Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Симонова Галина Алексеевна

Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Образовательные цели:

  1. Формировать умение понимать содержание стихотворения
  2. Формировать умение понимать авторский замысел
  3. Продолжать формировать умение составлять цитатную характеристику главного героя стихотворения
  4. Работать над техникой чтения

Развивающие цели:

  1. Развивать воображение,речь, внимание, мышление
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся

Воспитывающие цели:

  1. Развивать навыки самостоятельной работы
  2. Развивать навыки работы в паре
  3. Воспитывать любовь к родной природе, животному миру
  4. Толерантное отношение друг к другу

Метапредметные цели:

  1. Знакомство с новыми терминами
  2. Знакомство с неизвестными ранее мерами длины

Учебная литература: 1) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света» книга для чтения в 4 класс. Часть 1  2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова «Тетрадь по литературному чтению» к учебнику «В океане света», 4 класс.

Литература для учителя: Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова » Уроки литературного чтения в 4 классе». Методические рекомендации для учителя.

Оборудование урока:  Компьютер, мультимедийный проэктор, экран, слайды к уроку.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Оганизационный момент

-Проверим готовность к уроку.

Посмотрите, всё ли у вас есть на парте для работы на уроке.

Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей.

2.Проверка домашнего задания.

- С чего нам следует начать урок?

- Мнения учащихся:с проверки стихотворений Ф.Тютчева и А.Майкова.

Ученики по желанию читают понравившееся стихотворение, обосновывая свой личный выбор автора.

3. Работа с текстом до чтения

Диалог учителя с учащимися:

- Знакомо ли вам имя Н.А. Некрасова?

- Кто из Вас ранее читал его стихотворения?

Давайте познакомимся с Некрасовым и его творчеством. Слайд 1, 2

- Поэма, что это за жанр? Давайте обсудим.

Слайд 3

- Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию.Можно ли по иллюстрации определить, о чем речь пойдет в стихотворении?

- Ваши отверы верны, природа и человек – вот о чем размышляет поэт.Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в то же время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали.Некрасов поведает нам о своем спутнике, таком же страстном охотнике, как и сам Некрасов – старом Мазае.Давайте знакомиться  - «Дед Мазай и зайцы»

-Учащиеся отвечают на вопросы,  высказывают свои предположения.

Учащиеся предлагают различные версии.

Различные высказывания учеников.

4.Работа с текстом во время чтения

Прочитайте текст самостоятельно.

Сейчас мы обсудим 1часть.

-Как её можно озаглавить? Поработайте в паре и представьте свои заголовки.

-Внимательно прочитайте описание летнего дождя. С чем сравнивает автор струи дождевые?

- Выберите в тексте и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.

- Вспомним, что такое цитата? Познакомимся с высказываниями Некрасова. Слайд 3

-Давайте проверим, что у нас получилось.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.52 и выполните задание №2-1. (Составить цитатную характеристику дедушки Мазая) Попробуйте определить одним словом характер Мазая.

- Проверяем!

- Послушайте внимательно двустишье:

«За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём»

-Как вы думаете, а что такое верста?

Рассказ учителя:  

- С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: это верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.Верста-старорусская путевая мера.Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре 1 одна верста равнялась 500 саженей. «Пошёл за семь верст киселя хлебать» ( древнерусская пословица, т.е. отправляться в дальнюю дорогу без особой нужды).Аршин также мера длины.Аршином, так же, называли мерную линейку. Локоть – равнялся длине руки от пальцев до локтя. Сажень – наиболее распространённая мера длины. Слайд 4.

Вершок – в современном исчислении равен 4,44см. Давайте сосчитаем, сколько же километров мог преодолеть дед Мазай до Костромы через лес?

Молодцы все, кто справился с заданием!

-Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

«Нет не ветер, чудо ветер

И не лес шумит вокруг

Это просто перемена для усталых наших рук»

- А теперь поговорим о второй части.

-Как её можно озаглавить? Также поработайте в паре и представьте свои заголовки.

Обсуждение заголовков учителя и учеников.

- Что наболело на душе у Мазая?

-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

-Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев?

- А как вы бы поступили в аналогичной ситуации?

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учащиеся предлагают свои заголовки к первой части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных.

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют задание

.

Взаимопроверка выделенных цитат.

Самопроверка, взаимопроверка учащихся.

Учащиеся предполагают, что может быть это мера длины?

Ответы учащихся (предположительно около 42 километров)

Выполняется физкультминутка

Учащиеся обсуждают и высказывают свои заголовки ко 2 части.

Фронтальная работа.

Ответы учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. А. Некрасов (1821-1878) Знакомство с творчеством

Слайд 2

Написал для детей: Поэмы: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» «Кому на Руси жить хорошо» Схитворения: «Генерал Топтыгин» «Баба Яга, костяная нога» «Пчёлы» и другие

Слайд 3

Цитаты Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, Спасибо вам скажет сердечное Русский народ … Воля и труд человека Дивные дивы творят

Слайд 4

Что такое поэма? Поэма – (с греч. Poiein- »творить», «творение»)крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

Слайд 5

Старинные русские меры длины. Верста- одна из основных русских мер длины(в 18 - начале 20 веков) 1верста = 500сажень = 1500 аршин=1,06км Аршин – старинная мера длины, в современном исчислении равна 71см Сажень- равна трём аршинам (2,13м) Сосчитайте: сколько км мог пройти дед Мазай до Костромы? 40 вёрст - ? км

Слайд 6

Молодцы !!! Спасибо за отличную работу!!! Презентацию подготовила Учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 г. Санкт-Петербург Симонова Галина Алексеевна