Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Кокорева Лариса Анатольевна

 

Представлена рабочая программа на основе авторской программы Л.Ф.Климановой в 4 классе. Она включает в себя: 1) пояснительную записку 2) содержание программы 3) требования к знаниям и умениям учащихся 4) критерии оценок  5) календарно-тематическое планирование 6) методичесткое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –


основная общеобразовательная школа №9


г.Клин


Утверждаю

Директор МОУ ООШ №9

_____________О.Н.Игнатьева

«_____» сентября 2012 года


__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ  ЧТЕНИЮ

(базовый уровень)

 4  класс

Учитель: Кокорева Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов второй категории

2012 г.

         

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по Литературному чтению и на основе программы, разработанной Л.Ф.Климановой. Программа  рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.

                         

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

В  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие  говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия

ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ

В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

                                                                Учебно-тематический план


урока

Количество уроков

Количество

уроков р/р

Количество

 уроков вн. чт

1-7

Летописи. Былины. Жития.

              7                

            1

8-26

Чудесный мир классики.

             19

         2

            3

27-37

Поэтическая тетрадь

              11

         3

            2  

38-48

Литературные сказки.

              11

         -

            2

49-55

Делу время - потехе час.

               7

         -

            1

56-62

Страна детства.

               7

         -

            1

63-67

Поэтическая тетрадь.

               5

         1

            1

68-8

Природа и мы.

               11                        

         -

            2

79-85

Поэтическая тетрадь.

               7

         2

            1

86-90

Родина.

               5

         1

             -

91-93

Страна Фантазия.

               3

         -

             1

94-102

Зарубежная литература.

               9

         -

             2

Итого

102

9

17




















 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Летописи. Былины. Жития» (7 ч) (И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу).

«Чудесный мир классики» (19 ч) (произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ).

«Поэтическая тетрадь»(11 ч) (произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина).

«Литературные сказки» (11 ч) (произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу).

«Делу время - потехе час» (7 ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу).

«Страна детства» (7 ч) (произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу).

«Поэтическая тетрадь» (5 ч) (В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки», М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу).

«Природа и мы» (11 ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка», Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок  Скрип»).

«Поэтическая тетрадь» (7 ч)  (Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка»)

«Родина» (5 ч) (Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).

«Страна фантазия» (3 ч) (Е. Велтисов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»).

«Зарубежная литература» (9 ч) (Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему;

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

-составлять план к прочитанному;

-составлять пересказ;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.

               Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению


п/п

№ урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки

                     1. Летописи. Былины. Жития. (7ч.)                                                                          

1.

1.

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Работа над содержанием.

04.09.12

2.

2.

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина

06.09

3.

3.

Былина – жанр народного творчества. «Ильины три поездочки». Работа над содержанием.

07.09

4.

4.

Былина «Ильины три поездочки». Работа над пересказом

11.09

5.

5.

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы». Работа над содержанием.

13.09

6.

6.

Вн. Чтение. «Житие Сергия Радонежского. Характеристика главного героя.

14.09

7.

7.

Обобщение по разделу: «Летописи, былины, жития».

18.09

                  2. Чудесный мир классики. (19 ч.)

8.

1.

П.Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок). Работа над выразительным чтением.

20.09

9.

2.

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

21.09

10.

3.

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

25.09

11.

4.

 А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора». Работа над выразительным чтением.  

27.09

12.

5.

 Вн. чтение. А.С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах.

28.09

13.

6.

Р.р. А.С.Пушкин. Чтение наизусть. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Знакомство с содержанием.

02.10

14.

7.

Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Работа над содержанием.

04.10

15.

8.

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

05.10

16.

9.

Р.Р. А.С.Пушкин. Чтение наизусть. Характеристика героев.

09.10

17.

10.

Вн. чтение: «Что за прелесть эти сказки!..» Сказки А.С. Пушкина.

16.10

18.

11.

М.Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». Работа над содержанием.

18.10

19.

12.

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. Работа над выразительным чтением.

19.10

20.

13.

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик - Кериб».

23.10

21.

14.

Главы автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство».

25.10

22.

15.

Л.Толстой. «Как мужик убрал камень».  Работа над выразительным чтением.

26.10

23.

16.

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных героев в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

30.10

24.

17.

Вн. чтение. В мире приключений.

01.11

25.

18.

А.П. Чехов «Мальчики». Составление плана.

02.11

26.

19.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

06.11

                      3.  Поэтическая тетрадь (11 ч.)

27.

1.

Ф.И. Тютчев «Еще земли печальный вид…» Работа над выразительным чтением.

08.11

28.

2.

Р.р. Ф.И.Тютчев. Чтение наизусть.  Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» Работа над содержанием.

09.11

29.

3.

А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь». Работа над выразительным чтением.

13.11

30.

4.

Вн. чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах сверстниках.

15.11

31.

5.

Е.А. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот…» Работа над выразительным чтением.

16.11

32.

6.

Картина сельского быта. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Работа над содержанием.

20.11

33.

7.

Р.р. А.Н.Плещеев. Чтение наизусть. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Работа над выразительным чтением.

27.11

34.

8.

Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» Работа над выразительным чтением.

29.11

35.

9.

Р.р. Н.А.Некрасов. Чтение наизусть. И.А. Бунин «Листопад». Работа над выразительным чтением.

30.11

36.

10.

Вн. чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа.

04.12

37.

11.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь.

06.12

                4. Литературные сказки (11 ч.)

38.

1.

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

07.12

39.

2.

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

11.12

40.

3.

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

13.12

41.

4.

Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

14.12

42.

5.

Вн. чтение. Из истории нашей родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

18.12

43.

6.

Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

20.12

44.

7.

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство с содержанием.

21.12

45.

8.

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

25.12

46.

9.

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

27.12

47.

10.

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

28.12

48.

11.

Вн. чтение. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях.

10.01.13

                  5. Делу время – потехе час (7 ч.)

49.

1.

Сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Знакомство с содержанием.

11.01

50..

2.

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Работа над содержанием.

15.01

51.

3.

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Работа над выразительным чтением.

17.01

52.

4.

 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Работа над кратким пересказом.

18.01

53.

5.

Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел». Работа над выразительным чтением.

22.01

54.

6.

Вн. чтение. «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

24.01

55.

7.

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

25.01

                      6. Страна детства (7 ч.)

56.

1.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. Работа над содержанием

29.01

57.

2.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. Работа над пересказом.

31.01

58.

3.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Работа над выразительным чтением.

01.02

59.

4.

К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Работа над пересказом.

05.02

60.

5.

Вн. чтение. По страницам былин. «Садко».

07.02

61.

6.

М.М. Зощенко. «Елка». Работа над выразительным чтением.

08.02

62.

7.

Обобщение по разделу «Страна детства».

12.02

                  7. Поэтическая тетрадь (5 ч.)

63.

1.

В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Работа над выразительным чтением.

14.02

64.

2.

Стихи о счастливых днях детства. С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

15.02

65.

3.

Р.р. С.А.Есенин. Чтение наизусть.  М.И. Цветаева  «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

26.02

66.

4.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

28.02

67.

5.

Вн. чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа.

01.03

                           8. Природа и мы (11 ч.)

68.

1.

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Работа над содержанием.

05.03

69.

2.

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Работа над пересказом.

07.03

70.

3.

А.И. Куприн «Барбос и  Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе..

12.03

71.

4.

 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Работа над пересказом

14.03

72.

5.

Вн. чтение. «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы - загадки про зверей и птиц.

15.03

73.

6.

М.М. Пришвин «Выскочка». Работа над содержанием.

19.03

74.

7.

Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан».  Работа над содержанием.

21.03

75.

8.

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Знакомство с содержанием.

22.03

76.

9.

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Работа над содержанием.

26.03

77.

10.

Обобщение по разделу «Природа и мы».

28.03

78.

11.

Вн. чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает.

29.03

                      9. Поэтическая тетрадь (7 ч.)

79.

1.

Настроение, выраженное в стихах Б.Л. Пастернака «Золотая осень». Работа над выразительным чтением.

02.04

80.

2.

Р.р. Б.Л.Пастернак. Чтение наизусть. Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С.А. Клычкова «Весна в лесу». Работа над выразительным чтением.

04.04

81.

3.

Настроение, выраженное в стихах Д.Б. Кедрина «Бабье лето». Работа над выразительным чтением.

05.04

82.

4.

 Н.М. Рубцов  «Сентябрь». Работа над выразительным чтением.

09.04

83.

5.

Р.р. Н.М.Рубцов. Чтение наизусть. Иносказательный смысл произведения С.А. Есенина «Лебедушка». Работа над содержанием.

16.04

84.

6.

Вн. чтение. В мире фантастики.

18.04

85

7.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

19.04

                             10. Родина (5 ч.)

86.

1.

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И.С. Никитина «Русь». Работа над содержанием.

23.04

87.

2.

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине». Работа над содержанием.

25.04

88.

3.

Красота и величие природы в стихах А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». Работа над выразительным чтением.

26.04

89.

4.

В.А. Слуцкий «Лошади в океане». Работа над выразительным чтением.

30.04

90.

5.

Р.р. Стихи о Родине. Чтение наизусть. Обобщение по разделу «Родина».

02.05

                      11. Страна Фантазия (3 ч.)

91.

1.

Вн. чтение. «В мире фантастики».

03.05

92.

2.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Работа над содержанием.

07.05

93..

3.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Работа над содержанием.

10.05

                   12. Зарубежная литература (9 ч.)

94.

1.

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Работа над содержанием.

14.05

95.

2.

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Работа над пересказом.

16.05

96.

3.

Вн. чтение. В стане литературных героев.

17.05

97.

4.

 Г.-Х. Андерсен  «Русалочка». Работа над выразительным чтением.

21.05

98.

5.

Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». Работа над пересказом.

23.05

99.

6.

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера.

24.05

100.

7.

Библейские сказания. С. Лагерлеф « Святая ночь». Работа над выразительным чтением.

28.05

101.

8.

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете». Работа над содержанием.

23.05.12

102.

9.

Вн. чтение. В стране литературных героев. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

25.05.12

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2011.

2.УзороваО.В., Нефедова Е.А. Методическое пособие. Поурочные планы. Литературное чтение, 4 класс. Издательство АСТ Астрель Политиздат Москва, 2008

3. Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы», Издательство «Просвещение», 2003.

Рассмотрено

Согласовано

На заседании ШМО естественно-математических наук

Протокол №1от

 «_30_» августа 2012г.

Заместитель директора по УВР ____________И.А.Павперова


«_30_» августа 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...