ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ» Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Литвиненко Ирина Леонидовна

Данный урок способствует формированию у детей умений видеть главную мысль автора в произведении, подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения; способствует развитию навыка словесного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

Урок проведён в 3 классе

Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.

             2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.

             3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.

Ход урока

  1. Целеполагание.

(На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)

 - Что было задано на дом?

(Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)

 - Что изобразили на своих рисунках?

(Краткое словесное рисование детей.)

 - Кого из вас тронуло это произведение? Чем?

( Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)

 - О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.

 - Итак, тема урока?

(«Иван Тургенев «Воробей»)

 - К какому жанру относится это произведение?

(Рассказ)

 - Докажите.

(Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)

 - Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но  в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.

 - Итак, что нового на уроке узнаете?

(Признаки жанра стихотворения в прозе.  – на доске запись)

 - Чему будете учиться?

(Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись)

  1. Анализ произведения «вслед за автором».

На доске:

Стихотворение в прозе

  1. Лирическое произведение.
  2. Небольшое по объёму.
  3. Повышенная эмоциональность.
  4. Обилие пауз.
  5. Восклицательные и вопросительные предложения.
  6. Изображение характера.

 - Что такое лирика?

(Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)

 - Можно ли назвать данное произведение лирическим?

(В этом тексте описываются переживания, но не человека.)

 - А какие и чьи переживания описаны в тексте?

(Переживания воробья за жизнь воробышка.)

 - Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?

 - Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.

(Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)

 - Как у пса проявилось чувство смущения?

(…остановился, попятился…)

 - Что смутило пса?

 (Сила этой маленькой птички.)

 - В чём сила этой птички?

(В её любви к детёнышу)

 - Как понимаете значение слова благоговение? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.

(Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)

 - Кем восхищался автор? Почему?

(…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)

 - Итак, что мы с вами доказали?

(Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)

 - Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?

(Это небольшое по объёму произведение.)

 - Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.

(3 абзац – во взгляде автора на воробышка можно прочесть жалость.)

 - Почему автору жалко воробья?

(Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)

 - Докажите, что автору жалко молодого воробья.

(…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

 - В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

( 4 абзац – отчаяние, страх воробья.)

 - Опишите внешний вид взрослого воробья.

(Взъерошенный, искажённый.)

 - Почему так выглядел воробей?

(Переживал за своего воробушка.)

 - Как вёл себя взрослый воробей?

(…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)

 - Неужели воробей хотел напугать пса?

(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

 - Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

 - Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?

( За жизнь птенца.)

 - Объясните значение данных слов.

На доске:

самооборона

самоотверженность

самолюбие

(Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)

- Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.

(Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)

- В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

( 5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)

 - Почему пёс смутился?

(Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)

 - Как повёл себя пёс? Почему?

(…остановился, попятил: признал эту силу.)

 - О какой силе идёт речь?

(О силе любви к своему ребёнку.)

- В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

(8 абзац – благоговение на лице автора. Автор восхищался маленькой героической птицей, её любовным порывом.))

- Итак, что мы с вами доказали?

(В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)

 - Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?

(В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)

 - Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?

(Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)

 - Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?

(Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)

- Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?

(Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)

- Итак, что мы с вами доказали?

(В этом маленьком тексте автор в трёх местах использовал паузы, чтобы ярче показать нам чувства, эмоции, характеры.)

 - Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?

(В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)

 - С какой целью автор использовал эти восклицания?

(В 5 абзаце с помощью восклицания автор показал, как страшно воробью, но он всё равно жертвовал собою ради птенца. В 6 абзаце – чтобы читатель смог увидеть, каким «громадным чудовищем» казалась этой птичке собака.)

- Итак, что мы с вами доказали?

(В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)

 - Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?

(В этом тексте мы видим, как автор изобразил проявление сильного, волевого характера маленькой птички.)

 - Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?

(…стихотворения в прозе.)

 - Перечислите признаки этого жанра.

III.  Формулировка идеи произведения.

 - Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

 - Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?

(Маленькая героическая птица.)

IV.  Словесное рисование.

 - Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?

 - Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?

(Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)

 - На самом ли деле собака была ужасной?

(Такой её видела птичка.)

 - Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?

(Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)

V. Домашнее задание.

 - Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».

VI. Выразительное чтение.

 - Кто сможет прочитать это произведение у доски так, чтобы мы почувствовали и жалость автора к птенцу, и страх воробья, и восхищение автора взрослым воробьём?

(Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)

VII. Итог урока.

 - С каким произведением познакомились?

 - К какому жанру относится это произведение?

(Стихотворение в прозе.)

 - Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.

(Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)

 - Кто автор этого стихотворения в прозе?

(Иван Тургенев.)

 - Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.

 - Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?

(Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)

 - Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке…  Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.

Иван Тургенев

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания, актуальна выраженна...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...

Урок литературного чтения 3 класс Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Цели урока создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и  понимания поступко...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...