Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Халитова Фануза Минебулатовна

Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok.rar11.08 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 35.

Тема. Что за прелесть эти сказки!

Л е к с и ч е с к а я   т е м а:  СКАЗКА « ТЕРЕМОК».

Цель: научить учащихся слушать и понимать русскую народную сказку, познакомить с повадками лесных жителей, развивать речь учащихся, отработать произношение слов, научить инсценировать сказку, воспитывать интерес к уроку, любовь к сказкам, пробудить желание и стремление изучать сказки.

Оборудование: учебник «Русский язык» Давлетбаевой Р.Г, модели слов, предметные картинки с изображением диких животных, загадки о диких животных, детские книжки со сказками, маски для инсценировки

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Хоровое чтение ранее заученного стихотворения

В большой и светлой школе

Для всех открыта дверь.

Мы все пришли учиться,

Мы школьники теперь.

                             С.Маршак.

- Здравствуйте, дети. Я хочу предложить вам игру, после которой вы сможете определить тему сегодняшнего урока.

  1. Введение в тему

- Я расположила картинки в столбики. В каждом столбике имеется лишняя картинка. Попробуйте определить лишнее. За ваши правильные ответы я буду давать жетоны и в конце урока посмотрим у кого больше всех.

(1 столбик: корова, овца, свинья, медведь. 2 столбик: лебедь, журавль, волк, грач.  3 столбик: лиса, утка, петух, гусь)

- В первом столбике лишняя картинка с изображением медведя.

- Почему?

- Потому что,  корова, овца, свинья – это домашние животные, а медведь – дикое животное.

(Далее поясняется аналогично)

- Давайте вспомним, что мы знаем о медведе, о волке, о лисе.

- В каких сказках мы встречались с медведем. (В сказках  «Три медведя», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Вершки-корешки» и т.д.)

- Какие сказки читали про волка? («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка» и т.д.)

- В каких сказках знакомились с лисой? («Колобок», «Лиса и ворона», «Рукавичка», «Заюшкина избушка»  и т.д.)

- Ребята, скажите, а какой медведь?

- Волк какой?

- Заяц какой?

- Какая лиса?

- Еще что знаете о медведе?

- Покажите, как ходит медведь?

- Как ходит лиса?

- А заяц как ходит?

III. Письмо предложения под диктовку.

а) (Учитель диктует предложение. Ученики составляют схему данного предложения)

- Медведь спит в берлоге.

                                               

                                                          .

- Что вы написали? (Предложение)

- Докажите, что это предложение.

- Предложение начинается с большой буквы. На конце ставится точка.

- Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет)

- Что обозначает второе слово в предложении? (Действие предмета)

- Что показывает треугольник в предложении? (Маленькое слово. Слово-помощник)

- Еще с какими словами-помощниками мы познакомились? (на, с, в, около)

- Что обозначает четвертое слово в предложении? (предмет)

- Молодцы, а теперь составим схему второго предложения.

б) Волк с волчатами идут на охоту. 

                                                                                                                       

                                                                                                                       .

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.                                                                                                                          

IV. Составление предложения по данной схеме.

 (Схема написана на плакате в виде ленты и используется для составления ветровой части крыши  теремка)

                                                                    ,                    ,                     .

- Ребята, придумайте, пожалуйста, предложение по данной схеме.

(Выслушиваются разные ответы. Ошибки по ходу исправляются. Обратить внимание на правильную интонацию)

- А теперь придумайте предложение по этой схеме. (Это вторая ветровая часть крыши)

                                                .

- Ребята, посмотрите, как расположу эти предложения.

V. Физкультминутка

            Веселый музыкант

Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

Тянут зайки на лужайке

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:

Тренди-брень! Треньди-брень!

Пляшут зайки на лужайке

Тренди-брень! Треньди-брень!

А теперь на барабане:

Бум-бум-бум! Тра-та-там!

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам!

                              Т.Волгина

VI. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были выучить загадки о диких животных.

- Кто расскажет? (Ученики рассказывают загадки и получают по жетону)

- Молодцы, вы справились с заданием, и на нашей стройке появляется окно и стена.

- А теперь отгадайте мои загадки. Если отгадаете правильно, я покажу картинку по вашему ответу. (Дети отгадывают, картинки с предметами вывешиваются на доске)

- Хвост пушистый, в лесу живет в деревне кур крадет (Лиса)

- Хозяин лесной

 Просыпается весной (Медведь)

- Зимой белый, летом серый (Заяц)

- Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный (Волк)

- Маленький шарик, под лавкой шарит.(Мышка)

- Задание  выполнили правильно и мы с вами достроим то, что начали.

Посмотрите, ребята, что у нас получилось?

- Домик лесной.

- Как называется лесной домик?

- Теремок.

- Правильно. А вот и жители нашего теремка. (Учитель показывает на картинки)

- Посмотрите, ребята, как им интересно вместе. Они радуются.

VII Работа по теме урока

  1. Вступительная беседа

- Мы знакомились с разными вариантами сказки «Теремок». А теперь вспомните и скажите, что является домиком для лесных жителей?

- Рукавичка, домик-теремок.

- А на сегодня я принесла новый вариант сказки. Послушайте и подумайте, что является теремком для данных зверей и насекомых?

- Вез горшеня в город горшки продавать. По дороге через лес потерял один горшок. Летела мимо Муха-полетуха, увидела горшок и спрашивает:

-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 Никто не ответил. Влетела Муха и стала жить одна.

- Скажите, что служит теремком?

- Горшок.

- А теперь сравните сказки и скажите, в чем отличие трех сказок?

- В сказке «Рукавичка» звери жили в рукавичке, пока хозяин не нашел свою рукавичку.

- В сказке «Теремок» звери жили в горшке.

- В сказке «Терем-теремок» звери жили в теремке.

- Чем похожи эти сказки?

- Во всех сказках звери находят домик. Они приходят по одному.  Во всех сказках приходят лиса, заяц, медведь, волк. В конце сказки что-то случается с домиком. Рукавичку забирает хозяин. Горшок и теремок ломается.

2. Инсценировка сказки «Теремок»

- Ребята, сегодня мы станем артистами и будем показывать сказку нашим друзьям. (Учитель выбирает артистов раздает маски. Дети подходят к построенному Теремку и озвучивают сказку)

- Спасибо нашим артистам. Вы отлично сыграли свою роль. Наш земляк Фирдат Галиев будет рад. Вы достойная смена ему.

  1. Физминутка.

Мишка с куклой

Бойко топают,

бойко топают, посмотри

И в ладоши

звонко хлопают

звонко хлопают, 1,2,3

Мишке весело,Мишке весело

вертит Мишенька головой

Кукле весело

Тоже весело,

Ой как весело, ой-ой-ой.

  1. Игра «Развяжи узел»

- Ребята, я получила какую-то сказку, но ничего не поняла. Может вы мне поможете разобраться. Послушайте внимательно.

- Жили-были старик со старухой. Была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Лежало оно на подоконнике, лежало и, покатилось. Катится оно по лесу, катится, а навстречу Волк.

- Яичко, яичко, я тебя съем.

- Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою.

Вы козлятушки, вы ребятушки

Отворитеся, отопритися

Ваша мать пришла

Молочка принесла.

- И покатилось дальше. Навстречу идет заяц и плачет.

- Отчего ты, заяц, так невесел?

- Как же мне не плакать. Была у меня избушка – лубяная, а у лисы ледяная. Весна пришла и лисья избушка растаяла. Попросилась ко мне погреться, а меня выгнала из дома.

- Не плачь, заяц, мы ее сейчас прогоним.

- Что это, ребята? Какие сказки запутались в одной. Развяжите узел.

- «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

- Молодцы, ребята, вы с заданием справились. Видно, вы очень любите сказки.

VIII. Подведение итога урока

- Понравился вам урок? Чему научились? Что нового узнали для себя?

- Посчитайте жетоны. У кого больше всех? (Считаются жетоны, определяются победители. Победители встают на пьедестал Получают медали «Лучший сказочник»)

- Дома можете сделать рисунок по сказке «Теремок» и расскажите вашим родителям.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН

ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!

УРОК-СКАЗКА

Провела ХАЛИТОВА ФАНУЗА МИНЕБУЛАТОВНА

Учитель начальных классов высшей категории

МОУ СОШ с.Якшимбетово

2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...