Мастерская творческого письма на основе литературного текста
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Светлана Ивановна Казакова

Разработка урока по технологии "Мастерская творческого письма".

Приложение: хокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx51.34 КБ
Файл hokku.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Удочка в руке.
Чуть коснулась лески
Летняя луна.

Полнолуния ночь!
Даже птицы не заперли
Двери в гнёздах своих.

Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
Утром на белом снегу.

Роса на цветах шафрана!
Прольётся на землю она
И станет простою водой.

Над волной ручья
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.

О, светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.

Мастерская творческого письма

на основе литературного текста

Задачи урока:

- познакомить с поэтической миниатюрой хокку и вовлечь в написание текста;

- открыть в участниках способность работать со словом легко, без напряжения, вдохновенно и продуктивно;

- пробудить интерес к творчеству других;

- раскрыть ценностный мир участников, развивать внимание к внутреннему миру каждого автора;

- развивать способность сопереживать, радоваться, восхищаться;

- на примере японских хокку дать первое представление о понятии «художественный образ»;

-   постепенно создавать представление о том, что образ  не сам предмет, но то, как его воспринимает читатель

Ход урока:

Сегодня на уроке у нас будет творческая мастерская. Это будет  эксперимент. Основой для мастерской служат написанные на листочках маленькие тексты. Я предлагаю вам сразу перейти к делу: подойти к столам и выбрать себе понравившийся текст (прочитав его)

Алгоритм мастерской творческого письма

  1. Тексты трехстиший (каждое на отдельной карточке) раскладываются на предназначенные для этой цели столы так, чтобы к ним можно было свободно подойти
  2. Машинописные листы бумаги раздаются участникам на рабочие столы, затем предлагается ряд заданий:
  3. Внимательно прочитать разложенные на столах тексты
  4. Выбрать один текст
  5. Переписать его на свой лист
  6. У А. Блока есть слова: «Стихотворение – это покрывало, натянутое на острия слов, которые светятся, как звезды». Найти слова, которые светятся, как звезды, т. е. держат стихотворную «ткань»
  7. Записать их в строчку
  8. К каждому слову подобрать слова, связанные с ним по смыслу, т. е. ряд ассоциаций, и записать их
  9. Еще раз вернуться к первоначально выписанным словам, которые выписаны в строчку
  10. Какое из этих слов вам ближе всего? Выписать это слово слева на строке
  11. Рядом написать слово «Я»
  12. Попробовать подобрать слова, которые обозначают (называют, выражают) отношения (существующие, предполагаемые) между этими двумя словами
  13. Теперь из всех слов, которые есть на странице, выбрать одно. Это будет название текста, его тема, идея, содержание
  14. Написать текст на выбранную тему (он у вас в головушках, только быстро напишите его, не бойтесь)
  15. Прослушаем, что получилось
  16. Рефлексия.

 Какие возникли вопросы? Разговор об авторах – мастерах японской поэзии. Что такое хокку? 
Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.

Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.

Поэт должен отрешиться от всех представлений, связанных с его собственным человеческим "я", и сконцентрироваться на предмете, чтобы проникнуть в его суть.

Классикой написания хокку считается мастерство, при котором поэт способен в трех строках описать момент «здесь и сейчас». Первая строка хокку при этом отвечает на вопрос «Где?», вторая строка - на вопрос «Что?», третья строка отвечает на вопрос «Когда?». Но это, безусловно, не жесткое правило, так что нередки хокку без ответа на эти вопросы, особенно когда речь идет о чувствах и эмоциях.

Сказать много небольшим количеством слов, знаков - главный принцип поэзии хокку.

Несмотря на заданный формат стиха, семнадцать слогов, 5-7-5, это не исключает поэтической вольности, особенно у таких великих поэтов, каким был Мацуо Басе (самый знаменитый в Японии автор хокку) (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.

На русский язык японские трехстишья переводил поэт Константин Бальмонт. Некоторое время он жил в Японии и был впечатлен традициями и поэзией этой удивительной страны.

 Теперь, когда вы узнали про хокку, сравните их со своими текстами. Похоже, или нет? Рифм в хокку нет.  Ваши впечатления об уроке. Что понравилось, что нет? Чему научились,  что хочется еще сделать? Появился ли у вас интерес к тексту и желание с ним работать? 

Хокку любят,  знают наизусть, и сочиняют до сих пор. И не только в Японии, но и по всему миру. На разных языках множество людей передают свои чувства при помощи простой,  на первый взгляд, но вместе с тем глубокой и емкой формы японской поэзии – хокку!

Что же у нас в учебнике? Стр.65. Дома прочитать три хокку и попробовать тоже проделать, т. е. написать свое хокку.

Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.

,



Предварительный просмотр:

О, мотылёчек,

Ты весь – движенье:

Сидишь, трепещешь.

Подумал я: опавшие цветы

На ветки возвращаются. Но нет:

То были бабочки в сиянье пестроты.

Лист опадает.

Лист и ещё опадёт

Волею ветра.

На мёртвой ветке

 Чернеет ворон.

Осенний вечер.

На перевале

Стою я горном.

Я выше птиц.

О, опавшие листья.

Как вас много. Так много

На деревьях я вас не видал.

Росу услышишь.

Вот пахнет чаем.

Кто тихий в тихом?

Сколько листьев опавших!

Столько листьев зеленых

Я не видел в лесу весной.

Я пробудилась.

Сон прекратился.

Но ирис тот же.

Спят цветы в сновиденьях.

Мотылька расспросил бы:

Мотылёк безглагольный.

Деревушка пустынная,

Дымом вся опоясана.

Приближаются сумерки.

Собака воет.

Дом опустелый.

Трепещет плющ.

Уходя с колокольни,

О, какой он прохладный

Этот звук колокольный.

Белое облачко?

Нет, это лилия

Клонит свой цвет.

Я верхом проезжаю.

Конь мой щиплет траву.

Я любуюсь луной.

По листьям опавшим

Шаги зашуршали.

Ждала. Он подходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская творческого письма

Статья и краткий план-конспект урока литературного чтения во 2 классе в технологии "Мастерская творческого письма"...

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

Мастерская творческого письмаИнтегрированное занятие: русский язык + окружающий мирТема: ПТИЦЫАвтор: Корякова Мария АлександровнаГБОУ гимназия № 70  г. Санкт-ПетербургаВыход: сочинение-миниатюраЦ...

Инновационные технологии. Мастерская творческого письма.

Материал подойдёт для работы по развитию речи....

Урок русского языка в технологии "Мастерская творческого письма"

Мастерская творческого письма по созданию коллективного сочинения-повествования...

Мастерская творческого письма

Тема мастерской "Что зовем мы Родиной?"...

план урока "Мастерская творческого письма"

урок мастерская творческого письма "Мой друг" для учеников 3 класса...

Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое ...