урок литературного чтения в 3 классе И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Михалева Светлана Анатольевна

     Проектируя свой урок, опиралась на учебные способности обучающихся, на их развитие. В связи с этим были поставлены цель и задачи, отражающие предвидение учебно-воспитательного процесса. Использовала технологию   деятельностного метода обучения, которая   ориентирована  на сотрудничество  учителя и обучающихся,   на активное участие ученика в учебном процессе, на создание комфортных условий на уроке, на формирование у обучающихся умения самооценки.   Урок имеет большое воспитательное значение  - формирование любви к семье, природе, Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема.    И.С. Соколов-Микитов  «Листопадничек»

Цель урока: знакомство с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек»

Педагогические задачи: 

  • создание условий для ознакомления с творчеством  И.С. Соколова-Микитова; обучение читательской самостоятельности,
  • воспитание любви к природе;
  • развитие навыка беглого, сознательного выразительного чтения;
  • развитие мышления, умения аргументировать,  анализировать, классифицировать, обобщать.

         Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя/учебника/, выявляют основную мысль произведения.

Регулятивные : читают в соответствии  с целью чтения/бегло, выразительно и пр./ осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, осознают цель своего высказывания.

Личностные: называть произведения, фамилии писателей, пишущих о Родине; предлагать формы проявления своих чувств по отношению к своей Родине.

Образовательные ресурсы: С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008г, портрет  И.С. Соколова- Микитова, выставка книг писателя, презентация к уроку, выполненная  в программе Microsoft PowerPoint.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

I. Организация начала урока.

Проверяет готовность уч-ся   к уроку, дает общую установку на урок, приветствует.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Давайте поприветствуем друг друга.

СЛАЙД 1

-Доброе утро, ребята, уважаемые гости. Рада приветствовать вас на уроке.  Удачного всем дня и хорошего настроения!

Определяют самоготовность.

«Здравствуй, друг.

Здравствуй , подруга. Мы скучали друг без друга. Ты в глаза мне посмотри, правым глазом подмигни. Подмигни мне левым глазом. Скажем «Здравствуйте» мы разом. Здрав-ствуй-те!»

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка д/з/стр.55, иллюстрация к прочитанному рассказу/

2.Речевая разминка

- Вспомните, какие книги о животных, о природе мы с вами читали на прошлых уроках? Назовите авторов этих книг.

- Что объединяет эти произведения?

- Чему учат эти рассказы?

- Вспомните  рассказ Пришвина «Моя Родина». Какой призыв автор адресовал  жителям планеты Земля? (охранять Родину)

- Девочки, прочитайте этот отрывок так,  чтобы всем сидящим ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

СЛАЙД 2

-Молодцы, девочки. Ребята, не забывайте , что природа и челок – одно целое. Мы должны природу беречь!

СЛАЙД 3

«Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры»

-Прочитайте  с вопросительной интонацией

-Прочитайте с утвердительной интонацией

-Прочитайте с веселой интонацией

- Прочитайте шепотом

-Найдите однокоренные слова.

- Виталий Валентинович Бианки, Михаил Михайлович Пришвин.

- Любовь и интерес к природе, животным.  

-Беречь природу

Ученица читает наизусть

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовАя солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя

/бобры – бобрят/

III. Сообщение темы урока, определение цели урока.

- Отгадайте загадки.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы- уши больше головы.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. /заяц/

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев , веток, глины

Строят прочные плотины./бобры/

СЛАЙД 4

-  Что вы знаете о бобрах, зайцах?

- Как вы думаете, почему мы говорим  про этих животных?

- Правильно, главными героями произведения будут бобры и зайцы.

СЛАЙД 5

-Прочитайте и запишите тему урока. «И.С.Соколов–Миткитов «Листопадничек»»

- Определите цели урока, используя опорные слова: СЛАЙД 6

  • Мы познакомимся…
  • Мы узнаем…
  • Мы будем …
  • Мы сможем поразмышлять…

- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

-Предположите, о ком или о чем будет произведение с таким названием.

-Как думаете, когда, в какое время будут происходить события в этом произведении?

- Как называют зайцев, родившихся осенью?

ПОСЛУШАЙТЕ

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат

СЛАЙД 7

- Как думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, какой жанр этого произведения: рассказ или сказка?

- Сегодня мы будем учиться  правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией автора произведения, давать характеристику героям.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ответы детей 

Обыкнове́нный бобр, полуводное млекопитающее отряда грызунов; 

Заяц – это небольшое млекопитающее, с мощным ногам и длинным когтям способны противостоять опасности. Зрение у зайцев слабое, обоняние хорошее, слух -превосходный

- Сегодня будем читать о них

Уч-ся записывают тему урока в тетрадь.

-С произведением….

-Узнаем о жизни…автора

-Будем выразительно читать

-Размышлять о прочитанном

Ответы детей

Ответы детей/листопаднички/

Предположение уч-ся

Я не говорю!!!

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

Рассказывает о творчестве писателя, рассказ сопровождается показом портрета автора.

СЛАЙД 8 -9-10

Русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в Калужской губернии  в семье Сергея Никитича Соколова (от имени деда вторая часть фамилии: Микитов),  управляющего лесным имением.  Рос в простой, трудовой семье, среди просторов Смоленщины. Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя  по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле, и при каждой возможности возвращался  к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил на берегу Волги. В этих сказочных местах Иван Сергеевич создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях - зверях и птицах родных лесов. Большинство  произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Умер в 1975г. Прожил  почти 83 года.

Слушают рассказ учителя

V. Работа над содержанием текста.

1. Словарная работа

- Прежде чем приступить к чтению , проведем словарную работу:

СЛАЙД 11

Хатка –название небольшого дома в на Украине, /жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осОки, скрепленных илом.

Штукатур – тот , кто занимается штукатурением стен, потолков.

Ходко – легко и быстро работают

Кладовая- помещение для хранения продуктов питания, товаров. Место хранения корма, запасов на зиму /в дупле, норе у животных/

Выдра – крупный зверь, длина тела от 50 до 90 см, хвост до 50 см, масса – от 6 до 10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками, хвост мускулистый, окраска меха – темно-бурая, светло-серебристая.

Волей – неволей- вынужденно

Долговязый – высокий, худой, нескладный.

Плотина –сооружение, перегораживающее  водоем  для поднятия уровня воды)

Запрудили – перегородили реку плотиной

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста детьми.

- Сейчас  приготовьтесь к слушанию текста.

Следим.

Дети слушают текст, следят.

Текст читает ученица, учитель.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг, и плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя.

Влево-вправо, раз и два

Раз – присели. Два – привстали.

Руки вверх мы все подняли.

ВЫКЛ ЭКРАН

Учащиеся совершают движения и проговаривают слова

3. Беседа по содержанию прослушанного.

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.Повторное чтение

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2.Беседа о прочитанном.

3.Выборочное чтение.

4.Работа в тетради

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Домашнее задание.

IX. Итог урока. Рефлексия

Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Понравилось  вам произведение?

-Что особенно понравилось в этой истории?

- Вы прослушали рассказ или сказку?

- Докажите.

- А какая это сказка?

-О ком это произведение?

- В какое время года появились зайчата?

-Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками?

-Кто их так назвал?

- Где живут зайцы?

- Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? Можно ли брать с собой домой диких животных?

- Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

- О жизни каких животных мы узнаем из сказки?

- Как животные готовятся к зиме?

- Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?

Учитель организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- Прочитаем сказку еще раз. (читают «Цепочкой»)

Очень много мы читали , глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем. А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись!

- Какая мечта была у маленького зайчика?

- Как улетали журавли? Прочитайте.

- Как вели себя другие звери? Прочитайте.

- Кого встретил зайчонок во время путешествия.

- Как бобры строили свою плотину, прочитайте.

- Как пережил зиму зайчонок?

- Чем он занимался, пока бобры на реке работали?

- Скучал ли зайчик по маме -зайчихе и братьям?

- Почему зайчонок остался в хатке бобров?

-Как бобры спасали листопадничка? Прочитайте.

- Чем похожи бобр и зайчик?  

- Чем отличаются? Дайте характеристику этим героям.

В тетрадях:

Бобры - ….            Листопадничек - …

Давайте вместе проверим , что вы написали.

Проверка  СЛАЙД 12

Включить экран

- Ребята, как вы понимаете пословицу

 «В гостях хорошо, а дома лучше!»?

-Какую истину вы сегодня поняли?

-О чем вас заставила задуматься сказка?

- Как произошла встреча Листопадничка с мамой-зайчихой? Прочитайте.

- Какие слова  помогают понять чувства зайчика? Прочитайте.  /В конце сказки/

- Согласны вы с тем, что заяц был храбрым? Почему?

- Подберите синоним к слову «храбрый»

- Как понимаете слово «отчаянный»?

Проводит тестирование . Тесты заранее напечатаны и лежат на столах.

- Перед вами тест, выберите правильный ответ. Я оценю ваши работы и отметки объявлю завтра.

Объясняет д/з СЛАЙД 13

На выбор:

Написать свои пожелания зайчику

Нарисовать иллюстрацию к сказке

Пересказ от лица Листопадничка

Представьте, что путешествие зайчика продолжилось. Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку. Завтра мы продолжим работать со сказкой.

- С каким произведением вы сегодня познакомились? («Листопадничек»)

- Кто автор? (И.С.Соколов-Микитов)

- Какие чувства вызвала у вас сказка?

- Над чем задумались?

Слайд 14

- Продолжите предложения:

( каждому задаю вопрос)

Мне понравилось…

Мне показалось интересным…

Я восхищаюсь…

Если бы я был художников, то…

Если бы я был автором, то…

СЛАЙД 15

- Нарисуйте в тетради  смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Мне понравилась ваша работа на уроке, надеюсь, урок пойдет вам на пользу.

- Читайте книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Они позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни! (книги на столе )

 Девочки, которые подготовились к уроку , получат отметки за чтение, чтение наизусть,  а все остальные ребята  за тесты  и рисунки

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

-Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют/

/Авторская, о животных, имеет название/

Ответы учащихся

-О зайчонке – листопадничке

- Осенью

- Потому что они рождаются во время листопада.

-Их так назвали охотники

- На болоте

- Не шуметь, не трогать гнезда

-Нет

- Боялся холода, ему стало скучно.

-О журавлях, бобрах,

ОТВЕТЫ УЧ- СЯ

Дети читают текст «цепочкой», взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в коллективной беседе,, дискуссии, делают выводы, ответы подтверждают выдержками из текста

...Вот бы и мне так полетать, как журавли…

с.56 Стали собираться птицы…

Стр.56 со слов…залегли в теплых берлогах…

-Бобров

Стр.57 со слов …подгрызут острыми зубами…ходить по плотине

-В хатке с бобрами

- Нянчил бобрят, носил им корм)

-Да.

-Он не умел плавать, нырять. Вода была холодной.

 Когда он захотел вернуться к маме-зайчихе, единственный выход из хатки был под водой.

Стр.60 со слов…уселся зайчонок на широкий бобровый хвост… плыть самому.

Листопадничек:

Мечтатель, фантазер/мечтает убежать  в теплые края/

Непослушный/ослушался маму/

Любознательный/задает вопросы бобру/

Терпеливый/всю зиму жил с бобрами/

Добрый  и заботливый/нянчил, кормил бобрят/

Смелый /научился плавать/

Любящий/вспоминал маму и братьев, скучал/

Бобры /трудолюбивые, запасливые, гостеприимные,, заботливые, смелый- выгнал выдру, чистоплотные/убирают свою хатку/

-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они – главная опора в жизни

Лучше мамы и родного дома нет ничего на свете!

Стр 61 со слов  …А старая зайчиха…

«крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде»

Да, он не побоялся трудностей.

Смелый, отважный, мужественный .

Совершил необдуманный поступок.

Учащиеся самостоятельно решают тест и сдают учителю.

Учитель раздает задание на листочках.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние  ,самооценку ,рефлексию.

ТЕСТ

1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?

А) мать-зайчиха

Б) седой Бобр

В) выдра

2.Как называется в хатке бобров место хранения корма?

А) кладовая

Б) плотина

В) нора

3. У старой зайчихи на болоте родились…

А) три маленьких зайчонка

Б) два маленьких зайчонка

В) четыре маленьких зайчонка

4. Бобровое кушанье  - это …

А) репка

Б) рыбина

В) ивовая и осиновая кора

5. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?

А) чтобы поиграть в лесу

Б) искать журавлиные теплые страны

В)ходить по плотине

ТЕСТ

1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?

А) мать-зайчиха

Б) седой Бобр

В) выдра

2.Как называется в хатке бобров место хранения корма?

А) кладовая

Б) плотина

В) нора

3. У старой зайчихи на болоте родились…

А) три маленьких зайчонка

Б) два маленьких зайчонка

В) четыре маленьких зайчонка

4. Бобровое кушанье  - это …

А) репка

Б) рыбина

В) ивовая и осиновая кора

5. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?

А) чтобы поиграть в лесу

Б) искать журавлиные теплые страны

В) ходить по плотине

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти?

         Придумайте свою сказку.

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти?

         Придумайте свою сказку.

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти?

         Придумайте свою сказку.

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти?

         Придумайте свою сказку.

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти?     Придумайте свою сказку.

Домашнее задание по чтению

На выбор:

1.Написать свои пожелания зайчику

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке

3.Подготовить пересказ от лица Листопадничка

         4.Представьте, что путешествие зайчика продолжилось.

         Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...