Грибы. Ознакомление с окружающим миром, развитие речи(1-2 классы)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Петрова Елена Петровна

Расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений. Знакомство с разнообразием видов грибов.Формирование умения восстанавливать деформированные слова. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_1-2_kl.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 827

Грибы

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи(1-2 классы)

Петрова Е.П.

учитель начальных классов.

   

Тема урока: Грибы

 Развитие речи, ознакомление с окружающим миром

1-2 классы

Цель урока:

Расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений.

Задачи

Обучающие:

Формирование умения восстанавливать деформированные слова.

Развивающие:

Развитие познавательных процессов, творческих способностей,  умения  делать элементарные выводы, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности.

Коррекционные:

Коррекция мышления, памяти, внимания. Развитие речи, мелкой моторики, наблюдательности, любознательности. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация «Грибы».
  • Муляжи грибов.
  • Веер с цифрами.
  • Карточки для игры.

  1. Организационный момент.

     - Сегодня мы отправляемся в лес. К кому мы пойдем, вы узнаете, отгадав загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

     - Тема нашего урока «Грибы».

  1. Беседа «Грибы» с демонстрацией слайдов     

 - Давайте посмотрим, какие грибы растут в нашем лесу.

(Слайд 2)

 Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!

Это…. (Сыроежки)

     -У сыроежек нарядные шляпки: они могут быть от нежно - розовых до коричневых. Снизу шапочки украшены белоснежными пластинками, которые у старых грибов становятся кремового цвета. Растут сыроежки до самых морозов в лиственных и хвойных лесах.

(Слайд 3)

Нет грибов, дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

     - Осенью приходит пора опят. Шляпка у опят жёлтая или желтовато – серая. У молодого опёнка  пластинки  внизу  беловатые, у зрелого гриба – коричневые.

(Слайд 4)

Он внутри, как масло, белый,

Шляпка маслянистая.

Любит он в лесу опушки

И места тенистые.

Но зовут его не белый,

Не валуй, и не опёнок.

Кто ответит самый первый,

Как зовут его?  (Маслёнок)

    - Маслята – очень дружные ребята, часто растут по кругу большими хороводами. Шляпка у них похожа на округлую желтовато – коричневую подушечку. В сырую погоду шляпка покрывается слизью. У некоторых видов маслят, когда они ещё совсем молодые, нижняя часть шляпки покрыта белым покрывалом, которое потом лопается и образует у взрослого гриба кольцо на ножке.

- Мы приближаемся к лиственному лесу, в котором в основном растут берёзы и осины. Как вы думаете, какие грибы мы можем там встретить? А вот вам подсказка.

(Слайд 5)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?  (Подосиновик)

- У подосиновика красные или оранжевые шапочки. Растут кучками в длину. Вырастают до очень больших размеров.

(Слайд 6)

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? ( Подберёзовик)

     - Подберёзовик похож на подосиновик, но шапочка у него коричневого цвета. Растёт обычно под берёзами – отсюда и название.

(Слайд 7)

 А под старою сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружён своей семьёй,

Первый найден…(Боровик)

     - Белый гриб или боровик считается царём грибов. У него коричневая шапочка, крепкая белая ножка. Растёт обычно целой семьёй.

(Слайд 8)

Очень дружные сестрички,

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом,

Золотистые …..(Лисички)

     - Лисички растут на земле стайками в негустых мшистых лесах. С настоящей лисичкой иногда путают лисичку ложную, которая растёт на сосновых или дубовых пнях. У ложной лисички неприятный вкус. Хоть она и не ядовитая.

(Слайд 9)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя он обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор,

Что ядом наполнен гриб… (Мухомор)

     - Мухомор очень красивый, яркий гриб, но рвать его нельзя. Он очень ядовитый.

- Ребята, а нужно мухоморы сбивать ногами? Почему?

(Слайд 10)

Скромный, тоненький и бледный...

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

 И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

 Эту бледную... (Поганка)

     - Это очень страшный гриб. Он очень ядовитый. Запомните, как он выглядит, и никогда не рвите бледную поганку.

- Послушайте, ребята, что пишет про грибы С. Аксаков.

     «Гриб – дитя леса. В степи нет грибов…

     Всем известное дело, что если посеять и насадить, одним словом, развести и вырастить лес в чистом поле, то непременно начнут родиться в нём грибы, свойственные породам разведённого леса…

     Народ, признавая вполне влияние дерев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия дерев. Например, берёзовик, осиновик, подорешник, дубовик.»

- Ребята, если вы не знаете что это за гриб, то лучше не брать его вовсе.

- А как правильно нужно рвать грибы? (Аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу)

  1. Игра «Узнай».

     Один из учащихся закрывает глаза, из мешка достаёт муляж грибы и старается угадать его.

  1. Чтение текста с деформированными словами (Слайд 11)

     - Перед вами текст. Но буквы в некоторых словах перепутались. Давайте, исправим ошибки.

     Мы входим в сел. Там растут ныоси, ели и берёзы. Под деревьями много бовгри.

Это подберёзовики, сичкили, викиборо.

- Прочитайте рассказ. Подберите название.

- Запишите рассказ.

- А теперь давайте проверим

  1. Физкультминутка.

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

  1. «Весёлые задачи»

- А теперь давайте посчитаем, сколько мы собрали грибов.

Учащиеся показывают ответы с помощью вееров с цифрами.

Ёжик по лесу шёл

На обед грибы нашёл:

Пять –   под берёзой,

Три –   у осины.

Сколько их будет

В плетёной корзине? (8)

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше у осин

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибков? (3)

Ёжик по грибы пошёл,

Десять рыжиков нашёл,

Восемь положил в корзину,

Остальные же – на спину.

- Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, ёж? (2)

Белочка грибы сушила,

Только посчитать забыла.

Белых было пять да пять,

Семь груздей и шесть опят.

Четыре милые лисички –

Ярко рыжие  сестрички.

У кого ответ готов:

Сколько было всех грибов? (27)

  1. Игра «Собери в корзину» (Слайд 12)

 - Соберите в корзину съедобные грибы.

Если щёлкнуть по картинке со съедобным грибом – он попадёт в корзину,

 если гриб ядовитый – он вращается.

  1. Физкультминутка.

Учащиеся массируют пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик -  в лес пошёл,

Этот пальчик -  гриб нашёл,

Этот пальчик - чистить стал,

Этот пальчик -  жарить стал,

Этот пальчик -  ел, ел и потолстел.

  1. Кроссворд «Грибной» (Слайд 13)

По первому щелчку появляется вопрос, при втором щелчке – ответ и  картинка; первый вопрос пропадает. Далее – аналогично.

  1. Грибы, которые растут кучкой (Опята)
  2. Любимая расцветка шляпки у этого гриба – «горошек» (Мухомор)
  3. Рыжие грибы (Лисички)
  4. Главный гриб (Боровик)

                     

  1. Игра «Четвёртый лишний»

После того, как кроссворд разгадан, при щелчке – появляется вопрос «Найди лишний гриб». При нажатии картинки с правильным ответом (мухомор) – картинка пропадает. Если ответ неверный, при нажатии на картинку – она увеличивается в размере («удивляется»)

  1. Беседа «Как правильно собирать грибы»

     -  Вы любите, когда к вам приходят гости?

     - Но когда гости начинают безобразничать, сорить, ломать это не понравится хозяевам. Правда?

     - Существуют правила поведения в общественных местах, в школе, правила дорожного движения. Есть и правила поведения в лесу (Слайд 14)

По щелчку появляются сначала картинка, по которой дети должны сформулировать правило,  затем предложение.

  • Срезайте гриб ножом. Почему?
  • Не рвите грибы у дороги. Почему?  
  • Не берите незнакомые грибы. Почему?  
  • Не сбивайте мухоморы. Почему?  

      -Давайте, ребята, сделаем вывод:

Яркие и бледные,

Съедобные и вредные.

Грибы – ребята дружные,

Природе очень нужные!

  1. Игра «Опиши»

Учащиеся должны описать один из грибов, не называя его. Остальные дети угадывают гриб, указывают, съедобный он или ядовитый.

  1. Карточки «Проверка».

     У каждого ученика карточка с цифрами.

   1     2     3      4     5

     Учитель читает предложения. Дети зачёркивают номер ответа, если не согласны с предложением и обводят кружком, если предложение правильное.

  • Грибы нужно аккуратно срезать ножом.
  • Мухоморы нужно уничтожать.
  • Все грибы ядовиты. Их нельзя употреблять в пищу.
  • Около дороги самые вкусные грибы.
  • Незнакомые грибы брать нельзя.

  1. Итог урока (Слайд 15)

Сентябрь принёс нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

На нитку побольше грибов нанижи,

Для зимних запасов ты их засуши.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

- Назовите съедобные грибы.

- Как правильно нужно собирать  грибы?

- Как нужно хранить грибы?

- Какие блюда можно приготовить с грибами?

- Как нужно относиться к природе в целом?

  1. Домашнее задание: нарисовать грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи в 6 классе 8 вида "В мире профессий"

Урок закрепление. Использование дидактических заданий на уроке позволяет детям повторить и закрепить словарь по теме. При подготовке сообщений развивается речь учащихся. Использование презентации на у...

Презентация к уроку развития речи в 6 классе 8 вида "В мире профессий"

Использование презентации на уроке позволяет заинтересовать учащихся, облегчить понимание материала, даёт наглядную основу. Это очень важно для детей со сложной структурой дефекта....

урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в ...

Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.С.А.Есенин "Береза"

Комбинированный урок посвященный стихотворению С.Есенини "Береза""На данном уроке мы закрепляем умение правильно передавать сюжетную композицию произведения. формируем правильное, осознанное чтение....

Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"

Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...