Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Шипилова Лариса Викторовна

Программа по литературному чтению  разработана в  соответствии с  ФГОС НОО. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_novaya_lit._cht.docx82.26 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел администрации Курьинского района по образованию

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Трусовская  средняя  общеобразовательная  школа»

Курьинского района  Алтайского  края

Согласована на заседании  МО  учителей  начальных классов   руководитель МО __________Н.М.Болдырева

«_____»__________ 201___г.

Согласована

заместитель директора по УВР

___________ Л.В. Шипилова

«______»___________201___г.

Утверждена

директор  школы

__________Л.А. Сапронова

Приказ №_____

от «_____»___________201____г.

Литературное  чтение

2 класс

Образовательная область: филология

начальное общее образование

срок реализации: 1 год

разработчик: Л.В. Шипилова,

учитель начальных классов

ТРУСОВО

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует ФГОС начального общего образования.

Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы:  Литературное чтение: 1-4 классы: программа/ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.-112с.

Программа рассчитана на 136 часов.

В авторскую программу изменения не внесены.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.

З.    Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.

Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает     основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностными результатами обучения являются:

-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения являются:

- освоение приёмов поиска нужной информации;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения являются:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

 определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

 понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

 группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

 понимать нравственные ценности и этику отношений в

произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

 пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

 различать пословицы и загадки по темам;

 использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

 осознавать нравственные и этические ценности произведения;

 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

 рассказывать сказки с присказками;

 создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

 делать иллюстрации к изученным произведениям;

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в

конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге в ее аппарате;

 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

2 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Межпредметные связи:

 с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

 с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

 с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

 с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение: 1-4 классы: программа/ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.-112с. + диск литературное чтение: тематическое планирование 1-4 классы

Литературное чтение : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012;

Литературное чтение : 2 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2012;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2012.

      Литературное чтение. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Ефросинина Л.А.

      Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010;

   

ЛИТЕРАТУРА  И  ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ПРИ  РАЗРАБОКЕ  ПРОГРАММЫ

  1.  Белокурова Е.М., Дранникова И.И., Калашникова Н.Г., Стукалова И.Н. Структура, содержание и технология  проектирования  образовательной  программы  школы: методические  рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.-196с.
  2. Методические материалы  и  разъяснения  по  отдельным  вопросам  введения  ФГОС  общего  образования (протокол  заседания  Координационного  совета № 3 от 19 апреля 2011)
  3. Положение  о  рабочей  программе  МКОУ «Трусовская  средняя  общеобразовательная школа», 2011г.
  4. Разработка  и  утверждение  основных  общеобразовательных  программ  образовательного  учреждения: инструктивно-методические  рекомендации/ Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова, С.Н. Кучер. - Барнаул: АКИПКРО, 2011.-39с.
  5. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования/ Мин. образования  и  науки  Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 31с. – (Стандарты  второго  поколения).

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика  деятельности  учащихся  по  разделу

Дата план

Дата факт

1

О нашей родине

(5 ч)

Произведения о Родине. Ф. Савинов «О Родине»

1

При чтении про себя оценивать ход и результат выполнения заданий: осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного про себя; удерживать в памяти последовательность событий текста, прочитанного про себя и при чтении с продолжением.

Воспринимать и запоминать информацию с ориентацией на задачу «чтение с продолжением».

Контролировать выполнение учебной задачи: запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей.

3.09

2

Стихи о Родине.

И. Никитин «Русь»

1

5.09

3

Рассказы о Родине.

С. Романовский «Русь»

1

7.09

4

Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о Русской земле»

1

8.09

5

Стихи современных поэтов о Родине. С. Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну...»

1

10.09

6

Народная мудрость (устное народное творчество) (5 ч)

Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки

1

Воспроизводить по памяти примеры малых фольклорных форм (в пределах изученного в 1 классе).

Узнавать характер героя по интонации чтения (добрый, злой, ласковый, трусливый и др.).

Произносить присказки медленно и протяжно, скороговорки с постепенно нарастающим темпом.

Читать (проговаривать) потешки, считалки, скороговорки ритмично или медленно, спокойно.

Контролировать ритмичность произношения с помощью хлопков в ладоши.

12.09

7

Былина «Как Илья Муромец богатырем стал»

1

14.09

8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

15.09

9

Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки

1

17.09

10

Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа)

1

19.09

11

О детях и для детей

(20 ч)

Стихи о детях.

А. Барто «Катя».

Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена»

1

Анализировать текст произведения: называть тему прочитанного (прослушанного) произведения, соотносить с темой урока, объединять произведения по общей теме.

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты:  определять их темы, находить различия.

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль.

Оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее во время слушания

Анализировать текст произведения: называть тему прочитанного (прослушанного) произведения, соотносить с темой урока, объединять произведения по общей теме.

Контролировать выполнение учебной задачи: запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей.

При чтении про себя оценивать ход и результат выполнения заданий: осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного про себя; удерживать в памяти последовательность событий текста, прочитанного про себя и при чтении с продолжением.

Воспринимать и запоминать информацию с ориентацией на задачу «чтение с продолжением».

Различать особенности выборочного чтения. Анализировать текст: находить эпизоды, события в соответствии с заданием выборочного чтения. Соотносить эпизод (событие, героя) с иллюстрацией к тексту.

21.09

12-13

Произведения
С. Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело»

2

22.09

24.09

14

Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».

Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка»

1

26.09

15

Слушание произведений о детях.

Н. Носов «Заплатка». Г. Сапгир «Рабочие руки».

Дополнительное чтение: нанайская сказка «Айога»

1

28.09

16

Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». Л. Толстой «Страшный зверь».

Дополнительное чтение: Я. Аким «Жадина»

1

29.09

17-18

Слушание произведений о детях.

М. Зощенко «Самое главное»

2

1.10

3.10

19

В. Сутеев «Кто лучше?».

Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка»

1

5.10

20-21

Произведения о детях. А. Митта «Шар в окошке».

Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение: В. Берестов «Прощание с другом»

2

6.10

8.10

22

Произведения для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки».

Дополнительное чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик»

1

10.10

23

В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки

1

12.10

24

В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники». Дополнительное чтение: Н. Носов «На горке»

1

13.10

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

Различать фольклорную и авторскую сказки. 

Различать сказку волшебную и бытовую. Характеризовать особенности каждой. Анализировать текст: приводить примеры сказочных и реалистических событий в сказке. Называть признаки народной сказки, используемые в авторском произведении сказочного жанра (выделять фольклорную основу)

15.10

26

Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение:

Братья Гримм «Три брата»

1

17.10

27

Авторские сказки. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

19.10

28-29

Литературные (авторские) сказки.

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

2

20.10

22.10

30

Проверь себя

1

24.10

31

«Уж небо осенью ды-шало…»
(6 ч). Произведения о родной природе

Произведения о родной природе.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень».

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро»

1

Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы.

Находить в тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность.

Характеризовать приёмы, используемые автором: сравнение, диалог, описание, олицетворение (без предъявления термина).

26.10

32

Произведения

о родной природе.

Э. Шим «Белка и ворон»,

 Е. Трутнева «Осень»

1

27.10

33

А. Сладков «Эхо».

Дополнительное чтение: А. Твардовский «Начало осени»

1

7.11

34

Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

1

Конструировать загадку (с опорой на иллюстрацию).

9.11

35

Э. Шим «Храбрый опенок». Дополнительное чтение:
А. Майков «Осень»

1

Создавать описательный рассказ по тексту произведения (по иллюстрациям), использовать в описании сравнения, пословицы, образные средства.

Конструировать пересказ произведения по плану.

Пересказывать текст выборочно и полностью.

Объяснять образные слова и выражения.

Подбирать синонимы к предложенным словам.

Различать слова устаревшей лексики, выделять их в тексте, объяснять значение по контексту.

10.11

36

Проверь себя

1

12.11

37

«Снежок порхает, кружится»
(19 ч). Произведения о зимней природе

З. Александрова «Зима»

1

14.11

38

С. Иванов «Каким бывает снег».

Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша»

1

16.11

39

Рассказы о зиме.

И. Соколов- Микитов «Зима в лесу»

1

17.11

40

Э. Шим «Всем вам крышка».

1

19.11

41

К. Ушинский «Мороз не страшен»

1

21.11

42

Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение: немецкая сказка «Бабушка метелица»

1

23.11

43

М. Пришвин «Деревья в лесу»

1

Создавать описательный рассказ по тексту произведения (по иллюстрациям), использовать в описании сравнения, пословицы, образные средства.

24.11

44

Коллективное творчество «Зима в лесу»

1

26.11

45

Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство»

1

28.11

46-47

Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка»

2

Различать фольклорную и авторскую сказки Сопоставлять реалистические события с необычными, сказочными, фантастическими. Различать героев реальных и волшебных (сказочных).

30.11

1.12

48,49,

50

Русская народная сказка «Снегурочка»

Дополнительное чтение: японская сказка «Журавлиные перья»

3

3.12

5.12

7.12

51

Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша».

Дополнительное чтение: 
В. Одоевский
«В гостях у дедушки Мороза»

1

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты:  определять их темы, находить различия.

Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы.

Находить в тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность.

Характеризовать приёмы, используемые автором: сравнение, диалог, описание, олицетворение (без предъявления термина).

Конструировать (моделировать) план произведения: делить текст на смысловые части, определять микротемы, выделять опорные слова для каждой части плана, озаглавливать части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Самостоятельно дополнять план по данному началу; составлять простой план произведения.

Сравнивать темы и содержание произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

8.12

52

Научно-познавательные рассказы.

Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Как белочка зимует»

1

10.12

53

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

1

12.12

54

И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

1

14.12

55

Коллективное творчество

«Царство Мороза Ивановича»

1

15.12

56,57,

58

Здравствуй, праздник новогодний

(9 ч)

Стихи современных поэтов. С. Михалков «В снегу стояла елочка»

3

17.12

19.12

21.12

59

Рассказы современных писателей.

А. Гайдар «Елка в тайге»

Книги А. Гайдара

1

22.12

60-61

Стихи современных поэтов. С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака

2

24.12

26.12

62

Книги Х.-К. Андерсена. Дополнительное чтение:

Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»

1

28.12

63

Проверь себя

1

29.12

64

Идет волшебница зима

1

Создавать описательный рассказ по тексту произведения (по иллюстрациям), использовать в описании сравнения, пословицы, образные средства.

65

Произведе-ния о животных (15 ч).

Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка».

Дополнительное чтение: Е. Чарушин «Перепелка»

1

Конструировать (моделировать) план произведения: делить текст на смысловые части, определять микротемы, выделять опорные слова для каждой части плана, озаглавливать части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Самостоятельно дополнять план по данному началу; составлять простой план произведения.

Сравнивать темы и содержание произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

Соотносить иллюстрации с текстом (темой урока), отдельными его эпизодами.

Узнавать по иллюстрации название сказки, называть изображённых героев.

Восстанавливать нарушенную последовательность иллюстраций, ориентируясь на сюжет произведения, его текст

66

К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Голоса леса». Произведения фольклора (считалка, загадки)

1

67

М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок». Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Про зайца»

1

68

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

1

69

В. Бианки «Еж спаситель». Дополнительное чтение:
М. Пришвин «Журка»

1

70-71

М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение:
В. Бианки «Хвосты»

2

72

К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»

1

73-74

Русская народная сказка «Журавль и

цапля». Дополнительное чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

2

Различать сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. Кратко характеризовать особенности сказок разного вида, доказывать свои суждения ссылками на текст.

75

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

76,77,

78

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»  Дополнительное чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

3

79

Русская народная сказка «Белые перышки»

1

80

Зарубежные сказки

(11 ч)

Украинская сказка

«Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

1

Устанавливать сходство тем, героев, сюжетов.

Сравнивать выразительные средства сказок разных народов: находить общее и особенное.

Выделять (со ссылкой на текст) национальные особенности сказки.

Сопоставлять реалистические события с необычными, сказочными, фантастическими. Различать героев реальных и волшебных (сказочных).

Различать фольклорную и авторскую сказки. 

81-82

Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать»

2

83-84

Норвежская сказка «Лис Миккель
и медведь Бамсе»

2

85

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

1

86-87

Братья Гримм «Бременские музыканты»

2

88-89

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».
Дополнительное чтение: Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

2

90

Проверь себя

1

91

Рассказы, стихи, сказки

о семье

(14 ч)

Л. Толстой «Лучше всех»

1

Определять тему, главную мысль произведения. Соотносить тему урока с темой прочитанных произведений.

Находить в тексте слова, подтверждающие тему, главную мысль, характеристику (описание) героя. Сравнивать произведения по теме.

Оценивать нравственное содержание и идею произведения.

Соотносить сюжет произведения с событиями своей жизни.

Анализировать произведение: находить описания; сравнивать разные описания природы, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

92

Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

1

93

Е. Пермяк «Случай с кошельком».

А. Аксаков «Моя сестра»

1

94

Л. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня»

1

95

Л. Толстой «Отец
и сыновья», А. Плещеев «Дедушка».

Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

1

96

Рассказы и стихи

о мамах. Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март»

1

97-98

Стихи о мамах, о родном доме.

А. Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

2

99

Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Дополнительное чтение: С. Михалков «А что у вас?»

1

Устанавливать сходство тем, героев, сюжетов.

Сравнивать выразительные средства сказок разных народов: находить общее и особенное.

Выделять (со ссылкой на текст) национальные особенности сказки.

100

В. Солоухин «Деревья»

1

101

Книги о семье

1

102

Сказки разных народов

1

103-104

Проверь себя

2

105

«Весна, весна красная!..»

(24 ч)

Народная песня «Весна, весна красная!». А. Чехов «Весной»

1

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты:  определять их темы, находить различия.

Анализировать текст: находить слова, подсказывающие интонационный рисунок чтения.

Читать самостоятельно один и тот же текст с разной интонацией (радость, восхищение, поучение и др.).

Конструировать и воспроизводить интонационный рисунок текста. Использовать звукоподражание при передаче звуков окружающего мира (леса, животных, дома и др.).

Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения.

106

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

107

Г. Скребицкий «Весна-художник»

1

108

М. Сладков «Снег

и ветер». Дополнительное чтение:
М. Сладков из цикла «Лесные шорохи»

1

109

Сравнение произведений о природе.

С. Маршак «Весенняя песенка»

1

110

Сравнение произведений о природе.

Э. Шим «Чем пахнет весна»

1

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты:  определять их темы, находить различия.

Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы.

Находить в тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность.

Характеризовать приёмы, используемые автором: сравнение, диалог, описание, олицетворение (без предъявления термина).

Конструировать (моделировать) план произведения: делить текст на смысловые части, определять микротемы, выделять опорные слова для каждой части плана, озаглавливать части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Самостоятельно дополнять план по данному началу; составлять простой план произведения.

Сравнивать темы и содержание произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

Соотносить иллюстрации с текстом (темой урока), отдельными его эпизодами

111

Сравнение произведений о природе.

Е. Боратынский «Весна, весна!».

Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

112

Произведения о Дне Победы.

С. Михалков «Быль для детей»

1

113

С. Баруздин «Салют»

1

114

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Дополнительное чтение: К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

1

115

Произведения о животных весной.

А. Куприн «Скворцы»,

Н. Сладков «Скворец-молодец»

1

116

Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель»

1

117

Народное и литературное (авторское) произведение.

Г. Скребицкий «Жаворонок».

Дополнительное чтение: К. Коровин «Баран, заяц и еж»

1

Различать фольклорное и авторское произведение.

Соотносить произведение с его автором.

Воспроизводить название произведения и его автора по иллюстрациям к тексту.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.

Называть известных детских писателей (поэтов). Узнавать по фотографиям авторов детских книг Соотносить произведение с его автором. Кратко характеризовать своё отношение к известным детским книгам. Соотносить обложку с содержанием книги. Предполагать, о чём может рассказать обложка.

118

Фольклор: песенка-закличка, загадка

1

119

Стихи о родной природе. В. Жуковский «Жаворонок»

1

120

О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луч»

1

121

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение:
Э. Шим «Муравейник»

1

122

Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей». Дополнительное чтение: Р. Сеф «Чудо»

1

123

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

124-125

Сказки в стихах.

Б. Заходер «Птичья школа»

2

126

К. Ушинский «Утренние лучи». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Лесная капель»

1

127

А. Барто «Весна, весна на улице»

1

128

Проверь себя

1

129-130

Волшебные сказки

(8 ч)

Русская народная сказка «Хаврошечка». Дополнительное чтение: русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-див-ное»

2

Анализировать название произведения: отвечать на вопрос «Почему произведение так называется?».

Вставать на точку зрения героя (отвечать на вопрос «Как бы я поступил на его месте?»).

Характеризовать героя, используя текст произведения, определять чувства героев.

Группировать (классифицировать) героев произведения по принципу «положительный — отрицательный».

Устанавливать последовательность событий (действий) сюжета, восстанавливать события текста.

Описывать события сказки в соответствии с поставленной учебной задачей.

Выделять в тексте присказку, кратко объяснять её значение как отличительного признака сказки.

Анализировать структуру сказки: находить начало, завязку, конец.

Анализировать текст сказки: находить постоянные эпитеты, сравнения. Находить в тексте диалоги, характеризовать их участников, читать по ролям.

Оценивать отрывки, которые произвели наибольшее впечатление.

131,

132,

133

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дополнительное чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»

3

134-135

Ш. Перро «Кот в са-погах». Дополнительное чтение: индийская сказка «Золотая рыба»

2

136

Проверь себя.

Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс

Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....

Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс

Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В..   УМК «Школа России»     Москва«Просвещение» 2011...