Урок во 2 классе на тему: С.Маршак "В декабре"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Жукова Светлана Владимировна

Интегрированный урок (литературное чтение и технология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С.Маршак «Декабрь».

Цели урока:

  1.  Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.
  2.  Создавать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:
  3. а) анализ сюжета;
  4. б) выборочное чтение;
  5. в) чтение про себя;
  6. г) выразительное чтение;
  7. д) чтение наизусть.
  8. Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
  9.  Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.
  10.  Создавать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и декоративного труда.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентации.
  2. Музыкальные произведения: П.И.Чайковский "Декабрь. Святки" (из цикла «Времена года»).
  3. Художественные фотографии русской зимы.
  4. Для изготовления ёлочных игрушек: ёлочки, шаблоны (заготовки для объёмных подвесок, фонариков, цепочек), ножницы, клей, подкладные листы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

  1. - приветствие.
  2. - эмоциональный настрой

 Сегодня у нас y нас необычный урок. Во-первых, к нам пришли гости, а во-вторых, сам урок будет немного необычным. Сначала поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

2. Повторение по разделу «Снежок порхает, кружится…»

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений разных жанров о зиме. Вспомните, какие мы читали в разделе «Снежок порхает, кружится…»?

Посмотрите на фото. О каких произведениях они напоминают?

Кто автор? К какому жанру относится? Какова тема?

Прочитать наизусть.

О каком произведении напоминает? Кто его автор? Прочитать наизусть.

Много стихотворений написано о зиме, о зимней природе! А ведь поэты писали и о зимних забавах.

Назовите эти произведения. Прочитайте наизусть.

А это фото о каком произведении напоминает? К какому жанру оно относится? Кто автор? Прочитать наизусть.

А из какого раздела  последнее стихотворение? («Здравствуй, праздник новогодний»).

3. Работа над новым материалом.

Вступление.

Скоро-скоро уже постучится в наши дома Новый год. Когда это произойдёт? (В полночь 1 января).

А сейчас идёт месяц …?

Что вы знаете об этом месяце?

(Декабрь – двенадцатый месяц календаря, которым мы пользуемся сейчас. А в давние времена год начинался с марта, и декабрь был десятым месяцем. Поэтому и получил название от латинского слова decem, что значит «десять». Календарь изменился, а название декабрь осталось тем же.

Какие пословицы вы знаете о декабре? ( Декабрь – зиме начало, году – конец).

Древнерусское название месяца — лютень, а в народе — студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили о декабре в народе:

Леденьё пришло,
Зиму в дом привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Снег заледенило,
Лёд на речке вымело,
Ребят в санки усадило,
С горки покатило.

Но не только словами можно описать этот месяц. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в своём музыкальном альбоме «Времена года» посвятил декабрю  вальс, который назвал «Декабрь. Святки».

Слушание музыки (П.Чайковский «Декабрь. Святки», слайд-шоу  зимних фото).

Работа со стихотворением С. Маршака «Декабрь».

А сегодня мы познакомимся  ещё с одним произведением под названием «Декабрь». Думаю, вам оно известно ещё с детского садика, и многие  его знают наизусть. Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Декабрь».

Откройте учебник на с. 168, послушайте стихотворение.

Какое настроение возникло? Почему?

Какие картины природы рисует автор?

Что значит, «все деревья в серебре»? В прямом ли значении употреблено слово «серебро»?

Такой  литературно-художественный приём  называется метафора, т.е. употребление слов и словосочетаний в переносном значении.

В этом стихотворении есть ещё один художественный приём . Постарайтесь догадаться, какой, и приведите примеры из текста. ( Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые).

А как вы понимаете выражение «речку вымостил мороз», «обновил конька, салазки»?

Подумайте, почему елка «плакала сначала». А что значит «задышала, ожила?»

Прочитайте описание уже нарядной ёлки. Какое возникает настроение?

Выразительное чтение стихотворения.

 Появилось ли у кого-нибудь из вас после чтения этого стихотворения праздничное настроение?

4. Изготовление ёлочных игрушек.

Посмотрите на наши ёлочки. Чего им не хватает для праздника?

 А теперь мы нарядим наши ёлочки. Только сначала надо смастерить игрушки.

Чем обычно украшают ёлки?

А мы сегодня сделаем подвески, фонарики, разноцветные цепочки и снежинки.

У вас на столах есть все необходимые материалы.

5. Подведение итогов.

Посмотрите, какие нарядные ёлочки получились. А что самое приятное в этот праздник? 

Вот и я хочу подарить вам маленькие подарочки на память об этом уроке.

Желаю всем в наступающем году только самых чудесных и добрых изменений и событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока:   «Доли» Класс – 3Дата проведения:  15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

Урок окружающего мира на тему "Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Цель урока: уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.  Организационный момент...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...