Урок обучения грамоте "Согласный звук [ч']. Буква Ч"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Цель урока: познакомить детей с новым согласным звуком [ч'], буквой Ч; учить читать слоги. слова и предложения с новой буквой; расширить кругозор чтения, знакомить с героями русских народных сказок; формировать нравственные понятия о добром деле, дружбе, помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20

Методическая разработка урока обучения грамоте

в 1 «В» классе по теме:

«Согласный звук [ч’]. Буква Ч».

                                         

                                                                                                                Подготовила учитель начальных классов:

                                                                                                  Бондаренко Татьяна Григорьевна

2012-2013 уч. год

Цель:

-познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч’], буквой Ч, ч;

- учить читать слоги. Слова и предложения с новой буквой;

- расширить кругозор чтения, знакомить с героями русских народных сказок; формировать нравственные понятия о добром деле, дружбе, помощи;

-развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

Задачи:

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ч’] в словах;

-способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения;

-работать над межпредметными связями.  

Конспект урока обучения грамоте, проведённого в 1 «в» классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.

Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.

Постановка учебной задачи

-Ребята, вспомните, как чикают ножницы?

Как чирикает воробей?

-Что заметили? На что обратили внимание?

-Почему я задала этот вопрос? Что вы услышали?




Послушайте, внимательно, слова: чемодан, часы, чайка.  

Что заметили, на что обратили внимание?


Какой это звук?


А кто знает слова со звуком [ч’]?


Я недавно встретила одну черепаху. Которая куда-то спешила.  А почему я говорю про черепаху? А вы хотите узнать куда?

Тогда посмотрите мультфильм про черепаху.





Смотрите внимательно, в этом мультфильме спрятались слова со звуком [ч’] , найдите их и назовите. (Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы»)

К чижу на день рождения

Спешила черепаха.

Хотела подарить ему

Штанишки и рубаху.

Ужасно торопилась

И день, и ночь бежала,

Но все равно бедняжка

На месяц опоздала.


Давайте составим звуковую модель слова ЧЕРЕПАХА



Проверка выполненного задания.




Чик-чик-чик

Чик-чирик

Дети произносят звук [ч’]

Вывод:  это новый звук, с которым мы сегодня будем знакомиться




Во всех словах есть звук [ч’].

Согласный, глухой, мягкий.

Дети называют слова.



В слове черепаха  есть звук [ч’].








Дети называют слова со звуком [ч’].










дети выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях;

 объясняют свое решение.

Знакомство с буквой Ч.

Мы составили звуковую модель слова. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ч’]?

Кто из вас может напечатать слово ЧЕРЕПАХА?

Правильно! Звук [ч’] обозначается согласной буквой Ч.

Посмотрите, внимательно, на что похожа буква Ч?



Ч с четверкой спутал чижик и прочел: четыре ижик.

Читающий ребенок печатает это слово на доске.


Дети говорят, на что похожа буква Ч.


Решение учебной задачи.












Красиво напечатайте в тетрадях букву Ч, а рядом букву И. Что получилось? ЧИ

Напечатайте букву Ч, а рядом букву У. Что получилось? ЧУ

Какой звук обозначает буква ч в слоге ЧИ? А  в слоге ЧУ? Почему?

Чтение слогов и слов с мультимедийного проектора:

ЧА   ЧО   ЧУ    ЧИ   ЧЕ

ча-сы  



Какие же часы бывают?


ФИЗМИНУТКА.

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

Налево-раз, направо-раз.

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

 


Чтение с мультимедийного проектора:

точка   дочка   тучка   ночка  

лисичка   сестричка

Когда так говорят? Приведите свои примеры.


Ребята, а вы знаете сказки? Какую сказку про лисичку-сестричку вы знаете?



Читающие дети получают индивидуальные задания-карточки с картинками и предложениями, из которых нужно выбрать одно, которое описывает картинку.

(Приложение №1)

Дети печатают букву Ч. Печатают и читают слоги.



Буква Ч всегда обозначает мягкий звук.


Дети читают слоги и слова. Чтение текста про часы из азбуки.


Дети отвечают на вопрос.






Дети выполняют физминутку.





Дети читают слова, отвечают на вопрос, когда так говорят, приводят свои примеры.


Лисичка-сестричка и Волк.




Рефлексия

Дифференцированное чтение.





Расставьте картинки по порядку, восстанавливая содержание сказки.




Тренировочное чтение.

(на доске записаны пословицы)

Эту сказку сочинил русский народ, а еще русский народ сочинял пословицы, прочитаем их и скажем, когда так говорят?


Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

Чего себе не хочешь,  того и другому не делай.

Ученику-удача, учителю-радость.

К доске выходят дети и зачитывают предложения к своим картинкам.

 (Приложение №2)

Дети встают по порядку. Тем самым восстанавливают содержание сказки.


Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Итог урока

Вот и я буду за вас радоваться, когда вы будете удачливыми, грамотными, умными. Но этому надо учиться. Вы со мной согласны.

А чему сегодня на уроке вы научились?

Познакомились с новым звуком и новой буквой.


Приложение №1.

Карточка 1.

Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

Карточка 2.

Явилась на реку лиса, ходит вокруг волка и приговаривает:

-Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Карточка 3.

Вот лисичка-сестричка сидит и потихонечку приговаривает:

-Битый небитого везет! Битый небитого везет!

Карточка 4.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать потихонечку из воза по рыбке да по рыбке, по рыбке, да по рыбке.

Карточка 5.

А лисичка собрала всю рыбу в кучу, уселась на дороге и кушает себе. Проходит мимо волк:

-Дай мне рыбку!

Приложение №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"

Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...

урок обучения грамоте " Звук и буква А"

Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...