Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 19.14 КБ |
иллюстративный материал в формате MS Power Point | 661 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Образовательные цели:
- Формировать умение понимать содержание стихотворения
- Формировать умение понимать авторский замысел
- Продолжать формировать умение составлять цитатную характеристику главного героя стихотворения
- Работать над техникой чтения
Развивающие цели:
- Развивать воображение,речь, внимание, мышление
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
Воспитывающие цели:
- Развивать навыки самостоятельной работы
- Развивать навыки работы в паре
- Воспитывать любовь к родной природе, животному миру
- Толерантное отношение друг к другу
Метапредметные цели:
- Знакомство с новыми терминами
- Знакомство с неизвестными ранее мерами длины
Учебная литература: 1) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света» книга для чтения в 4 класс. Часть 1 2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова «Тетрадь по литературному чтению» к учебнику «В океане света», 4 класс.
Литература для учителя: Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова » Уроки литературного чтения в 4 классе». Методические рекомендации для учителя.
Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проэктор, экран, слайды к уроку.
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Оганизационный момент | -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, всё ли у вас есть на парте для работы на уроке. | Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей. |
2.Проверка домашнего задания. | - С чего нам следует начать урок? | - Мнения учащихся:с проверки стихотворений Ф.Тютчева и А.Майкова. Ученики по желанию читают понравившееся стихотворение, обосновывая свой личный выбор автора. |
3. Работа с текстом до чтения | Диалог учителя с учащимися: - Знакомо ли вам имя Н.А. Некрасова? - Кто из Вас ранее читал его стихотворения? Давайте познакомимся с Некрасовым и его творчеством. Слайд 1, 2 - Поэма, что это за жанр? Давайте обсудим. Слайд 3 - Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию.Можно ли по иллюстрации определить, о чем речь пойдет в стихотворении? - Ваши отверы верны, природа и человек – вот о чем размышляет поэт.Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в то же время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали.Некрасов поведает нам о своем спутнике, таком же страстном охотнике, как и сам Некрасов – старом Мазае.Давайте знакомиться - «Дед Мазай и зайцы» | -Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Учащиеся предлагают различные версии. Различные высказывания учеников. |
4.Работа с текстом во время чтения | Прочитайте текст самостоятельно. Сейчас мы обсудим 1часть. -Как её можно озаглавить? Поработайте в паре и представьте свои заголовки. -Внимательно прочитайте описание летнего дождя. С чем сравнивает автор струи дождевые? - Выберите в тексте и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая. - Вспомним, что такое цитата? Познакомимся с высказываниями Некрасова. Слайд 3 -Давайте проверим, что у нас получилось. -Откройте рабочую тетрадь на стр.52 и выполните задание №2-1. (Составить цитатную характеристику дедушки Мазая) Попробуйте определить одним словом характер Мазая. - Проверяем! - Послушайте внимательно двустишье: «За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём» -Как вы думаете, а что такое верста? Рассказ учителя: - С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: это верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.Верста-старорусская путевая мера.Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре 1 одна верста равнялась 500 саженей. «Пошёл за семь верст киселя хлебать» ( древнерусская пословица, т.е. отправляться в дальнюю дорогу без особой нужды).Аршин также мера длины.Аршином, так же, называли мерную линейку. Локоть – равнялся длине руки от пальцев до локтя. Сажень – наиболее распространённая мера длины. Слайд 4. Вершок – в современном исчислении равен 4,44см. Давайте сосчитаем, сколько же километров мог преодолеть дед Мазай до Костромы через лес? Молодцы все, кто справился с заданием! -Давайте отдохнём. Физкультминутка. «Нет не ветер, чудо ветер И не лес шумит вокруг Это просто перемена для усталых наших рук» - А теперь поговорим о второй части. -Как её можно озаглавить? Также поработайте в паре и представьте свои заголовки. Обсуждение заголовков учителя и учеников. - Что наболело на душе у Мазая? -Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? -Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? - А как вы бы поступили в аналогичной ситуации? | Учащиеся выполняют задание учителя. Учащиеся предлагают свои заголовки к первой части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных. Ответы учащихся. Учащиеся выполняют задание . Взаимопроверка выделенных цитат. Самопроверка, взаимопроверка учащихся. Учащиеся предполагают, что может быть это мера длины? Ответы учащихся (предположительно около 42 километров) Выполняется физкультминутка Учащиеся обсуждают и высказывают свои заголовки ко 2 части. Фронтальная работа. Ответы учащихся. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Написал для детей: Поэмы: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» «Кому на Руси жить хорошо» Схитворения: «Генерал Топтыгин» «Баба Яга, костяная нога» «Пчёлы» и другие
Цитаты Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, Спасибо вам скажет сердечное Русский народ … Воля и труд человека Дивные дивы творят
Что такое поэма? Поэма – (с греч. Poiein- »творить», «творение»)крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом
Старинные русские меры длины. Верста- одна из основных русских мер длины(в 18 - начале 20 веков) 1верста = 500сажень = 1500 аршин=1,06км Аршин – старинная мера длины, в современном исчислении равна 71см Сажень- равна трём аршинам (2,13м) Сосчитайте: сколько км мог пройти дед Мазай до Костромы? 40 вёрст - ? км
Молодцы !!! Спасибо за отличную работу!!! Презентацию подготовила Учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 г. Санкт-Петербург Симонова Галина Алексеевна