Главные вкладки

    Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Халитова Фануза Минебулатовна

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teremok.rar11.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК 35.

    Тема. Что за прелесть эти сказки!

    Л е к с и ч е с к а я   т е м а:  СКАЗКА « ТЕРЕМОК».

    Цель: научить учащихся слушать и понимать русскую народную сказку, познакомить с повадками лесных жителей, развивать речь учащихся, отработать произношение слов, научить инсценировать сказку, воспитывать интерес к уроку, любовь к сказкам, пробудить желание и стремление изучать сказки.

    Оборудование: учебник «Русский язык» Давлетбаевой Р.Г, модели слов, предметные картинки с изображением диких животных, загадки о диких животных, детские книжки со сказками, маски для инсценировки

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Хоровое чтение ранее заученного стихотворения

    В большой и светлой школе

    Для всех открыта дверь.

    Мы все пришли учиться,

    Мы школьники теперь.

                                 С.Маршак.

    - Здравствуйте, дети. Я хочу предложить вам игру, после которой вы сможете определить тему сегодняшнего урока.

    1. Введение в тему

    - Я расположила картинки в столбики. В каждом столбике имеется лишняя картинка. Попробуйте определить лишнее. За ваши правильные ответы я буду давать жетоны и в конце урока посмотрим у кого больше всех.

    (1 столбик: корова, овца, свинья, медведь. 2 столбик: лебедь, журавль, волк, грач.  3 столбик: лиса, утка, петух, гусь)

    - В первом столбике лишняя картинка с изображением медведя.

    - Почему?

    - Потому что,  корова, овца, свинья – это домашние животные, а медведь – дикое животное.

    (Далее поясняется аналогично)

    - Давайте вспомним, что мы знаем о медведе, о волке, о лисе.

    - В каких сказках мы встречались с медведем. (В сказках  «Три медведя», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Вершки-корешки» и т.д.)

    - Какие сказки читали про волка? («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка» и т.д.)

    - В каких сказках знакомились с лисой? («Колобок», «Лиса и ворона», «Рукавичка», «Заюшкина избушка»  и т.д.)

    - Ребята, скажите, а какой медведь?

    - Волк какой?

    - Заяц какой?

    - Какая лиса?

    - Еще что знаете о медведе?

    - Покажите, как ходит медведь?

    - Как ходит лиса?

    - А заяц как ходит?

    III. Письмо предложения под диктовку.

    а) (Учитель диктует предложение. Ученики составляют схему данного предложения)

    - Медведь спит в берлоге.

                                                   

                                                              .

    - Что вы написали? (Предложение)

    - Докажите, что это предложение.

    - Предложение начинается с большой буквы. На конце ставится точка.

    - Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет)

    - Что обозначает второе слово в предложении? (Действие предмета)

    - Что показывает треугольник в предложении? (Маленькое слово. Слово-помощник)

    - Еще с какими словами-помощниками мы познакомились? (на, с, в, около)

    - Что обозначает четвертое слово в предложении? (предмет)

    - Молодцы, а теперь составим схему второго предложения.

    б) Волк с волчатами идут на охоту. 

                                                                                                                           

                                                                                                                           .

    - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.                                                                                                                          

    IV. Составление предложения по данной схеме.

     (Схема написана на плакате в виде ленты и используется для составления ветровой части крыши  теремка)

                                                                        ,                    ,                     .

    - Ребята, придумайте, пожалуйста, предложение по данной схеме.

    (Выслушиваются разные ответы. Ошибки по ходу исправляются. Обратить внимание на правильную интонацию)

    - А теперь придумайте предложение по этой схеме. (Это вторая ветровая часть крыши)

                                                    .

    - Ребята, посмотрите, как расположу эти предложения.

    V. Физкультминутка

                Веселый музыкант

    Я на скрипочке играю:

    Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

    Тянут зайки на лужайке

    Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

    Заиграл на балалайке:

    Тренди-брень! Треньди-брень!

    Пляшут зайки на лужайке

    Тренди-брень! Треньди-брень!

    А теперь на барабане:

    Бум-бум-бум! Тра-та-там!

    В страхе зайки разбежались

    По кустам, по кустам!

                                  Т.Волгина

    VI. Проверка домашнего задания.

    - Ребята, дома вы должны были выучить загадки о диких животных.

    - Кто расскажет? (Ученики рассказывают загадки и получают по жетону)

    - Молодцы, вы справились с заданием, и на нашей стройке появляется окно и стена.

    - А теперь отгадайте мои загадки. Если отгадаете правильно, я покажу картинку по вашему ответу. (Дети отгадывают, картинки с предметами вывешиваются на доске)

    - Хвост пушистый, в лесу живет в деревне кур крадет (Лиса)

    - Хозяин лесной

     Просыпается весной (Медведь)

    - Зимой белый, летом серый (Заяц)

    - Кто зимой холодной

    Бродит по лесу голодный (Волк)

    - Маленький шарик, под лавкой шарит.(Мышка)

    - Задание  выполнили правильно и мы с вами достроим то, что начали.

    Посмотрите, ребята, что у нас получилось?

    - Домик лесной.

    - Как называется лесной домик?

    - Теремок.

    - Правильно. А вот и жители нашего теремка. (Учитель показывает на картинки)

    - Посмотрите, ребята, как им интересно вместе. Они радуются.

    VII Работа по теме урока

    1. Вступительная беседа

    - Мы знакомились с разными вариантами сказки «Теремок». А теперь вспомните и скажите, что является домиком для лесных жителей?

    - Рукавичка, домик-теремок.

    - А на сегодня я принесла новый вариант сказки. Послушайте и подумайте, что является теремком для данных зверей и насекомых?

    - Вез горшеня в город горшки продавать. По дороге через лес потерял один горшок. Летела мимо Муха-полетуха, увидела горшок и спрашивает:

    -Терем-теремок! Кто в тереме живет?

     Никто не ответил. Влетела Муха и стала жить одна.

    - Скажите, что служит теремком?

    - Горшок.

    - А теперь сравните сказки и скажите, в чем отличие трех сказок?

    - В сказке «Рукавичка» звери жили в рукавичке, пока хозяин не нашел свою рукавичку.

    - В сказке «Теремок» звери жили в горшке.

    - В сказке «Терем-теремок» звери жили в теремке.

    - Чем похожи эти сказки?

    - Во всех сказках звери находят домик. Они приходят по одному.  Во всех сказках приходят лиса, заяц, медведь, волк. В конце сказки что-то случается с домиком. Рукавичку забирает хозяин. Горшок и теремок ломается.

    2. Инсценировка сказки «Теремок»

    - Ребята, сегодня мы станем артистами и будем показывать сказку нашим друзьям. (Учитель выбирает артистов раздает маски. Дети подходят к построенному Теремку и озвучивают сказку)

    - Спасибо нашим артистам. Вы отлично сыграли свою роль. Наш земляк Фирдат Галиев будет рад. Вы достойная смена ему.

    1. Физминутка.

    Мишка с куклой

    Бойко топают,

    бойко топают, посмотри

    И в ладоши

    звонко хлопают

    звонко хлопают, 1,2,3

    Мишке весело,Мишке весело

    вертит Мишенька головой

    Кукле весело

    Тоже весело,

    Ой как весело, ой-ой-ой.

    1. Игра «Развяжи узел»

    - Ребята, я получила какую-то сказку, но ничего не поняла. Может вы мне поможете разобраться. Послушайте внимательно.

    - Жили-были старик со старухой. Была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Лежало оно на подоконнике, лежало и, покатилось. Катится оно по лесу, катится, а навстречу Волк.

    - Яичко, яичко, я тебя съем.

    - Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою.

    Вы козлятушки, вы ребятушки

    Отворитеся, отопритися

    Ваша мать пришла

    Молочка принесла.

    - И покатилось дальше. Навстречу идет заяц и плачет.

    - Отчего ты, заяц, так невесел?

    - Как же мне не плакать. Была у меня избушка – лубяная, а у лисы ледяная. Весна пришла и лисья избушка растаяла. Попросилась ко мне погреться, а меня выгнала из дома.

    - Не плачь, заяц, мы ее сейчас прогоним.

    - Что это, ребята? Какие сказки запутались в одной. Развяжите узел.

    - «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

    - Молодцы, ребята, вы с заданием справились. Видно, вы очень любите сказки.

    VIII. Подведение итога урока

    - Понравился вам урок? Чему научились? Что нового узнали для себя?

    - Посчитайте жетоны. У кого больше всех? (Считаются жетоны, определяются победители. Победители встают на пьедестал Получают медали «Лучший сказочник»)

    - Дома можете сделать рисунок по сказке «Теремок» и расскажите вашим родителям.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН

    ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!

    УРОК-СКАЗКА

    Провела ХАЛИТОВА ФАНУЗА МИНЕБУЛАТОВНА

    Учитель начальных классов высшей категории

    МОУ СОШ с.Якшимбетово

    2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

    Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

    КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

    Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

    Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

    Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

    Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

    Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

    Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

    Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...

    «… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...