Статья, презентация "От чтения до скорочтения"
статья по чтению (4 класс) по теме

Статья, презентация "От чтения до скорочтения" ( Секреты быстрого, беглого чтения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ot_chteniya_k_skorochteniyu.ppt19.5 КБ
Microsoft Office document icon ot_chteniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Онищенко Елена Вячеславовна

Место работы

МАОУ №СОШ №55»

Должность

 Учитель начальных классов

Учебная степень, звание

нет

Домашний адрес, телефон

614067, г. Пермь,

ул. Хабаровскаяд.137, кв.38. 8194658245, д. т. 2131097.

Электронный адрес

Onishenko.2012@yandex.ru

Название доклада

От чтения к скорочтению

МАОУ «СОШ № 55»

Онищенко Е.В.

Город Пермь

.. ОТ ЧТЕНИЯ — К СКОРОЧТЕНИЮ

. Что такое чтение

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Чтение и его определение

Что же все таки представляет собой чтение? Было много попыток дать определение чтению, что связано со сложностью акта чтения, который включает в себя .два главных компонента: процесс чтения с точки зрения техники чтения, и процесс понимания прочитанного, каждый из которых сам по себе представляет огромную сложность для исследователей. Выдающийся книголюб, скорочтец, библиопсихолог и популяризатор книги Н. А. Рубаки^ определял чтение «...как создание собственных мнений посредством мнении других людей». Интересная формулировка, не правда ли?

Более или менее признано следующее определение чтения: чтение — это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.

Вообще же, с точки зрения психологии, чтение представляет собой воспринимаемую (рецептивную) форму речевого общения и, как мы уже упоминали, складывается из двух взаимосвязанных и неразрывных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.

Почему мы говорим об общении? Ведь обычно под общением подразумевается обмен информацией с другим человеком, а когда мы читаем, с нами рядом никого нет. Но если задуматься, то мы сможем увидеть, что когда человек читает, он окружен множеством людей (правда, не совсем материальных): автор книги, персонажи произведения.

Мы постоянно ведем диалог с самим автором, ведь, по сути, прочитанный нами текст — это его обращение к нам.

Функции чтения

Психологи и философы давно пытаются понять причину .столь сильного воздействия печатного текста на человека, но пока к единому мнению так и не пришли. Однако в ходе исследований некоторый прогресс был достигнут, результатом чего стало определение психологических функций чтения.

В первую очередь, это — познавательные функции. Они характеризуют одну из самых распространенных потребностей чтения — потребность в получении новых знаний об окружающей действительности.

Вторая психологическая функция — эмоционально-коммуникативная. Она связана со стремлением человека к эмоциональному общению, что помогает снять накопившееся эмоциональное напряжение и получить эстетическое наслаждение от прочитанного текста.

Возвращаясь к психологическим функциям чтения, необходимо упомянуть и  ценностно-ориентационные  функции  чтения.  Их цель — приводить  к

гармонии внутренний мир человека, упорядочивать его потребности, знания, ценностные ориентации, навыки поведения. Наиболее важными среди ценностно-ориентационных функций являются те, которые связаны с формированием мировоззрения, жизненной позиции, поисками смысла жизни. Именно о них известный мыслитель прошлого Фрэнсис Бэкон сказал:

«...Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать; не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать».

Все три функции чтения являются очень важными.

Чтение и читатели

Существуют различные виды чтения. Например, по навыкам и умениям читателей можно разделить на четыре типа чтения:

Побуквенное чтение — самый ранний и несовершенный вид чтения; читающий прочитывает слово по буквам,

Послоговое чтение называется так потому, что при нем слог воспринимается как единица печатной информации, как единое целое. Обычно по слогам читают в младших классах, либо дети постарше, не имеющие навыка «беглого» чтения.

Чтение по словам является более совершенным, чем предыдущие. Словами читает большая часть образованного населения. Однако скорость такого чтения не превышает 150-200 слов в минуту.

И, наконец, самый совершенный способ чтения —

чтение понятиями, когда единицей информации являются не слова, не слоги или буквы, а по отдельным опорным или ключевым словам улавливается мысль, заложенная в предложении или целом абзаце.

Существует и другая классификация видов чтения,

сплошное и выборочное, которые, в свою очередь, также делятся на подвиды, зависящие от принципов, по которым строится классификация.

Например, по глубине и способу предстоящей проработки текста выборочное чтение подразделяется на четыре вида, имеющие следующие характеристики:

1). ориентировочное чтение, как правило, служит для предварительного ознакомления с книгой.

2). поисковое чтение представляет собой скольжение глазами по странице с целью нахождения определенной информации (например, в словарях, энциклопедиях).

3). чтение-пересмотр        является        разновидностью

чтения-поиска.

А).просмотровое чтение (предварительный, сквозной, повторный просмотр), служит для получения общего представления о том, о чем идет речь в тексте и позволяет из всего объема извлечь нужную информацию, исключив второстепенное.

В свою очередь, сплошное чтение также подразделяется на несколько подвидов:

\)ознакомителъное чтение, служащее для извлечения из текста основной информации при некоторой утрате деталей повествования.

изучающее чтение, представляющее собой внимательное чтение, проникновение в смысл при помощи анализа, полное и точное понимание прочитанного.

3)корректорское чтение, выполняемое с целью «вычитки» текста, выявления грамматических, орфографических, ошибок.

^критическое чтение, выполняемое с целью рецензирования книги или статьи.

Но на процесс чтения оказывает влияние не только то, какой вид чтения

у нас наиболее развит, но и то, какими читателями наши дети являются.

Количество индивидуальных отличий при работе с текстом очень велико, они проявляются, прежде всего, в особенностях таких психических процессов, как восприятие, мышление и память.

Л. П. Доблаев, производит классификацию читателей по типу восприятия, выделяя следующие типы восприятия: синтетический, аналитический и средний.

Дети, которые принадлежат к синтетическому типу, более эффективно воспринимают общее содержание текста и меньше внимания уделяют деталям, а иногда вообще пропускают их при чтении.

Дети аналитического типа лучше отслеживают детали, подробности, не всегда улавливая общее содержание текста.

К среднему, самому совершенному типу восприятия, принадлежат дети, которые схватывают текст в целом, не упуская важных деталей и внутренних связей, позволяющих более полно раскрыть суть описываемого предмета.

Индивидуальные отличия читателей в процессе работы с текстом оказываются также в зависимости от трех типов памяти: наглядно-образного, словесно-абстрактного и среднего.

Важную роль в процессе чтения играют особенности темперамента и характера читателя, так как темперамент является характеристикой динамики психической деятельности человека, от которой зависит и динамика чтения.

Но существует ряд причин низкой эффективности техники чтения это

А. Возвратные движения глаз (или регрессии), представляющие собой непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, к уже прочитанному слову. Этот недостаток — самый распространенный.

Б. Артикуляция

Как видно из самого названия, данное явление заключается в проговаривании читаемого вслух, пусть даже беззвучно, т. е. просто шевеля губами (так называемая внешняя артикуляция), либо про себя, мысленно (внутренняя артикуляция).

Основная причина того, что артикуляция замедляет процесс чтения, заключается в том, что, проговаривая, мы как бы читаем «губами», т. е. информация о прочитанном тексте передается в мозг при участии речеслухового канала, чья пропускная способность в сотни раз ниже, чем у визуального канала.

Большинство детей в процессе чтения в той или иной степени используют артикуляцию. Это связано, в первую очередь, с тем, что, как это не парадоксально, но в своей основной массе дети находятся на примитивном уровне развитости навыка чтения. Исследователи утверждают, что взрослые люди в основном читают так же, как и школьники, т.е. навык чтения, сформированный еще в школе, остается на том же уровне. И причина артикуляции состоит именно в том, что мы читаем так, как нас учили в школе.

Именно в школе формируется наше неумение эффективно читать книги. В первых классах ребенка учат столь необходимому на первых порах комплексному восприятию читаемого слова при интенсивном участии трех рецепторов — зрительного, слухового и рече-двигательного, — дальнейшего же развития наша способность читать уже не получает.

В результате приобретенная в школьные времена привычка читать текст, сопровождая этот процесс проговариванием прочитанного — вначале вслух, позднее шепотом, а затем про себя, — сопровождает нас всю оставшуюся жизнь.

В. Малое поле зрения, под которым понимается видимое глазом пространство, когда глаз становится неподвижным и фиксирует одну точку предмета. Свой угол зрения при чтении вы можете определить так. Проведите в середине текста вертикальную линию и, глядя только на нее, постарайтесь определить, какую часть строки слева и справа от данной линии вы видите отчетливо. Сумма этих отрезков и будет равна величине угла зрения.

Считается, что поле зрения — физиологическая величина, постоянная для каждого человека. Поэтому когда речь идет о необходимости расширения поля зрения при чтении, скорее, следует говорить об увеличении поля восприятия информации, что в первую очередь подразумевает необходимость в увеличении остроты периферического зрения.

Регрессии

Чтобы лучше понять причину возникновения низкой техники чтения у детей, нужно рассмотреть механизм движения глаз при чтении вообще. Когда мы читаем, то движение глаз не является непрерывным. Они двигаются по строчкам с большой скоростью, скачкообразно, останавливаясь после каждого скачка.

Как правило, у детей, не владеющих навыками эффективного чтения (т. е. у 95% грамотного населения нашей необъятной родины), во время своего движения взгляд возвращается назад, к уже прочитанному. Подобные движения глаз называются регрессиями при чтении.

Известные отечественные исследователи скорочтения (В. А. Бородина, В. Ф. Вормсбехер, В. А. Кабин и др.) выделяют следующие причины низкой техники чтения у детей и взрослых: —пропуск части текста из-за несоразмерного движения глаз; —нарушение бинокулярной координации у читателя; —непонимание смысла некоторых слов, словосочетаний,

предложений; —неумение соотнести значение одних слов со значениями других,

неспособность понять смысл слова, предложения; —наличие в строке специфической информации

фактографического характера (дат, статистических данных и т. п.); —мелкий или слепой шрифт; —недостаточно собранное внимание;

—вялое мышление при чтении, приводящее читающего к мысли, что он пропустил важное в тексте или не так что-то воспринял, и он возвращается к прочитанному; —неблагоприятная внешняя обстановка (шумы, громкие разговоры,

хождения и т. д.). Способов   борьбы  с  регрессиями   существует  множество,   вот   наиболее эффективны и популярных из них написаны в уроках ниже...•

В эффективной методике «Уроки скорочтения» существует 24 урока, мы познакомимся с серией уроков

Урок 1.

Определяем начальную скорость чтения

Урок 2.

Борьба с регрессией при помощи шаблона

Для борьбы с регрессией, как правило, используют специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Как мы указывали, существуют исследования, показывающие, что при чтении взгляд все равно возвращается назад, даже если предыдущий текст закрыт. Но если регулярно проводить^

подобное упражнение, то со временем частота подобных возвратных движений снизится, так как взгляду будет не за что «зацепиться» (поэтому шаблон должен быть абсолютно однотонный, желательно белого цвета).

Для изготовления шаблона необходимо взять лист плотной бумаги (размером примерно 6-7 см на 10-12 см), и в нижнем правом углу сделать вырез длиной 4 см а высотой — 5 мм, причем размеры могут варьироваться в зависимости от формата (шрифта, расстояния между строками) текста, который вы используете в качестве тренировочного.

Теперь наложите шаблон на первую строку предлагаемого ниже текста так, чтобы в прорези на шаблоне было видно первое слово, и, читая текст, начинайте передвигать шаблон, чтобы он закрывал уже прочитанные слова. На одну строку вы должны затрачивать не более 2-3 секунд, по мере тренировок уменьшая это время до 1 секунды.

Выполнив несколько упражнений с предлагаемым текстом, переходите на другие тексты, причем желательно, чтобы они касались тематики, с которой вы незнакомы. Упражняйтесь так до тех пор, пока не сможете читать полностью незнакомый вам текст, затрачивая на одну строку не более 1 секунды.

Обращаем ваше внимание на то, что в данном упражнении перед вами не ставится задача запоминания и переработки прочитанного, главное — скорость чтения.

Урок З. Продолжаем бороться с регрессией

Следующий способ, позволяющий бороться с регрессией, заключается в том, что текст читается : максимально возможной скоростью, предполагающей относительное понимание прочитанного. Для того чтобы все же не терять навык понимания, старайтесь подбирать для этого упражнения легкие тексты, тем не менее не посвященные тем темам, в которых вы хорошо осведомлены.

Предлагаемый текст вы должны прочитать за 1 минуту. После прочтения предлагаемого текста мы не даем контрольные вопросы, однако вы должны будете пересказать прочитанное. Если пересказать не удается, даже в общих словах, то можете снизить скорость, но ненамного.

Урок 4.

Перст указующий...

В американских курсах скорочтения большой популярностью пользуется способ устранения регрессий, в котором чтение осуществляется с помощью указки (вязальной спицы, карандаша, ручки, или, в крайнем случае, указательного пальца), По мнению американских исследователей, этот метод уменьшает регрессии, повышает скорость чтения и понимание прочитанного, позволяет увеличить количество сло^ усваиваемых в расчете на одну фиксацию, и является гораздо более удобный для глаз.

В принципе, все мы когда-то при чтении пользовались указкой. Вспомнили? Когда мы были маленькими и учились читать, то всегда ставили на печатную страницу палец. Почему мы в первую очередь делали именно это? Дело в том, что использование пальца в качестве своеобразной указки, мы усиливали свою сфокусированность и концентрацию на тексте. В этом случае движущийся кончик пальца является своеобразным фокусом. Мы обращаем ваше внимание именно на то, что палец движется. Физиологам давно известно, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся   объектом,   поскольку   именно   движение,   происходящее   в окружающей среде, наиболее значимо для любого организма.

Поскольку наши глаза запрограммированы следить за указателем, то вам будет легко заново овладеть этим навыком. Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом или вязальной спицей, поскольку такая указка не будет заслонять текст. В крайнем случае, если у вас по каким-то немыслимым причинам нет ни того, ни другого, ни третьего, можете воспользоваться своим пальцем. Однако это нежелательно, так как палец слишком толст и будет мешать вам видеть текст.

Для достижения наилучшего эффекта при чтении тренировочного текста попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте по мере чтения. В дальнейшем, при самостоятельной работе используйте указку при чтении газет и журналов, которые обычно покупаете.

Урок 5.

Устранение регрессии чтением вслух

На этом уроке мы будем бороться против регрессии одним из наиболее эффективных способов — чтением вслух. Предложенный текст вы должны читать плавно, но быстро — в темпе разговорной речи. Вы должны стремиться к тому, чтобы читать «с листа», без предварительного просмотра текста. Каждый текст читается только один раз. Может возникнуть резонный вопрос — а как же артикуляция, от которой мы также должны избавляться? Данный способ заключается в том, чтобы, скользя взглядом по тексту и воспринимая информацию, вслух произносить текст с запаздыванием на два-три слова. Этот способ достаточно сложен, но при постоянной тренировке через некоторое время дети смогут выполнять это упражнение практически без усилий.

Урок 6.

Как устранить внутреннюю

артикуляцию (часть первая)

Для преодоления внутренней артикуляции исследователи скорочтения рекомендуют читать, сосредоточившись на смысле и значении всего текста. Таким образом, устраняется чрезмерное (по сравнению со сжатой формой внутренней речи) проговаривание читаемых слов. Установлено, что артикуляция уменьшается при увеличении скорости чтения. Поэтому прежде чем перейти к тексту, запомните несколько рекомендаций по его прочтению.

Во-первых, читайте текст с максимально возможной для вас скоростью и полностью сосредоточьтесь на смысле и значении текста.

Во-вторых, читайте этот текст без остановок и старайтесь запомнить все основные мысли.

В-третьих, для облегчения выполнения первых двух рекомендаций, закрывайте прочитанную часть текста ранее изготовленным шаблоном, контролируя при этом пальцами свои голосовые связки (верхнюю часть шеи), чтобы избежать артикуляции.

Урок 7.

как устранить внутреннюю

артикуляцию (часть вторая)

Для подавления -внутренней артикуляции во время чтения существует еще несколько подходов.

Некоторые     американские     курсы     скорочтения     предлагают     своим слушателям во время чтения произносить короткий текст или его фрагменты,

поговорку, скороговорку или чётко запоминающуюся стихотворную фразу. Очень популярен способ повторения во время чтения алфавита, осуществление счета, например от 1 до 20, подсчета количества слов в тексте или же определенных букв.

Другой подход заключается в создании самим читателем во время чтения речевых помех

Наиболее эффективный способ борьбы с артикуляцией был создан советским психологом Н. И. Жинкиным, и заключается он в выстукивании во время чтения кистью руки специального ритма, не соответствующего обычной ритмике русской речи.

При занятиях по чтению с выстукиванием ритма, неизбежно пройдете определенные этапы (если, конечно, будете правильно заниматься). Сперва вы убедитесь в том, что, оказывается, читать с одновременным выстукиванием ритма вполне осуществимо.

Затем вы придете к выводу, что, хотя чтение с выстукиванием ритма и может проходить одновременно, - что-либо понять при таком чтении не представляется возможным.

Урок 8.

Восприятие смысловых блоков

Данный урок является первым в целой серии занятий, направленных на увеличение вашего поля зрения. Предполагая худший вариант — что у вас поле зрения минимально, мы начинаем с самых простых упражнений, перемещаясь к более сложным. Подобная тактика объясняется тем, что упражнения по увеличению поля зрения в отличие от большинства других упражнений, могут причинить вред вашему зрению. Поэтому, приступая к занятиям, особое внимание обращайте на ощущения в области глаз, не допускайте их переутомления.

Ну а теперь, переходим непосредственно к работе по увеличению вашего поля зрения.

Если вы проанализируете, как вы сейчас читаете вы обнаружите, что в процессе чтения, как правило минимальной единицей информации, которой вы оперируете, является слово, а не отдельные буквы. Не когда вы учились читать в школе, то были вынуждены с трудом узнавать каждую букву слова, для того чтобы понять его значение. Как вы понимаете, если; бы вы и дальше пользовались этим методом, то эффективность вашего чтения была бы минимальной.

Теперь пришло время сделать следующий шаг — перейти от восприятия слова к восприятию словосочетаний. Вы должны будете научиться охватывать; одним взглядом несколько словосочетаний, сосредоточивая при этом свое внимание на образном выражении и порядке слов. Регулярно применяя этот метод вы можете значительно увеличивать скорость чтение и уровень понимания, поскольку смысл текста вытекает не из отдельных букв или слов, а из отношения слов друг к другу. Чем более объемными по своем составу будут блоки слов, которые вы можете охватить одним взглядом, тем выше будет скорость и эффективность детского чтения.

Урок 9.

Газета друг скорочтеца

В тексте проведите карандашом (желательно цветным — красным) посередине колонки линию, сверху вниз. Читайте текст таким образом, чтобы глаз воспринимал строку в колонке за две фиксации.

Таким образом современное общество давно уже получило название информационного и на это имеются веские основания. Для того, чтобы соответствовать его требованиям, каждому из нас необходимо постоянно быть в курсе событий, перерабатывая при этом огромную массу информации, основная часть которой находится в печатном виде (газеты, журналы, книги, документы). Вам была предложена серия уроков, которая поможет нашим детям во много раз увеличить эффективность усвоения подобного рода информации. Мне бы хотелось, чтобы вы подробнее познакомились с этой методикой. В ней есть такие уроки как «Метод Цицерона», «Египетская пирамида», «Смысловая память», «Таблицы, таблицы, таблицы» и многие другие уроки. В них вы найдёте секреты быстрого чтения и упражнения, которые позволят нашим детям войти в число немногих избранных, которые овладели искусством скорости чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Обучение чтению на английском языке"

Обучение чтению - одна из основных задач при обучении английскому языку в начальной школе. Основные приемы работы с теоретическим обоснованием даны в данной статье....

Статья "Обучение чтению как основному виду речевой деятельности"

Статья посвящена проблемам и способам обучения английскому языку в начальной школе...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Статья "Летнее чтение без принуждения"

Опыт активизации детского чтения летом....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья. Основы обучения ребенка скорочтению.

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать ...