часть культурного наследия донских казаков, - один из важных факторов социализации лич...

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

Внеурочное мероприятие "Казачьи сказки"

Театральное представление кукольного театра...

Открытое занятие театрального кружка Тема: «Казачьи сказки».

Создание условий для формирования личностных УУД; Формирование у школьников начального представления о казачестве, Пробуждение у них чувств патриотизма и гордостиразвитие интереса и уважения к истории...