Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " (2-ой урок)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

второй урок по теме: И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек " (Урок построен по принципу работы в парах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект   урока по литературному  чтению в 3  классе.

Тема: И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек " (2-ой урок)

Цель: обучение чтению по алгоритму на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Формирование УУД

  1. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
  2. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в парах, группах, выполняя определённую роль.
  3. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план.
  4. Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  5. Предметные: находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру,тразмышлять о характере и поступках героя.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2019г.; презентация; компьютер с проектором.


                                                   

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Организационный момент.   

Настрой на урок  и речевая разминка.

       Я бы хотела начать наш урок литературного чтения так, как это было в крестьянской школе у великого русского писателя Л.Н.Толстого в Ясной поляне.

Я прошу вас взяться за руки.

Сегодня мы будем работать в группах.

У вас есть сосед по лицу – это тот, кто напротив.

Сосед по плечу – это тот, кто рядом сбоку,

И сосед – наискосок, кто стоит по диагонали к вам.

Давайте проведём речевую разминку и настрой на урок. Соседу по плечу скажите слово: «Здравствуйте».

Соседу по лицу: «Здравствуйте?»

Соседу наискосок: «Здравствуйте!»

-Как вы думаете, почему Л.Н. начинал свои уроки именно так?

(для того, чтобы помочь друг другу на уроке; чувствовать плечо, помощь товарища; чтобы на уроке присутствовала взаимовыручка и т.д)

Я желаю вам дружной работы на уроке.

   

 - С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек ")

- И это тема нашего урока сегодня. (Слайд)

- Произведение  мы прочитали, зачем второй урок будем работать с ним? (Чтобы понять текст, проанализировать его)

- Давайте посмотрим на буклет и определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Мы узнаем  … … (разных животных).

Мы будем учиться … “… …” (давать характеристику героям произведения, работать с текстом  и анализировать текст).

Мы поразмышляем…..   (главную мысль текста)

- Это и будут наши задачи на урок. А так как вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе. (на доске )

  1. Актуализация знаний.

 

-Вы прочитали рассказ или сказку? Докажите. (животные разговаривают, события нереальные)

-Какая это сказка авторская или народная?

-Кто автор этой сказки?

-Проверим, что знаете об авторе.

- Назовите фамилию, имя и отчество автора. Почему фамилия двойная? (Слайд с портретом автора)

- Что означают эти числа в жизни писателя ?

1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер)

- В каких экспедициях участвовал? (экспедиции по освоению Северного морского пути)

-Что было главной добычей после каждой охоты? (книги)

- Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета")

- Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп)

 Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы разделили это произведение на 6 частей. Дома вы должны были озаглавить каждую часть.

1 группа -  восстанови последовательность событий:

____Подготовка животных к зиме.

____Пришлось остаться на зиму.

____Наконец-то дома!

____За долгую зиму страхов натерпелся.

____Мечта Листопадничка.

 ____Зайчонок в хатке бобров

ПРОВЕРКА

1.Мечта Листопадничка.

2.Подготовка животных к зиме.

3.Зайчонок в хатке бобров.

4.Пришлось остаться на зиму.

5.За долгую зиму страху натерпелся.

6.Наконец-то дома.

2 группа-  нужно составить цитатный план из предложенных вариантов.

(КАРТОЧКИ С ЦИТАТАМИ)

1."Вот бы и мне так полетать..."

2."...бобры строят на речке плотину."

3."Прыгнул Листопадничек в хатку."

4."Остался Листопадничек в бобровой хатке"

5."За долгую зиму страху натерпелся..."

6."...и со всех ног на родное болото."

3 группа -  составляет картинный план на доске.

Соотнесение названий частей плана (Простого, цитатного, картинного).

Работа над содержанием. Выборочное чтение.

Чтение поиск

 

- Ребята, а сейчас давайте немного поработаем с учебником.

Листопаднички родились осенью. Зачитайте, о каких изменениях в природе осенью  вы узнали из текста? - А какие изменения ещё бывают?

-Сколько зайчат родилось у зайчихи?

-Почему автор выделяет только одного?

-Что видели зайчата каждое утро?

Работа с буклетом

Почему Листопадничку захотелось убежать за журавлями? (Пришла поздняя осень. Стало скучно и холодно)

- Как другие животные приготовились к зиме? (стр 60)

- Как автор называет медведей? (лежебоки)

-Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Понравилась ли Листопадничку хатка бобров?

- Почему он там остался?

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; (стр 64-65)

- А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

- Где можем узнать интересные факты о животных?

Предлагаю обратиться к Алисе.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЫДРЕ,  РЫСИ, ЛИСЕ, РОСОМАХЕ        

  Характеристика  героев сказки

- Угадайте, о ком идёт речь.

  «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».(Бобры)

  «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.  Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. "(Зайцы)

-Почему я загадала о них загадки?

- Сегодня на уроке мы попробуем составить характеристику этих героев, разберёмся в правильности их поступков.

Работа в группах:

1 группа

 - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. 

        - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

        - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        - добрый (помогал нянчить бобрят);

        - заботливый (кормит бобрят);

        - смелый (научился плавать);

        - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

2 группа

            - Дайте характеристику бобрам:

            - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            - запасливые (готовят корм на зиму);

            - гостеприимные (приютили зайца);

            - заботливые (волнуются за бобрят);

            - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);         

            - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).  

3 группа

- Составьте синквейн о зайчике.

Зайчик.

Любознательный, трусливый.

Заботится, боится, ныряет.

 Листопадничек познакомился с бобрами.

Листопадничек.

Работа с пословицами

Работа в группах:

  1. Зелёным цветом подчеркни пословицы, которые можно адресовать бобрам,
  2. синим – Зайчихе,
  3. жёлтым – Зайчонку.

- Выберите на ваш взгляд самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: "В гостях хорошо, а дома лучше!"

 

-Какие испытания пришлось пройти зайчонку?

 -  Попутешествовать,

-  пожить в чужом доме, натерпеться страхов,

- поработать нянькой у бобров,

- нырнуть в ледяную воду,

- разлука с семьёй

-Дайте совет зайчонку  (например, Зайчонок, слушайся маму, не убегай из дома без спроса)

-Итак, как можно сформулировать главную мысль сказки (Нужно слушать родителей, чтобы не попасть в беду)

Графический диктант

Взаимопроверка в парах

Проведем графический диктант.

  • - Я вам раздала листочки. Я буду читать утверждения, если оно верное вы ставите  «+» , если неверное – рисуете « - »

1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.

2. Листопадничек – это имя бобра.

3. Бобры строили хатку.

4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.

5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.

6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.

7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

- Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски.

- Оценка «5» - 0 ош «4» - 1-2 ош. «3» - 3 и более ош.

- Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»?

- Молодцы, хорошо значит, знаете содержание рассказа.

Итог урока.

  -Какая была тема урока?

-- А почему автор именно так закончил историю про зайца? Что он хотел сказать своим читателям? (дома лучше)

ОСОЗНАЛ ЭТО Листопадничек?

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).

 Почему?

 Рефлексия.

         

 -Со всеми ли задачами мы сегодня справились?

У вас два зайчика - белый и серый.

Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке.

Белого - если довольны своей работой, были активны.

Посадите ваших зайчиков в ковёр из красных листьев, если вы себя чувствовали неуверенно, вам было неуютно на уроке.

В ковёр из жёлтых листьев, если вам было безразлично, что происходило на уроке.

В ковёр  из зелёных листьев, если чувствовали себя уверенно, спокойно.

 Домашнее задание, выставление оценок

 

1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

2. Придумать продолжение этой истории.

3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

         Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!


               

РАБОТАЕМ  ДРУЖНО

УВАЖАЕМ МНЕНИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

РАБОТАЕМ ТИХО

РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ

ССОРИТЬСЯ И ПЕРЕБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА

ОБЪЯСНЯЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

ТРАТИМ ВРЕМЯ ЗРЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в 3классе. Тема: «Играем, думаем, творим»

Конспект внеклассного мероприятия. Изменяя уровень трудности заданий, игру можно проводить с 1 по 4 класс...

Программа "Истоки" 3класс тема:"Любовь"

Одна из главных категорий в Истоках – категория Любовь. В основу презентации входит притча "Любовь и ненависть"...

Урок «Мир вокруг нас». 3класс ТЕМА: Что значит природа для нас?

Урок-исследование.Учить применять знания о природе в новой ситуации....

Урок по русскому языку,3класс. Тема: Главные члены предложения.

Урок -обобщения знаний, закрепление пройденного....

Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...

Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...