УМК "Школа России" 3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 1 урок, 2 урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

(1 урок)

Цели:

  •  познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;
  • развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомятся с произведением;
  • научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;
  • научатся читать и воспринимать произведение на слух;
  • научить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.

Личностные:

  • прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность
  • формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

(2 урок)

Цели:

  •  обучение чтению по алгоритму на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
  • слушать и понимать речь других, выразительно читать.
  • находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, размышлять о характере и поступках героя

Личностные:

  • прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность
  • формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.
  • выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1 урок68 КБ
Microsoft Office document icon 2 урок80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: ___________                                                                                                          Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                                          Методист: Кондратьева И.И._________

Класс: 3-б                                                                                                                         Студент: Яринцева Светлана, 42гр

Кабинет: 213

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели:  

  •  познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;
  • развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомятся с произведением;
  • научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;
  • научатся читать и воспринимать произведение на слух;
  • научить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.

Личностные:

  • прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность
  • формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Приветствие!

.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Сл.: ответы на вопросы

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

Но сначала мы свами послушаем стихотворение.

Вы мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»).

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья

- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

-О каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите признаки осени.

- Какие животные и как готовятся к зиме?

Речевая разминка (на слайде):

        Бобры добры идут в боры;

        Бобры для бобрят добры.

-  Прочитайте медленно.

-  Подготовьтесь читать скороговорку:

• с вопросительной интонацией;

• с восклицательной интонацией;

• с ускорением;

• быстро.

 - Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Сл.: монолог

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог

Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

- Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя?

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

 Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

-  Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием?    (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

           Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

- Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите.

Слушать монолог учителя об авторе

Открыть учебники

Отвечать на вопросы

Читать произведение

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

Пр.: чтение по ролям; поиск части

12 мин.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Расскажите, как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.

Отвечать на вопросы

Доказывать свою точку зрения

Называть героев произведения

Анализировать поступок героя

Читать по ролям

Подбирать к иллюстрация слова из текста

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

домашнее задание

5 мин.

- Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов?

-Чему вас научило это произведение?

(-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

Закончите предложения:

Я узнал….

Мне было интересно…

Чтение рассказа

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

Записывать домашнее задание

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

Р: самоконтроль



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: ___________                                                                                                          Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                                          Методист: Кондратьева И.И._________

Класс: 3-б                                                                                                                         Студент: Яринцева Светлана, 42гр

Кабинет: 213

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2 урок)

Цели:  

  •  обучение чтению по алгоритму на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
  • слушать и понимать речь других, выразительно читать.
  • находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, размышлять о характере и поступках героя

Личностные:

  • прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность
  • формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.
  • выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Приветствие!

.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

9 мин.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?  Кто автор? (И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек ")

- И это тема нашего урока сегодня.

- Произведение мы прочитали, второй урок будем работать с ним? (Чтобы понять текст, проанализировать его)

Цель урока : анализ рассказа И. С. Соколова  -  Микитова  " Листопадничек "

- Какие 7 правил чтения вы знаете? Над какими пунктами мы уже поработали? Что ещё надо проанализировать?

Дайте ответ, используя слова: узнать, определить, выявить..

  1. Название текста
  2. Автор
  3. Герои
  4. События
  5. Новизна (что раньше не узнал и узнал только что)
  6. Непонятное (неизвестные слова и понятия)
  7. Смысловая доминанта (что показалось в тексте главным)

- Это и будут наши задачи на урок. 

-Вы прочитали рассказ или сказку? Докажите. (животные разговаривают, события нереальные)

-Почему сказка называется "Листопадничек?

-Проверим, что знаете об авторе.

- Назовите фамилию, имя и отчество автора. Почему фамилия двойная? (Слайд с портретом автора)

- Что означают эти числа в жизни писателя ?

1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер)

- В каких экспедициях участвовал? (экспедиции по освоению Северного морского пути)

-Что было главной добычей после каждой охоты? (книги)

- Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета")

- Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп)

Словарная работа

Какие непонятные слова встретились вам при чтении текста? На слайде по очереди появляются слова, дети читают хором и объясняют их значение.

- Назовите героев сказки. Кто главный герой?

Отвечать на вопросы.

Ставить цели и задачи на урок.

Отвечать на вопросы по рассказу.

Проводить словарную работу.

Проверка их понимания.

Отвечать на вопросы.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

1) Работа над первой частью.

Работа над второй частью.

12 мин.

Выборочное чтение.

- Сейчас я назову слово, а вы найдите и прочитайте предложение, в котором оно есть.

- Журавли, журавлята, медведи, ежи, змеи, зайчата.

- Почему заплакали зайчата?

- Что им сказала зайчиха ?

- Успокоились ли зайчата?

-Прочитайте, что решил Листопадничек ?

- Составим опорную схему про Листопадничка по 1-ой части.

Работа в парах

Посмотрите на слайд и уберите лишнее. (Ученики убирают словосочетания: мечтал полетать, стало скучно. Объясняют свой выбор)

- родился осенью

- мечтал полетать

- стало скучно

- боится замерзнуть

- решил убежать в теплые страны

Определите главную мысль этой части. Придумайте название части. (Листопадничек убежал в тёплые страны.)

Чтение в парах

Прочитайте 2-ю часть в парах по предложению и ответьте на вопросы. (Вопросы на карточках у каждой пары)

1) Куда прибежал Листопадничек?

2) С кем он встретился?

3) Зачем бобра валили большие деревья?

4) Почему Листопадничек решил остаться в хатке у бобров?

5) Когда заяц вспомнил свою мать - зайчиху?

6) Как зайчик помогал бобрам?

7) Трудная ли была эта работа?

8) Понравилась ли зайцу еда бобров? Почему? Что едят зайцы?

9) Каких животных пугался?

10) Как прошла зима для зайчонка?

Проверка работы в парах.

-Прочитайте и сократите опорную сеть для этой части 

- прибежал к речке

- увидел как бобры строят плотину

- попросился в хатку с бобрами

- прыгнул в хатку

- остался в хатке у бобров на зиму

- стал у бобряток нянькой

- испугался выдры

- за долгую зиму большого страха натерпелся

- часто вспоминал свое гнездо и мать

-Какая основная мысль этой части, как озаглавим?

(Жизнь Листопадничка в хатке у бобров)

Выборочное чтение.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах. Приходить в общему мнению

Делать вывод.

Читать в парах.

Отвечать на вопросы.

 Проверять свою работу.

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Работа над 3и 4

частями.

Определение новизны

Определение смысловой доминанты

(мешочек со смыслом)

12 мин.

Чтение 3 и 4 части по вариантам.

Выборочное чтение.

1. Что произошло на лесной речке?

2. Как автор показал, что заяц боится холодной воды?

3. Что предложил старый бобр Листопадничку?

4. Почему пришлось плыть самому?

5. Как повела себя мать-зайчиха, когда узнала сын?

6. Каким зайцем прослыл Листопадничек?

Восстановите опорную сеть.(слайд) (Работа в парах)

  • боялся холодной воды 1
  • не удержался 3
  • прослыл храбрым и отчаянным 7
  • поплыл сам 4
  • побежал на болото 5
  • уселся на бобровый хвост 2
  • заснул возле матери 6

Проверка работы в парах.

Определите главную мысль 3 и 4 частей (в группах по вариантам), озаглавьте части.

(3 часть - Счастливое спасение.

4 часть - Возвращение к маме.)

-Определите, что нового вы узнали при работе над этой сказкой?

Работа с пословицами(слайд)

Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор. (Работа в группах)

  1. Много спать – дела не знать.
  2. Дома и стены помогают.
  3. Чужая сторона – дремучий бор.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше!
  5. Друзья познаются в беде.
  6. Сердце матери лучше солнца греет

Это и будет смысловой доминантой сказки. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: "В гостях хорошо, а дома лучше!"

Отвечать на вопросы

Доказывать свою точку зрения

Называть героев произведения

Восстанавливать опорную сеть в парах.

Проверять.

Отвечать на вопросы.

Работать с пословицами.

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

домашнее задание

5 мин.

-Какая была тема урока?

-Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни)

-Со всеми ли задачами мы сегодня справились?

- Оцените как вы поработали.

Лист самооценки.

1. Знал значения всех непонятных слов.

2. Знал ответы на все вопросы про автора.

3. При работе в парах и группах успел выполнить все задания.

4. Понял смысловую доминанту.

5. Активно работал на уроке.

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

Делать  нравственный выбор.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод по теме.

Оценивать свои достижения.

Записывать домашнее задание

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

Р: самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"...

Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта урока составлена с использованием методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения и письма....

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

урок литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

   Проектируя свой урок, опиралась на учебные способности обучающихся, на их развитие. В связи с этим были поставлены цель и задачи, отражающие предвидение учебно-воспитательного проц...