Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Суманева Вера Васильевна

Цели:

1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.

2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopadnichek.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 3 –а классе

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

(Обобщающий урок)

Учитель начальных классов: Суманева В.В.

Цели:

1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.

2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, любовь к природе.

Оборудование:

Творческие работы детей, компьютер, фотографии животных, материал для оформление доски, презентация к уроку, кроссворды. Пословицы

     

I   ОРГМОМЕНТ.

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости.  Давайте поздороваемся  

-Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты сели ровно.

 И к работе всё готово.

  1. Речевая разминка.

- Урок начнём с речевой разминки: (Слайд №1) 

 

 Бобры храбры идут в боры;

 Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте:

 - медленно;

 - Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.

 ( бобры, бобрят, бобриха, бобровый).

  - Подготовьтесь читать скороговорку:

 Проверка.

 - Что общего между скороговоркой и произведением?

 - Что узнали из произведения о жизни бобров? (Трудолюбивые,  любят чистоту и порядок)

Как вы думаете, почему мы начали наш урок с рассказа о бобрах? ( сегодня будем читать о них). Правильно, одним из главных героев в нашем произведении будут бобры.

У бобров - … (бобрята).

У ежей - ежата,

У зайцев - … (зайчата),

У журавлей - … (журавлята),

II РАБОТА НАД ТЕКСТОМ «Листопадничек» (Выборочное чтение)

1.Сообщение темы         (Слайд №2)

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И. Сколова-Микитова «Листопадничек».

Главная мысль текста? (В природе всё предусмотрено, и для каждого вида животных хорошо именно то, что определено природой.) (Слайд №3).

   - Мы сегодня на уроке возвращаемся в осень.

- Почему автор дал такое название произведению? (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопаднички

-Какие признаки наступления осени вы знаете?

    (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

 -Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Слайд 4)

                                           (листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Догадайтесь, почему я животных расположила группами?

 

Картинка       белка            медведь             лиса

                          бобр                ёж                      заяц

1 – группа животных запасают себе на зиму корм.  

2 – группа животных ложатся в спячку

3 – группа животных не запасают корм, не ложатся в спячку.)

Работа над текстом

-Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?

 -Прочитайте, как улетали журавли?

-Как вели себя звери. Найдите ответ и прочитайте

-Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Чтение по ролям отрывка , в котором говорится о разговоре зайчонка с бобрами

  -Почему листопадничек остался в хатке ?

-Как провёл зайчик зиму?                                   

ФИЗМИНУТКА

2.Деление текста на части

- Дети, давайте уточним, это рассказ или сказка? Почему? (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют).

Посмотрите, какой получился план

                            

          ПЛАН (Слайд №5)

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Подготовка животных к зиме.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Пришлось остаться на зиму
  5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
  6. Наконец-то дома!

- Свою дальнейшую работу мы будем строить по этому плану.

- Ребята, какая была мечта у зайчонка?

- А почему ему захотелось отправиться в теплые страны?

(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану

                               

 ФИЗМИНУТКА

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ (Слайд №6)

-Опишите Листопадничка. Каким он был?

IV. ИТОГ УРОКА

     - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? (надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни)

« В гостях хорошо, а дома лучше». (Слайд №7)

« Жить вдали от близких-трудно».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

 «Где родился, там и пригодился».

«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

«Смелость города берёт».

«Терпение и труд всё перетрут».

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

-Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Представьте ,что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ?  Придумать свой рассказ. Придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти?

2.Отгадать кроссворд

Приложение

 

       

Задания кроссворда:

1. Перелётные птицы.

2. Животные, залегающие на зиму в спячку.

3. Время года, когда рождаются листопаднички.

4. Место, где у Зайчихи, в рассказе И.С.Соколова – Микитова «Листопадничек», родились зайчата.

5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам.

6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма уровня воды.

7. Жилище бобров.

8. Враг бобров.

9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек»?

10. Растение, веточками которого питаются бобры.

11. Листопадничек – это … .

12. Лакомство зайцев.

13. Произведение И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта урока составлена с использованием методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения и письма....

УМК "Школа России" 3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 1 урок, 2 урок

(1 урок)Цели:  познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять пла...

урок литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

   Проектируя свой урок, опиралась на учебные способности обучающихся, на их развитие. В связи с этим были поставлены цель и задачи, отражающие предвидение учебно-воспитательного проц...