Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.С.А.Есенин "Береза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Поповкина Наталья Алексеевна
Комбинированный урок посвященный стихотворению С.Есенини "Береза""На данном уроке мы закрепляем умение правильно передавать сюжетную композицию произведения. формируем правильное, осознанное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombinirovannyy_urok_chteniya.doc55 КБ
Microsoft Office document icon kombinirovannyy_urok_chteniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.

Тема : С.А.Есенин «Берёза».

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить ребят с краткой биографией С.А.Есенина;
  2. Закреплять умение правильно передавать сюжетную композицию произведения;
  3. Формирование правильного, осознанного чтения;
  4. Работа над выразительностью речи;
  5. Развитие речи, понимание смысла слов;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к книге, искусству;
  2. Воспитывать сознательную дисциплину;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе;

Коррекционные:

  1. Развитие мелкой моторики;
  2. Развитие навыков самоконтроля;
  3. Развитие связной речи, уточнение и обогащение словарного запаса;
  4. Развитие логического мышления, памяти, внимания;
  5. Развитие операций мышления: анализ, синтез, сравнение и установление причинно-следственных связей;

Оборудование:

  1. изображение березы в разные времена года;
  2. изображение кисти, каймы, бахромы;
  3. гербарий /листья берёзы, рябины, дуба, клёна/;
  4. разрезная азбука;
  5. загадка;
  6. изображение берёзы, клёна, дуба, ели, рябины;

  7.  дидактические игры:

   - «Собери картинку»

   - «Четвёртый лишний»

   - «Свой среди чужих»

   - «Каким деревьям принадлежат эти листья? Впиши их название в клеточки»

   - «Буквы растерялись

 8. портрет поэта;

9. музыка;

10. «граттаж», ручки, листы бумаги;

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовительная работа.

А) Беседа.

   - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел по чтению, который называется «Люблю природу русскую».

   - Скажите, пожалуйста. Что мы подразумеваем под словами «природа»?

   - Что к ней относится? Назовите./дети перечисляют/.

   - В этом разделе мы с вами будем читать рассказы и стихотворения разных писателей и поэтов.

   - А начнём изучать этот раздел со стихотворения С.А.Есенина.

Б) Краткое знакомство с биографией поэта.

   Родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области. Здесь на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. О чём бы ни писал поэт, даже в самые тяжёлые минуты светлый образ России согревал его душу. Бесспорно, корни поэзии Есенина в рязанской деревне. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.

   Это был крупный, красивый человек. Он жил с открытым сердцем, готовый отдать людям всё. Есенин жил «волнуясь сердцем и стихом».

   Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать, заразить ею ощущением полноты и красоты жизни.

   Ещё одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная слитность с народной жизнью.

   Поэтому он очень любил и понимал природу, вот почему многие его произведения посвящены природе. Он ей восхищался, дарил свои произведения, так же безгранично он любил и был предан своей родине – России.

   Родная земля дала ему больше- народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью; теми представлениями о добре и зле, о счастье и несчастье. Ему не надо было искать путей в душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из её носителей.

   В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию.

   Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, не- отделенности человека от всего живого.

   Стихи Сергея Александровича Есенина являются образцами высокой поэзии, они помогают нам глубже постигать красоту природы, учат любить Родину. Его стихи удивительно емкие и яркие, очень точно передают настроение поэта.

В) Загадка.

   - А название этого стихотворения мы узнаем отгадав загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне,

  В зелёной кофточке,

                      В белом сарафане.        /Берёза/

   - Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.

Г) Дидактические игры.

   - А в подтверждении того, правильно ли мы отгадали загадку, давайте вместе с вами соберем картинку и посмотрим, получится, ли у нас правильный ответ.

Игра «Собери картинку»

/ребята собирают разрезную картинку/

   - И так, что же у нас получилось?

   - Какое дерево изображено на картинке? /берёза/

   - Молодцы, вы очень хорошо справились.

   - Так кто же мне скажет, как же будет называться наше стихотворение? /Берёза/

   - Вы знаете, когда я хотела написать название стихотворения, у меня ничего не получилось. Все буквы почему-то у меня перепутались. Помогите, пожалуйста, составить это слово. Давайте вместе составим название нашего стихотворения и прочитаем его.

Игра «Буквы растерялись»

/ учащиеся составляют слово «берёза»; затем читают его все вместе/

3. Первичное чтение учителем.

   - Будьте очень внимательны, следите за мной.

/Сначала стихотворение читает учитель, в этот момент дети следят за чтением учителя/.

   - Понравилось ли стихотворение?

   - О чём оно? /ребята отвечают/

4.Физ. минутка.

Тихо ветки клён качает

Вправо, влево наклоняет,

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клён.

5. Сопряженное чтение стихотворения.

Затем, следующим этапом идёт сопряженное чтение, учитель  вместе с учениками  читают стихотворение. Во время чтения идёт разбор и объяснение непонятных слов.

Кисть – пучок ниток, шнуров, используемых, как украшение.

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

   - В какое время увидел поэт берёзку?

   - Где она росла?

   - Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт к берёзке?

6. Обобщающая работа по произведению. 

 - В какое время года увидел поэт берёзку?

   - Где она росла?

   - Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт к берёзке?

   - О чём это стихотворение?

А) Работа с иллюстрациями.

   - Посмотрите, пожалуйста, на доску, что нового появилось? /иллюстрации деревьев/.

   - В какое время года изображены деревья, как вы догадались?

   - А скажите, какие деревья изображены на иллюстрациях? /березки/

   -Как вы догадались, что это берёзки, а не другие деревья? /берёзки тонкие, стройные, ствол у них беленький с чёрными вкраплениями/

   - А скажите, какая иллюстрация подходит к нашему стихотворению?

  - Почему?

   - Молодцы! И так, какое главное отличие берёзки от других деревьев? /ствол у неё белый с чёрными вкраплениями/.

  - А помните мы с вами осенью собирали и сушили листья. Кто мне напомнит, как выглядят листочки берёзы?

   - Помогите мне, пожалуйста, а то я совсем запуталась. Покажите их. /ребята показывают гербарий/.

   -Можно даже потрогать руками. Какие они на ощупь?

   - Внимательно посмотрели, ну а теперь поиграем в игру.

Игра «Свой среди чужих».

/ребята должны из предложенных картинок найти листок принадлежащий берёзе и обвести его в кружок/

   - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Физ. Минутка.

                Упражнение на мелкую моторику. Подготовка рук к рисованию в технике «граттаж».

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму и другой рукой начну.

А теперь последний трюк, мяч летает между рук.

  1. Рисование берёзки в технике «гарттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!

   -Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
  -Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных
восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у ребят!

  - А теперь и мы с вами поработаем художниками. / у ребят на столе лежат подготовленные листы для выполнения рисунка берёзки в технике «граттаж»/. Учитель сначала показывает движения в воздухе, ребята повторяют движения за ним. Затем мокрой кисточкой, учитель показывает движения на доске. Ребята с помощью повторяют движения на листе. После выполнения работы, рисунки вывешиваются на доску. Организация выставки работ.

9. Итог урока.

   - Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке.

   - Давайте, вспомним, что мы сегодня делали на уроке?

   - Какое стихотворение читали?

   - Что вам больше всего понравилось в нём?

   - Скажите. Какую картину вы можете себе представить после прочтения этого стихотворения? Расскажите.

  - А вы знаете, что берёзка не простое дерево ,а символ России, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской Земли.

   - А скажите, к чему мы можем отнести берёзку?

   - Как нужно обращаться с окружающей средой?

   - А теперь, в завершении нашего урока, покажите, как вы усвоили материал.

Игра «Четвёртый лишний»

/из предложенных картинок, найдите берёзку/

   - Почему это она?

   - Как узнали? По каким признакам.

   - Молодцы!

10.Домашнее задание.

   - Дома, нарисуйте такую берёзку, которую вы себе представите. Можно выбрать любое время года.

11. Орг.момент.

   

   



Предварительный просмотр:

Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.

Тема : С.А.Есенин «Берёза».

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить ребят с краткой биографией С.А.Есенина;
  2. Закреплять умение правильно передавать сюжетную композицию произведения;
  3. Формирование правильного, осознанного чтения;
  4. Работа над выразительностью речи;
  5. Развитие речи, понимание смысла слов;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к книге, искусству;
  2. Воспитывать сознательную дисциплину;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе;

Коррекционные:

  1. Развитие мелкой моторики;
  2. Развитие навыков самоконтроля;
  3. Развитие связной речи, уточнение и обогащение словарного запаса;
  4. Развитие логического мышления, памяти, внимания;
  5. Развитие операций мышления: анализ, синтез, сравнение и установление причинно-следственных связей;

Оборудование:

  1. изображение березы в разные времена года;
  2. изображение кисти, каймы, бахромы;
  3. гербарий /листья берёзы, рябины, дуба, клёна/;
  4. разрезная азбука;
  5. загадка;
  6. изображение берёзы, клёна, дуба, ели, рябины;

  7.  дидактические игры:

   - «Собери картинку»

   - «Четвёртый лишний»

   - «Свой среди чужих»

   - «Каким деревьям принадлежат эти листья? Впиши их название в клеточки»

   - «Буквы растерялись

 8. портрет поэта;

9. музыка;

10. «граттаж», ручки, листы бумаги;

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовительная работа.

А) Беседа.

   - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел по чтению, который называется «Люблю природу русскую».

   - Скажите, пожалуйста. Что мы подразумеваем под словами «природа»?

   - Что к ней относится? Назовите./дети перечисляют/.

   - В этом разделе мы с вами будем читать рассказы и стихотворения разных писателей и поэтов.

   - А начнём изучать этот раздел со стихотворения С.А.Есенина.

Б) Краткое знакомство с биографией поэта.

   Родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области. Здесь на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. О чём бы ни писал поэт, даже в самые тяжёлые минуты светлый образ России согревал его душу. Бесспорно, корни поэзии Есенина в рязанской деревне. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.

   Это был крупный, красивый человек. Он жил с открытым сердцем, готовый отдать людям всё. Есенин жил «волнуясь сердцем и стихом».

   Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать, заразить ею ощущением полноты и красоты жизни.

   Ещё одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная слитность с народной жизнью.

   Поэтому он очень любил и понимал природу, вот почему многие его произведения посвящены природе. Он ей восхищался, дарил свои произведения, так же безгранично он любил и был предан своей родине – России.

   Родная земля дала ему больше- народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью; теми представлениями о добре и зле, о счастье и несчастье. Ему не надо было искать путей в душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из её носителей.

   В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию.

   Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, не- отделенности человека от всего живого.

   Стихи Сергея Александровича Есенина являются образцами высокой поэзии, они помогают нам глубже постигать красоту природы, учат любить Родину. Его стихи удивительно емкие и яркие, очень точно передают настроение поэта.

В) Загадка.

   - А название этого стихотворения мы узнаем отгадав загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне,

  В зелёной кофточке,

                      В белом сарафане.        /Берёза/

   - Молодцы! Вы правильно отгадали загадку.

Г) Дидактические игры.

   - А в подтверждении того, правильно ли мы отгадали загадку, давайте вместе с вами соберем картинку и посмотрим, получится, ли у нас правильный ответ.

Игра «Собери картинку»

/ребята собирают разрезную картинку/

   - И так, что же у нас получилось?

   - Какое дерево изображено на картинке? /берёза/

   - Молодцы, вы очень хорошо справились.

   - Так кто же мне скажет, как же будет называться наше стихотворение? /Берёза/

   - Вы знаете, когда я хотела написать название стихотворения, у меня ничего не получилось. Все буквы почему-то у меня перепутались. Помогите, пожалуйста, составить это слово. Давайте вместе составим название нашего стихотворения и прочитаем его.

Игра «Буквы растерялись»

/ учащиеся составляют слово «берёза»; затем читают его все вместе/

3. Первичное чтение учителем.

   - Будьте очень внимательны, следите за мной.

/Сначала стихотворение читает учитель, в этот момент дети следят за чтением учителя/.

   - Понравилось ли стихотворение?

   - О чём оно? /ребята отвечают/

4.Физ. минутка.

Тихо ветки клён качает

Вправо, влево наклоняет,

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клён.

5. Сопряженное чтение стихотворения.

Затем, следующим этапом идёт сопряженное чтение, учитель  вместе с учениками  читают стихотворение. Во время чтения идёт разбор и объяснение непонятных слов.

Кисть – пучок ниток, шнуров, используемых, как украшение.

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

   - В какое время увидел поэт берёзку?

   - Где она росла?

   - Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт к берёзке?

6. Обобщающая работа по произведению. 

 - В какое время года увидел поэт берёзку?

   - Где она росла?

   - Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт к берёзке?

   - О чём это стихотворение?

А) Работа с иллюстрациями.

   - Посмотрите, пожалуйста, на доску, что нового появилось? /иллюстрации деревьев/.

   - В какое время года изображены деревья, как вы догадались?

   - А скажите, какие деревья изображены на иллюстрациях? /березки/

   -Как вы догадались, что это берёзки, а не другие деревья? /берёзки тонкие, стройные, ствол у них беленький с чёрными вкраплениями/

   - А скажите, какая иллюстрация подходит к нашему стихотворению?

  - Почему?

   - Молодцы! И так, какое главное отличие берёзки от других деревьев? /ствол у неё белый с чёрными вкраплениями/.

  - А помните мы с вами осенью собирали и сушили листья. Кто мне напомнит, как выглядят листочки берёзы?

   - Помогите мне, пожалуйста, а то я совсем запуталась. Покажите их. /ребята показывают гербарий/.

   -Можно даже потрогать руками. Какие они на ощупь?

   - Внимательно посмотрели, ну а теперь поиграем в игру.

Игра «Свой среди чужих».

/ребята должны из предложенных картинок найти листок принадлежащий берёзе и обвести его в кружок/

   - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Физ. Минутка.

                Упражнение на мелкую моторику. Подготовка рук к рисованию в технике «граттаж».

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму и другой рукой начну.

А теперь последний трюк, мяч летает между рук.

  1. Рисование берёзки в технике «гарттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!

   -Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
  -Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных
восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у ребят!

  - А теперь и мы с вами поработаем художниками. / у ребят на столе лежат подготовленные листы для выполнения рисунка берёзки в технике «граттаж»/. Учитель сначала показывает движения в воздухе, ребята повторяют движения за ним. Затем мокрой кисточкой, учитель показывает движения на доске. Ребята с помощью повторяют движения на листе. После выполнения работы, рисунки вывешиваются на доску. Организация выставки работ.

9. Итог урока.

   - Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке.

   - Давайте, вспомним, что мы сегодня делали на уроке?

   - Какое стихотворение читали?

   - Что вам больше всего понравилось в нём?

   - Скажите. Какую картину вы можете себе представить после прочтения этого стихотворения? Расскажите.

  - А вы знаете, что берёзка не простое дерево ,а символ России, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской Земли.

   - А скажите, к чему мы можем отнести берёзку?

   - Как нужно обращаться с окружающей средой?

   - А теперь, в завершении нашего урока, покажите, как вы усвоили материал.

Игра «Четвёртый лишний»

/из предложенных картинок, найдите берёзку/

   - Почему это она?

   - Как узнали? По каким признакам.

   - Молодцы!

10.Домашнее задание.

   - Дома, нарисуйте такую берёзку, которую вы себе представите. Можно выбрать любое время года.

11. Орг.момент.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в ...

Комбинированный урок чтения и развития речи по произведению А. Толстого "Приключения Буратино"

При подготовке к данному уроку, обучающиеся разделились на микрогруппы и исследовали значение сердца в жизни человека с разных точек зрения: физики, химии, биологии, медицины. Каждая группа делится св...

Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"

Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....

"Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитие речи детей"

В данной статье я предлагаю нестандартные методы работы по развыитие связной речи детей, обогащению словаря , развиттию творческих речевых способностей детей....

Комбинированный урок чтения, развития речи и трудового обучения в 1 классе на тему: «Звук и буква Л».

Комбинированный урок по чтению,развитию речи и трудовому обучению в 1 классе...

Грибы. Ознакомление с окружающим миром, развитие речи(1-2 классы)

Расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений. Знакомство с разнообразием видов грибов.Формирование умения восстанавливать деформированные слова. Воспитание бережного отношения...

«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)

laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи.  Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки.   Письмо бол...