Что за прелесть эти сказки!
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Урок-обобщение по литературному чтению по произведениям А.С.Пушкина.У детей воспитывается активность, интерес к чтению, развивается смекалка, сообразительность и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по чтению

 «Что за прелесть эти сказки»

Цели:

1.        Обобщение знаний учащихся по произведениям Пушкина.

2.        Развитие смекалки, мышления, сообразительности.

3.        Воспитание активности учащихся, интереса к чтению.

Оборудование:

1.        Портрет А.С. Пушкина.

2.        Книга “Сказки А.С. Пушкина”.

3.        Карточки с названиями конкурсов.

4.        Иллюстрации к сказкам (старик со старухой, царь Дадон, колдун, царица-мачеха, три девицы, черт).

5.        Рисунки детей.

6.        Призы для награждения.

Организационный момент:

Итак, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас.

А для кого они?

Для вас!

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- Вы уже знаете много сказок. Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. Все это интересно! И сегодня мы вспомним сказки А.С Пушкина еще раз.

Основная часть:

- Сейчас мы приоткроем страницы этой книги и отправимся по ним в путешествие в страну сказок.

(Один из учащихся читает наизусть заранее выученное стихотворение)

О чем-то скрипнет половица

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка.

- Сейчас мы проведем сказочную разминку. Попробуйте угадать из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут (показать иллюстрации к сказкам: старик со старухой – “Сказка о рыбаке и рыбке”, царь Дадон – “Сказка о золотом петушке”, колдун – “Руслан и Людмила”, царица-мачеха – “Cказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, три девицы – “Сказка о царе Салтане”, черт – “Сказка о попе и о работнике его Балде”)

Сейчас немного поиграем. Проведем конкурс “Лучший знаток”. Для этого поделимся на две команды: “Лукоморье” и “Синеморье”.

Вопросы:

1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку.)

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)

4. Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”?

(Жил старик со своею старухой,

У самого синего моря…)

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня, рыбка.)

6. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”.

(Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.)

Конкурс “Угадай-ка”.

- Кто больше назовет героев из сказок Пушкина? (По рисункам детей)

Конкурс “Почта”.

- К нам пришли письма. Наша задача узнать – кто из отправил.

1. Да вот веревкой хочу море морщить

Да, вас, проклятое племя, корчить! (Балда)

2. Мы объездили весь свет,

За морем житье не худо

В свете ж вот какое чудо… (Корабельщики)

3. Видит девица, что тут

Люди добрые живут,

Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна)

4. Горе мне! Попались в сеть

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)

- А из каких сказок взято название ваших команд? (“Руслан и Людмила”, “Сказка о рыбаке и рыбке”).

Конкурс “Театралы”

За 10 минут учащиеся должны приготовить инсценировку отрывка из любой сказки Пушкина.

Конкурс-викторина

(Участники команд поочередно вытягивают карточки с заданием)

- Угадайте, из каких сказок эти строки?

1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут… (“Сказка о царе Салтане”)

2. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет… (“Сказка о царе Салтане”)

3. В кого превращала лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал “царство славного царя Салтана”? (В комара, муху, шмеля)

4. Как изображает Пушкин царевну лебедь?

(Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава

Выступает будто пава;

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит.)

5. Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее. (Царица-мачеха обращаясь к зеркалу)

6.Из какой сказки эти слова?

Буду служить тебе славно

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть давай же мне вареную полбу. (“Сказка о попе и его работнике Балде”)

Подведение итогов:

Объявление победителя, награждение.(В заключении детям можно предложить прочитать любимый отрывок из сказок Пушкина)

Классный час

«Для чего нужна улыбка»

 

Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы попадём с вами в звёздную страну улыбок.

Прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте.

2. Чтение сказки. Постановка проблемы.

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные. Они были очень добрыми и дружными.

Но однажды пролетала над Звездной страной злая волшебница Злюка. Увидела такую красивую страну и сильно разозлилась. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И задумала она свое злое дело. Она решила заколдовать Звёздную страну. Позвала своих помощниц. Помощницы Злюки - тучи закрыли Солнце. Лучи самой яркой звезды Солнышка погасли. Стало темно и неуютно. Звёздочки забыли что такое доброта и дружба.

-Что же делать? Может быть подождать доброго волшебника?

-Давайте поможем звёздочкам прогнать тучи и напомним звёздочкам о доброте, любви и взаимопонимании.

3. Стихотворение.

- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?

- Послушаем какие добрые дела можете сделать и вы.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он:

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем -

Галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы. Заботы.

"Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать:

Да надо с уборкой возиться опять"

И ты совершаешь великое чудо -

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела. У вас на столе лежат карточки, выберите только добрые дела

1) Думать о родителях.

2) Радоваться неудачам ближнего.

3) Стремиться хорошо учиться.

4) Завидовать.

5) Поиграть с малышами.

6) Помогать ближним.

7) Сделать кормушку.

-Молодцы. Вы справились с первым испытанием и прогнали одну тучку.

4. Сказочные герои.

- Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

-Молодцы. Вы справились со вторым испытанием и исчезла ещё одна тучка.

5. Добрые слова.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой...

- Ребята, а какие слова могут обидеть? (Злые, грубые)

- Давайте подумаем над смыслом пословицы: "Доброе слово лечит, а злое калечит" Как вы её понимаете? (Ответы детей)

- От кого вы часто слышите добрые слова?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия, пожелания, слова в которые входит само  слово "добро".

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

В ДОБРЫЙ ЧАС!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

- Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь,

Пожелай человеку добра в пути,

Добрым словом ты так же поможешь.

- А когда говорят о человеке:

Доброжелательный

Добросовестные

Добросердечные

- Мне хочется, чтобы о вас тоже говорили добрые слова.

Физ. минутка:

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами"  Почему? (Ответы детей)

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого : /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит : /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы : / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь : /здравствуйте/.

Когда нас бранят за шалости, говорим прости,:../ пожалуйста/.

-Молодцы. Вы справились с новым испытанием и ещё одна туча испарилась.

6. Просмотр отрывка из мультфильма "Цветик - семицветик"

-Как вы думаете правильно ли поступила девочка? А как поступили бы вы?

 И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям:

Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.

Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.

Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

-Молодцы. Вы справились с новым испытанием.

7. Качества доброго человека.

Но Звёздная страна ещё покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце в этой стране засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

У вас на столе лежат лучики со словами. Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи рядом с солнышком. Работать будем в паре. Помогайте друг другу.

•        аккуратный

•        доброжелательный

•        вежливый

•        грубы

•        отзывчивый

•        помогает в беде

•        часто ссорится

•        драчун

•        скромный

•        общительный

•        ласковый

•        веселый

•        счастливый

•        наглый

•        внимательный

•        жадный

•        крикливый

8. Итог.

-Вот и засияло у каждого из вас солнышко. Звёзды принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Злюка поняла, что ей здесь нечего больше делать и убралась восвояси. А не пролетала ли Злюка случайно над нашим классом?

- Давайте подарим нашим гостям от всей души добрую песню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки....

КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...