Внеклассное мероприятие по литературному чтению 4 класс "История рождения книги"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Щербакова Татьяна Петровна

На внеклассном мероприятии в увлекательной форме рассказывается об истории рождения книги. В конце помещён кроссворд, позволяющий закрепить знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_istoriya_knigi.docx223.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 4 б классе

 «История рождения книги» слайд 1

Отгадайте загадки:

  1. Каждый сколько нужно берёт, а всё остаётся.
  2. Говорит она беззвучно ,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

  1. Сама мала, а ума придала.
  2. Хоть не шляпа, а с полями,

НЕ цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (КНИГА)

- Вот так необычно о книгах рассказывают нам загадки.

-Надеюсь, вы все любите читать книги,  и сегодня вы узнаете много нового и интересного  о книгах, познакомитесь с историей их рождения.

Стихи  слайд 2

1Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет

И несут нас, словно птицы,

Облетая целый  свет.

2Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали  б ничего!

3В каждом доме, каждой хате

В городах и на селе –

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

4Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

5Птице – полетать бы!

Мне же – почитать бы!

На крыле страницы

Захочу – взлечу,

А перелистаю книгу,

Побываю там, где захочу!

6Хочешь плыть по океанам?

Опускаться в глубину?

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну?

Быть отважным следопытом…

Все края тебе раскрыты

На страницах наших книг!

-Действительно, как много разных книг, которые знают обо всём на свете. Ведь вы растёте,  и у вас возникает много вопросов: «Откуда, зачем, почему?» Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать? Нужно обратиться к книгам, которые знают всё. Это словари, энциклопедии, справочники. Некоторые из них представлены на выставке.

- Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

- А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей) слайд3

III Постановка темы, целей.

- Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.

- Расшифруйте название корабля, используя шифр.  Слайд 4

А

Б

Г

И

К

Н

О

П

Р

С

- Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие  за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными. Слайд 5,6.

 IV. Основная часть

1. Книги в Древнем Египте.

учитель. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет.  Слайд 7

В Древнем Египте тексты  высекали на каменных плитах. Слайд 8.

            Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Применяли глину в качестве писчего материала потому, что её в долине рек было много. Потом глиняные таблички сушили или обжигали.  Из таких табличек составляли книги.  Слайд 9.

Практическая работа.

- Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.     

Учитель. Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров.     Слайд 10.

Вопросы:

- Из чего делали книги древние египтяне?  

2. Книги в Древней Греции.

Библиотекарь. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию.   Слайд 11.

учитель. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. Слайд 12,13. 

Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать. Слайд14

Вопросы

- Какой материал для письма был придуман?

- Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

3. Книги в Древнем Китае.

Учитель. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Слайд 15.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Слайд 16. 

Практическая работа. 

- Ребята,  представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани  иероглиф, обозначающий слово «книга».      

  1. Письмо иероглифа, обозначающего слово «книга».

Учитель. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце.  Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.         Слайд 17.

Вопросы

- Кто изобрёл бумагу?

- Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

- Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?

4. Создание первой печатной книги в Германии.

Учитель. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию.  Слайд 17.

Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел  немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называли  - ЛИТЕРЫ. Слайд 18, 19.

Вопросы

- Кто изобрёл первый печатный станок?

5. История создания книги в России.  

Учитель. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Слайд 20

Письменность на Руси появилась в 863 году. Создателями славянской азбуки были  византийские монахи , братья - Кирилл и Мефодий.  Слайд 21.

- Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?

Рассказ ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом.  Слайд 22. 

Рассказ ученика, одетого в балахон, с гусиным пером, чернильницей. Вот так давным-давно, ещё в средние века, книги переписывали в монастырях .Их многие месяцы переписывали от руки монахи – люди, служившие Богу. Монахи старались писать без ошибок и помарок, поэтому работали они очень медленно. Слайд23

 Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первую букву новой строки делали красивой – «красной». Отсюда и название «красная строка». Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. Слайд 24.

Задание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний.  Слайд 25

(Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).

учитель. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года. Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 26, 27, 28.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Чтоб каждый их читать бы мог.

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 29.

-В Москве стоит памятник первопечатнику ИВАНУ ФЁДОРОВУ, создателю первой печатной книги на Руси. А неподалёку в Историческом музее, храниться и сама эта книга вместе с моделью станка, на котором её отпечатали, и древней печатной доской.

Вопросы

- В каком городе появилось книгопечатанье?

- Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

- Как называлась первая печатная книга?

- Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

V. Разгадывание кроссворда.

- Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд.  Слайд 31.

Вопросы к кроссворду:

  1. Имя монаха, создателя славянской азбуки?
  2. Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?
  3. Металлические буквы, из которых набирался текст на печатном станке?
  4. Немецкий изобретатель книгопечатанья?
  5. Название первой печатной книги на Руси? Слайд 32

VI. Повторение

- Наше путешествие завершается. Поделитесь друг с другом знаниями об истории создания книги в России. Составьте рассказ об истории книги в России по картинкам. Слайд 31.

Монахи Кирилл и Мефодий  -

создатели славянской азбуки

 ЛИТЕРЫ — металлические бруски с выпуклым изображением букв или  цифры на

   ЛИТЕРЫ — металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, конце.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? Дополните фразы.

Слайд 32.

  1. Сегодня на уроке  я  узнал (а)…
  2. Мне было интересно …
  3. Мне хотелось бы прочитать…
  4. Я желаю ребятам…

          Библиотекарь. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Мои друзья книги"

Знакомство с рассказо В.Сухомлинского "Моя мама пахнет хлебом"-прививать интерес к чтению-оценивать персонажей, осмысливать прочитанное-развивать коммуни кативные навыки-обогнащать словарный запас уча...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Наш друг —книга"

Внеклассное занятие по литературному чтению "Мой друг -книга"...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «День рождения книги»

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению.«День рождения книги»Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению «Разговор о книгах»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Разговор о книгах"Привитие у детей интереса к книгам и чтению книг....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе – литературная игра «Звездный час».

Данное мероприятие проходит в рамках декады начальных классов и относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.  Детские сказки – это не просто выдуманные ист...