Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспектива".
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Бочкарева Людмила Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_2kl_cht_eto.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

   Ялкынская средняя общеобразовательная школа

   Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Протокол №

От «___» ____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора МБОУ

_________________ /Шигапова_/

«___»                   20__ г.

  «УТВЕРЖДАЮ»

 Директор МБОУ __________ /Морозова /


 «___»                 20___ г.

Рабочая программа

по учебному курсу

«Литературное чтение»

УМК «Перспектива» 2 класс

                                                                             Составитель программы:

                                                                             учитель начальных классов

                                                                              Бочкарева Л.Н.

                                                                 

2012- 2013 год

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые основы рабочей программы.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред.от 22.09.20011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования».

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

- Примерные программы начального общего образования.

- Учебный план Ялкынской средней общеобразовательной школы на 2012/2013 учебный год.

- Локальный акт Ялкынской средней общеобразовательной школы об утверждении структуры рабочей программы.

Дидактическое и методическое обеспечение.

  1. Учебник  Л. Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2 класс издательство «Просвещение»,   2012 г.

Место учебного предмета в учебном плане.

                                                                                         

Количество часов в неделю по авторской программе  «Перспектива»               4

Количество часов в неделю по БУПу  ОУ                                                              3

Количество часов в год                                                                                             102

В календарно- тематическом плане «Домашнее задание» носит примерный характер, учитель оставляет за собой право изменять характер домашней работы.

     

Общая характеристика курса «Литературное чтение»

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой  развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения

с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:
          • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  1. обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

  Основные задачи: 

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

.

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Распределение часов

В  связи с введением  национально-регионального компонента  произошло сокращение часов  по предмету. По авторской программе «Перспектива» отводится 4 часа в неделю. По БУПу  ОУ – 3 часа в неделю.

Сокращение часов отражено в таблице.

Название темы

Количество  часов по

авторской программе  «Перспектива»

Количество  часов по

БУПу ОУ (2 вариант)

Расхожде-

ние

«Любите книгу»

9 ч

6 ч

- 3 ч

«Краски осени»

13 ч

9 ч

- 4 ч

«Мир народной сказки»

17 ч

14 ч

- 3 ч

«Весёлый хоровод»

10 ч

5 ч

- 5 ч

«Мы – друзья»

10 ч

8 ч

- 2 ч

«Здравствуй, матушка-Зима!»

11 ч

9 ч

- 2 ч

«Чудеса случаются»

17 ч

13 ч

- 4 ч

«Весна, весна и все ей рады!»

11 ч

8 ч

- 3 ч

«Мои самые близкие и дорогие»

8 ч

6 ч

- 2 ч

«Люблю всё живое»

16 ч

12 ч

- 4 ч

«Жизнь дана на добрые дела»

14 ч

12 ч

- 2 ч

Всего

136 ч

102 ч

- 34 ч

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. самостоятельно выбирать и читать книги;
  2. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  3. определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  4. находить в словаре значение неизвестного слова.

                       

 

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  1. Способ чтения: чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  1. Выразительное чтение текста;
  2. Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  3. Выразительное чтение наизусть;
  4. Составление простого плана;
  5. Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  6. Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более двух);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  5. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  6. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  7. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  8. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

Литературное чтение

Тема урока

Кол-во час

Дата

Планируемые

результаты

Виды деятельности

Формы контроля

Домашнее задание

по плану

факт

                                       Раздел «Любите книгу».   (6 часов)

1


 

Ю.Энтин «Слово про слово».

В.Боков. «Книга – учитель…».

1

Знают структуру учебника и умеют ориентироваться.

Умеют:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

-  распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные вопросы к тексту.

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Подготовка к выразительному чтению  стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения.

Презентация любимой книги

Выразительное чтение

Работа в паре: ответы на вопросы

Запомнить пословицы с. 7

2

Книги из далёкого прошлого и современные книги

1

Умеют  планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя);                      - осмысленно воспринимать текст на слух;                    

 - самостоятельно работать с текстом, находить ключевые слова;      составлять высказывание по теме произведения.

Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.

Определение ключевых слов в тексте учебника

Ответы на вопросы

Перечитать «Рукописные книги древней Руси» с.11

3

Н. Кончалов-ская «В монастырской келье».

1

Выразительное чтение

Выраз читать «В монастырской келье». с.13

4

Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопеди-ческая литература.

1

Умеют:              группировать книги по разным основаниям;           подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; - работать с библиотечным каталогом.

Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

5

 Художники-иллюстраторы

1







Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов. Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность  в самостоятельном чтении.

Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.

Дорисовать иллюстрацию к любимому произведению.

6

Ю.Мориц «Трудо-любивая старушка».

1

Перечитать  «Трудо-любивая старушка», ответить на вопросы с. 21

Раздел «Краски осени»   (9часов)

7

А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень».

1

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.       Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Умеют создавать свой текст (под руководством учителя).            

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и  С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, определяют, почему картины названы по-разному.  

Продолжить ряд слов-ассоциаций.

Выразительное чтение

Наизусть по выбору

Наизусть «Унылая пора...»

8

А.Майков «Кроет уж лист золотой…»

С.Есенин «Закружилась листва золотая»

1

Умеют:                       - сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению; умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами.

Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день».

Наизусть «Закружилась листва золотая»








9

А.Плещеев «Осень наступила».

1

Умеют:                       - сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;            

  - различают и используют в речи средства художественной выразительности;    

- умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

Наизусть «Осень наступила», найти загадки про осень

10

И.Токмакова. «Опустел скворечник»

1

Подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению

11

Осенние за-гадки.Урок-викторина

1

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

Придумать загадки про осень

12

.

С.Маршак «Октябрь».

Н.Сладков «Сентябрь».

1

Умеют:                    

   -классифицировать книги по разным основаниям;        

      -находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);                

   - находить слова, позволя-ющие осмыслить содержание и создать иллюстрацию.

Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.

Подобрать слова-ассоциации к слову осень.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению

13

Наш театр. Н.Сладков «Осень»

1

Умеют:                      

 - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;                        - обсуждать прочитанное;             - читать текст по ролям.

Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении.

Инсценирование произведения Н Сладкова «Осень».

Перечитать «Осень» с.40-41

14

Маленькие и большие сек-реты страны Литературии.

1

Умеют:                    

  - осмысленно читать  текст;        

  - обобщать пройденный материал;              

  Умеют:

  - находить средства художественной выразительности, помога-ющие создать картину осени.

Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «Прогулки по осеннему лесу».


Самостоятельное чтение стихотворений.

Объяснение незнакомых слов.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Устное рисование.

Передать красками настроение осени.

Ответить на вопросы с.43

15

Обобщающий урок об осени.

1

Определение в тексте эпитетов и сравнений

Наизусть стихи по выбору с.44-45

Раздел «Мир народной сказки» (14 часов)

16

Мир народной сказки

1

Умеют:                       - классифицировать книги по различным основаниям;              - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке.Воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка».

Сравнить сказку «Заюшкина избушка» с другими русскими

сказками.

Подготовить пересказ любимой сказки

17

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

1

Умеют:                       - давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;                     - находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;                        - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской.

Создание иллюстраций к сказке.

Выразительное чтение по ролям.

Подготовить выразительное чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк» с.50-55

18

Корякская сказка «Хитрая лиса»

1

Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки.

Перечитать сказку «Хитрая лиса» с.56-59, ответить на вопросы 1-2,с.59

19

Русская народная сказка «Зимовье»

1

Умеют:                       - выделять главную мысль в тексте;          - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;            - составлять план текста и подробно пересказывать по плану;                         - сравнивать и обобщать;                  -работать в группе.

«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики».

Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев.

Перечитать сказку «Зимовье» с.60-63, подготовить краткий пересказ

20

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Белорусская сказка «Пых

1

Выразительное чтение по ролям.

Пересказ по плану.

Подготовить пересказ сказки  «У страха глаза велики» по плану с.64-66

21

Работа с тематическим каталогом

Хантыйская сказка «Идэ»

1

Умеют:                       - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям;              - самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.

Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».

Рассказ о выбранной  книге.

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

Чтение сказки «Идэ» с. 71-73, запомнить пословицы с.73

22

Ближе матери друга нет. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1




Умеют:                      

 - находить в сказках отражение быта, традиций народов;    - самостоятельно определять мотивы действий героев;      

 - строить собственные суждения;                  

- выбирать подходящую интонацию;              

- составлять собственные тексты.




Умеют правильно и безошибочно читать текст.







Умеют:                      

 - находить в сказках отражение быта, традиций народов;    - самостоятельно определять мотивы действий героев;      

 - строить собственные суждения;                  

- выбирать подходящую интонацию;              

- составлять собственные тексты.

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.








Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка.

Подумать, чему учит сказка

Подготовить пересказ сказки  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с.74-78

23

Нанайская сказка «Айога».

1

Выразительное чтение по ролям

Подготовить выразительное чтение  сказки «Айога» по ролям с.79-81 , вопросы с.81

24

Ненецкая сказка «Кукушка».

1

Создание иллюстраций

Подготовить выразительное чтение  сказки «Кукушка» с.82-83

25

Инсценирова-ние ненецкой сказки «Кукушка».

1

Выразительное чтение по ролям

Подготовить выразительное чтение сказки по ролям с.82-83

26

Сравнение сказок«Айога»и «Кукушка».

Контрольное

чтение.

1

Пересказ понравившейся сказки

Подготовить пересказ понравившейся сказки

27

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».

1

Умеют:                      

- делить текст на диалоги и текст автора;                    

  - выразительно читать диалоги персонажей  сказки; - голосом передавать характер героя.

Формулируют основную задачу урока. Определение профессий, необходимых для постановки  спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.

Инсценирование сказки.

Подготовить выразительное чтение сказки по ролям

 «Лиса и журавль» с.84-85

28

 Работа со сказками.

1

Уметь:                      

  - классифицировать по разным основаниям  различие сказок по видам);                       - работать с различными видами текста;                        -самостоятельно составлять текст.

Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок.

Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради.

Создание своей сказки.

Придумать свою сказку

29

Обобщающий урок по разделу.

1

Нарисовать лису – сказочного героя и животное.

Нарисовать любимого сказочного героя

                                                                 Раздел «Весёлый хоровод»  

                                                                             (5часов)


30

Весёлый хоровод

1

Умеют:                        распознавать особенности фольклорных форм;   осмысленно воспринимать произведения живописи;                  -участвовать в коллективном обсуждении.

Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов.  Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины                    Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея.

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

Викторина.

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

31

 Устное

народное

творчество

1

Умеют:                       - слушать и слышать читаемый текст;         - находить общее и отличия;                     - классифицировать книги по разным основаниям.

Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Сравнивают авторские произведения с фольклорными.

Сочинение приговорок и потешек

Перечитать с.94-99, запомнить перевертыши с.97

32

Д.Хармс «Весёлый старичок».   «Небывальщина»

1

 Умеют:                       осмысленно и выразительно читать произведения;             сравнивать авторские и народные тексты.

Слушают сообщение о писателе Д. Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными.

Выразительное чтение стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Путаница».   с.104-107

33

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

Умеют:                       - выразительно читать произведения устного народного творчества;                - создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества.

Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради.                                     Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради.

Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных»

Собери пословицы с.108

34

К.Чуковский, С.Маршак «Храбрецы»

1

Выразительное чтение любимых произведений.

Наизусть с.113

           Раздел «Мы – друзья»                                                                                                                                         (7    часов)

35

Михаил Пляцковский «Настоящий друг»

1

Умеют:                        работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;                          - позитивно общаться друг с другом.

Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». . Выразительно читают стихотворение. Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы».

Игра «Доскажи пословицу»

Написать записку для заболевшего друга

Найти пословицы о дружбе

36

В.Орлов       «Я и мы»

1

Определить, какие из пословиц о дружбе

Наизусть с.117, ответить на вопросы

37

Н.Носов     «На горке»

Т.Коти  «Замок на песке»

1

Умеют:                        осмысливать прозаический текст;  делить его на части, озаглавливать части текста ;            - создавать свой текст на основе авторского текста;    - находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге.

Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.

Сделать картинный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке».

Перечитать

«На горке» с.119-122, пересказать по рисунку с.121

38

С.Михалков  

«Как друзья познаются»

1

Умеют:                       - делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;                   - давать характеристику героя произведения с опорой на текст

Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы.  Знакомятся с выставкой книг.

Назвать  особен-ности басни в произведении.

Перечитать с.124-125, объяснить смысл пословиц с.125

39

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1

Создание  карточки на книгу.

Нарисовать рисунок крокодила Гены

40

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

Умеют:                        определять особенности басни, выделять главную мысль;       голосом пере-давать характеристику героя;                         - делить текст на диалоги и текст автора;          выбирать интонацию.

Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню.

Объяснить, почему басня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел.

Наизусть отрывок «Стрекоза и Муравей» с.132-133

41

Басня. Мораль басни.

1

 Осмысленно принимают ценность дружбы.             Знают специфические особенности басни. Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам.

Прочитать басню по выбору.

   Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»                                                                                                        

    (9 часов)

42

Здравствуй, матушка Зима!

1

 

Умеют:                        работать с различными источниками информации;             -  находить средства художественной вырази-тельности;       читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста.

Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» . Создание театральных билетов, программок к празднику.

Выполнение задания по группам.

Организация и проведение праздника

Нарисовть «Новый год».

43

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

 

Умеют:                     находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте;    выбирать нужную интонацию, помогающую передатьнастроение текста;                         коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение .

Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина.  

Выразительное чтение стихотворения.

Наизусть «Вот север, тучи нагоняя…» с.140

44

Ф.Тютчев    «Чародейкою Зимою…»

1

Наизусть по выбору

Наизусть  «Чародейкою Зимою…» с.141

45

Стихи С.Есенина

 Контрольное

чтение 

1

Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме .

Наизусть по выбору стихи С.Есенина с.142-143

46

Праздник начинается, конкурс предлагается

1

Развитие творческих способностей. Умеют участвовать в коллективной инсценировке.

Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника.

Придумать новогодний конкурс

47

С.Чёрный «Рождественское».

1

Умеют:                      находить средства художественной выразительности;      выбирать интонацию, помогающую передать настроение текста;                        - сравнивать произведения живописи и литературы

Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника.                            Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина.

Выразительное чтение.

подготовить выразительное чтение«Рождественское» с.144-145

48

К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь»

1

Найти в стихотворении олицетворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворений с.146-147, ответить на вопросы

49

А.Барто  «Дело было в январе...»

1

Нарисовать своё настроение.

Перечитать « Дело было в январе...»  с.148, нарисовать елку

50

Загадки зимы

1

Умеют видеть средства художественной выразительности. Умеют сочинять загадки.

Работа над лексическим значением слова «Загадка» Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

Придумать свои загадки зимы

Раздел «Чудеса случаются»     (14 часов)  2 часть

51

Чудеса случаются

1



Умеют:                      

 - видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря,                          - умеют участвовать в коллективной беседе;                       - находить средства художественной выразительности;    

 - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Работают с книгами, представленными выставке.  


Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

В чём отличие народной сказки от литературной

Придумать свою сказку

52

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Выразительное чтение

Перечитать с 6-9, придумать свои вопросы

53

Много захочешь – последнее потеряешь

1

Основная мысль сказки.

Перечитать с 9-12, придумать продолжение сказки

54


А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

умеют участвовать в коллективной беседе;                       - находить средства художественной выразительности;    

 - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина.

Дочитать до конца, запомнить пословицы с.17


55

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

умеют участвовать в коллективной беседе;                       - находить средства художественной выразительности;    

 - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.  

Соотнести рисунки в сказке с текстом

56

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

Умеют:                      

 - сравнивать сказки;

- создавать собственные тексты на основе художественных;    

 - классифицировать книги по различным основаниям.

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение.

Прочитать с. 18, вопрос 4

57

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

Сделать иллюстрацию к сказке

Перечитать  «Сказка про храброго зайца» с.19-23

58

Дж. Харрис «Сказки дя-дюшки Римуса»

1

Игра «Собери сказки о зайцах»

Подготовить подробный пересказ сказки с.24-27

59

Э.Распе «Чудесный олень».  Сказки Г.Х. Андерсена

1

Умеют:                      создавать собственный текст на основе художественного ;                  выбирать и классифициро-вать книги по различным основаниям.

Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с вопросами.    Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом.   Знакомство с выставкой книг.   Чтение и рассказ о понравившихся книгах.

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Перечитать сказки  с.28-29, придумать свое приключение

60

К.Чуковский   «Я начинаю любить Бибигона»

1




Умеют: - самостоятельно читать произведения и осмысливать их;  


 - определять главную мысль произведения;        

  - сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском. Работают с выставкой книг

Выразительное чтение.

Прочитать с. 32-34, нарисовать рисунок

61

К.Чуковский  «Бибигон и пчела»

1

Рассказ о приключениях Бибигона.

Прочитать с.35-38, вопросы 1-2, с.38

62

Бибигон и барон Мюнхгаузен  

1

Сравнить приклю-чения Бибигона и Мюнхгаузена

Прочитать «Два брата» с.39-41

63

К.Чуковский «Краденое солнце»

      1

Умеют:                        

  - осмысливать содержание произведения;          

 - определять характер героев, события, картины в произведении;        

  - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- создавать собственное высказывание.

Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия).    Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки.                      Инсценирование сказки.

Рассказать, какое чудо произошло в сказке.

Подготовить выразительное чтение «Краденое солнце»

с.42-47

64

Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».

1

Умеют:                       находить специфические особенности литературной сказки;                        сравнивать народную и литературную сказку;                        - пересказывать сказку.

Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные.    Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца».     Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки).

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Курица, несущая золотые яйца».

Составить план пересказа сказки  «Курица, несущая золотые яйца».

 Раздел  «Мои самые близкие и дорогие» (6 часов)

65

 Р.Рождес-твенский          «На земле хороших людей немало»

1



Осознание значимости в жизни человека  близких и дорогих людей – родителей.

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.  Рассматривание и беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождес-твенского «На земле хороших людей немало»

Выразительное чтение.

Иллюстрирование созданного произведения.

66

Ю.Энтин «Песня о маме».

1



Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь»). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73).  Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям.

Выразительное чтение стихотворения.

67

Лад и согласие – первое счастье.  

Дж.Родари «Кто командует?»

1



Умеют:                      

- определять главную мысль рассказа;                  

 - создавать текст с опорой на художественный текст;                          

Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебника. Знакомство с выставкой книг.    Выбор книг по желанию, презентация  книги.   Составление каталога на тему: «Книги о маме».

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Кто командует?»

68

 Э.Успенский «Разгром»

Б.Заходер «Никто»

1



Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в  чтении.

Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами.                                Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».

Выразительное чтение.

Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе?

69

Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1



Умеют:                    

  - определять главную мысль произведения;               - самостоятельно определять интонацию слов  героев.

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.


Рефлексия на сыгранную роль.


70

Секреты страны Литературии

1



Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки.        Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке.



Представление своих работ.

                                           Раздел «Весна, весна и всё ей радо!»( 8 часов)



Приготовить рассказ про свою семью


Найти пословицы о маме



Перечитать «Кто командует?», ответить на вопросы с. 74

71

Ф.Тютчев   «Зима недаром злится…»

1

Умеют:                            - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;                     - высказывать своё суждение;                  - передавать свои чувства при чтении.

Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Сделать цветопись слов-ассоциаций.

Наизусть  «Зима недаром злится…»

С.51

72

И.Никитин «Весна».  А.Плещеев  «Весна».  

1

Выразительное чтение.

Подготовить выразительное чтение с.52

73

Стихи о весне.

Контрольное

чтение

1

Уметь:                        -осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны,  высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение.

Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто.  Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. Подведение итогов конкурса, определение победителя.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению

Чтение любимого стихотворения наизусть.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению

74

С.Маршак «Март». И.Ле-витан «Ранняя весна»

1

Умеют:                      

- выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу;    

 - соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор

Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного.

Почему художник изобразил именно этот период весны?

Подготовить пересказ по картине

75

И.Токмакова «Весна». С. Чёрный «Зе-лёные стихи».

1

Рассказать о стихотворении.

Работа по картине.

Перечитать с.58-59, ответить на вопросы

76




С.Маршак «Двенадцать месяцев»



1




Знать особенности пьесы.              Уметь:                определять главную мысль произве-дения;            при  помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя.

Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия).  Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев».  Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки.

Работа в группе: подготовить театральные программки и билеты.

Опрос: как автор относится к своим героям.

Перечитать сказку «Двенадцать месяцев» с. 61-65

Придумать продолжение сказки

77

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

1

78

Создание текста о весне

1

Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму.     Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение).

Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям.                                Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ.

Работа в паре: сочинить стих. о весне.

Опрос: можно ли сказать, что в природе и в жизни весной всё  оживает?

Сочинить стихотворение о весне


Раздел «Люблю всё живое»  (12 часов)

79

С. Чёрный «Жеребёнок»

С.Михалков «Мой щенок»

1

Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину.

Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок».

Выразительное чтение стихотворения.

Наизусть отрывок «Мой щенок»

80

С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

1

Знакомство с прозаическими текстами; осмысление произведений.

Умеют: делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст;

- определять главную мысль произведения;          

 - составлять план прочитанного произведения.

Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. А Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

Создание своего текста «Как я победил страх»

Перечитать «Отважный пингвинёнок» с.92-93, запомнить пословицы с.93

81

М.Пришвин «Ребята и утята»

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

1

Выразительное чтение

Пересказ по плану

Подготовить пересказ «Ребята и утята» с.94-96

82

 Н. Рубцов «Про зайца».        Из энциклопедии «Заяц»

1

Умеют:                       - сравнивать различные виды текстов;         выбирать книгу представлять выбранную книгу, участвовать в коллективной беседе;                       -  создавать собственные произведения, альбомы о животных

Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора.  

Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».Определение типа текста.

Описать встречу писателя с зайцем.

Подготовить доклад про зайца

83

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Выразительное чтение.

Подготовить выразительное чтение «Дедушка Мазай и зайцы»

84

Сказки и рассказы о животных

1

Знакомство с книгами В.Бианки. Знакомство с жанром «сказки-несказки».         Умение выбирать книги по различным основаниям.   Умение находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст.

Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки.  Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.

Составление каталожной карточки.

Придумать сказку о своем любимце

85

В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

1

Рассказ о любимой книге В.Бианки. Найти опорные слова и составить план.

Составить план с. 106-107, ответить на вопросы с.107

86

Рассказы Н.Сладкова

1

Знакомство с произведениями Н.Сладкова.   Умение находить в тексте слова, характеризующие героев.            Умение самостоятельно составлять  рассказ по рисункам.  

Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек.

Составление рассказа по рисункам

Приготовить чтение диалога ежа и лисицы по ролям.

87

В.Сухомлинс-кий «Почему плачет синичка?»

1

Нарисовать иллюстрацию.

Нарисовать иллюстрацию, объяснить смысл пословиц с.111

88





89

 В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»



В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Драматизация рассказа.

1





1

Знакомство с рассказами В.Бианки.Умение осмысли -вать и выразительно читать произведение.  



Формирование творческих способностей через драматизацию.

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.


Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

Сравнение произ-ведения  с русской народной сказкой «Колобок».

выразительно читать «Лесной Колобок – Колючий Бок» с.114-116


придумать продолжение

90

 

А.Барто «Думают ли звери?»    

Обобщение по разделу

1  







Знакомство с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста.           Умение:                оставлять отзыв о прочитанном произведении;            находить в тексте средства художественной выразительности;    самостоятельно составлять рассказ.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме.

Создание иллюстрации к отзыву.

Создание текста по репродукции картины К.Лемоха «Мальчик с собакой».  

Нарисовать иллюстрацию о животном-друге

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»    (12 часов)

91

С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах»

1

Осознание понятий добрые дела, доброта, добро, жизнь дана на добрые дела. Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста.

Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел,  о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Коллективное редактирование текстов.

Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький.

Перечитать «Стихи о человеке и его добрых делах» с.123

92

Л.Яхнин «Пятое время года»

1

Работа по вопросам текста

Перечитать «Пятое время года» с.124, придумать продолжение

93

В.Осеева «Просто старушка»

1

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характери-зовать героя произведения.

Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть».

Рассказать о мальчике из произведения

Перечитать«Просто старушка» с.127, прготовить рассказ о мальчике

94

Э.Шим    «Не смей!»

1

Объяснить заголовок рассказа.

Перечитать «Не смей!» с.128-129, составить план

95

А.Гайдар «Совесть»

1

Выразить своё отношение к Нине

Перечитать «Совесть» с.130-131, пословицы запомнить с.131

96

В.Осеева «Три товарища»

1

Осознание:                      

 -нравственных ценностей;                 - понятия совесть.

 Умение:        самостоятельно определять главную мысль произведения;  находить слова, характеризующие героя, выражать  отношение к герою;           самостоятель-но создавать текст, писать сочинение.

Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.

Написать свой текст со слов: «Товарищ – это тот, кто..»

Перечитать «Три товари ща» с.134, вспомнить свой случай

97

И.Пивоваров «Сочинение»

Контрольное

чтение

1

Пересказ текста.

Пересказ текста с.135-137

98

Сочинение «Как я помогал маме»

1

Представление своих работ.

Нарисовать иллюстрацию

99

Н.Носов «Затейники»

1

Знакомство с произведениями Н.Носова.      Умение:                   работать с книгой, распределять книги по группам;                определять основную мысль произведения;

Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных книг. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Работа в паре: прочитать рассказ в лицах.

Прочитать рассказ «Затейники»  в лицах с.140-142

100

Н.Носов  «Фантазёры»

1

находить опорные слова в тексте.

Составить план рассказа

Составить план рассказа«Фантазёры» с.143-149

101

С.Михалков «Не стоит благодарнос-ти»

1

Уметь:                        - определять этапность подготовки к инсценированию произведения;           - выразительно читать произведение;           - самостоятельно определять главную мысль произведения; - сравнивать различные произведения;           - создавать свой текст на основе художественного текста.

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Рефлексия на сыгранную роль.

Подготовиться к инсценированию с.151

102

Обобщение по разделу.

1

Обобщение знаний по разделу.        Умение создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов.       Освоение системы нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради».

Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает».

Читать произведения русских писателей

Учебно-методическое обеспечение

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. –  М.: Просвещение, 2011.
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. –  М.: Просвещение, 2011.
  3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». – М., Просвещение, 2011.

               Педагогические условия и средства реализации стандарта:

               Формы: урок.

               Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

      -урок контроля умений и навыков.

                Виды уроков:

  1. урок –  сообщение новых знаний
  2. урок-закрепление знаний
  3. урок-повторение знаний
  4. урок – игра
  5. проверка знаний

           Учебное оборудование:

  1.  техические средства (проектор, компьютер, магнитофон)
  2. чебные  (столы, доска)
  3. Собственно учебные средства:
  4. наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...