Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Останина Светлана Сократовна

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания. Мир, который открывают для себя дети, читая произведения фольклора - это мир отношения человека и природы, воплощённый в едином духовном пространстве.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_literatura.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первичного представления о жанровой специфике

                   волшебной сказки.

Алексеева Ирина Валерьевна - учитель начальных классов

Останина Светлана Сократовна - учитель начальных классов

Михайлова Людмила Валентиновна - учитель начальных классов

Содержание

Введение……………………………………………………………………5

Черты мифологического мышления в волшебной сказке………………6

Жанровая специфика волшебной сказки…………………………………9

Композиция волшебной сказки…………………………………………...12

Методика анализа волшебной сказки…………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………………...24

Приложение…………………………………………………………………25

Введение

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания. Мир, который открывают для себя дети, читая произведения фольклора - это мир отношения человека и природы, воплощённый в едином духовном пространстве.  Он велик и многообразен и в то же время един. Когда и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в  человеке ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость. Таким  образом, произведения фольклора эмоционально близки ребёнку и помогают увидеть мир как единство прошлого (мифа, истории, корней, памяти), настоящего (актуального общения, впечатлений и переживаний) и будущего (мечты, воображения, надежды и фантазии). В мире ценностей нет ничего, что осталось в прошлом. И природа, и люди, и искусство - вечны и прекрасны, и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитывать в себе художественный глаз, чтобы уметь это обнаружить.

   В связи с этим необходимо раскрыть мир волшебной сказки в полном жанровом многообразии, дать первоначальные навыки анализа.

Черты мифологического мышления в волшебной сказке.

Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий  развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст, тогда как в легенде и предании текст часто импровизируется. В отличие  от  легенды сказка не имеет религиозной окраски, а в отличие от предания она не прикреплена к определенному  месту и времени. Сюжет её многоэпизоден. Сказка носит моралистический характер, в ней резко противопоставляется добро и зло. Эстетическая сторона жанра более ясно выражена,  нежели в других прозаических произведениях.

 Волшебные сказки представляют собой особый вид сказок и  от других разновидностях  этого жанра отличается своей структурой, характером сюжетов и поэтикой. Волшебная сказка – это  не просто развлекательна вымышленная история, в сказке отражается представления человека об окружающем мире. Древний человек весь окружающий мир населял духами, с которыми хотел наладить хорошие отношения. Местами особенно опасными человек в охотничий период древности считал лес и воду (озера, реки, моря). С его точки зрения там обитали духи, которым необходимо приносить подарки - жертвы, чтобы подружиться и заручиться поддержкой (чтобы не погибнуть на охоте и рыбалке и прийти с добычей)  Поэтому для него любая дорога, которая ведет от дома -  представляла собой определённую опасность, потому что она вела либо через лес, либо мимо реки, то есть в какой-то «другой» мир.

Идя  «куда глаза глядят», герой или героиня попадают в темный, дремучий лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, неизменно оказываются в лесу. Так сказка отражает обряд посвящения, связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юноши при наступлении половой зрелости. Обряд посвящения производился всегда в лесу. Что лес не совсем обычен, видно по его обитателям, по избушке, которую видит перед собой герой. Невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище,- избушку на курьих ножках. Герой нисколько не удивлен её и знает, как себя держать.

Герой должен заставить её повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Но отчего же нельзя избушку обойти и не войти с той стороны. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую герой никак не может перешагнуть. Попасть за эту грань можно только через избушку, и избушку нужно повернуть. Избушка  открытой  стороной  обращена к тридевятому царству,  закрытой  к царству,  доступному герою. Вот почему герой не может обойти избушку, а поворачивает её. Эта избушка – сторожевая застава. За черту он попадает не раньше, чем был подвергнут допросу и испытанию. Чтобы попасть в избушку, герой должен знать слово. Эта магия слова оказывается более

Древней, чем магия жертвоприношения. Поэтому формула «стань передо мной», «к лесу задом», формула, отворяющая пришельцу двери. Это показывает, что избушка на более ранних стадиях охраняет вход в царство мёртвых, и что герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или приносит жертвоприношение.

 Вторая сторона дела - животная природа избушки. Чтобы понять её, нужно несколько ближе присмотреться к обряду. Избушка, хатка или шалаш - такая же постоянная черта обряда, как и лес.  Эта избушка находилась в глубине леса, в глухом, секретном месте. Иногда она специально выстраивалась,  для

этой цели.  Кроме расположения в лесу, можно отметить ещё несколько её типичных черт: она часто имеет вид животного. Особенно часто имеют вид животного двери. Таким образом, мы видим, что тип избушки соответствует

той хате, в которой производилось посвящение. Древнейшим субстратом можно признать можно  устройство хаты животной формы при обряде инициации. В обряде  посвящаемый,  как бы спускается в область смерти через эту хижину. Отсюда хижина имеет  характер прохода в иное царство. В мифах уже теряется зооформный характер хижины, но дверь, а в русской сказке столбы, сохраняют свой зооформный вид. Данный обряд создан родовым строем и отражает охотничьи интересы и представления. Есть дверь – вход в иное царство,  и эту дверь нужно уметь заклинать умершему. Лес – первоначально непременное условие обряда - также впоследствии переносится в иной мир. Сказка  является последним звеном этого развития.

Не только лес, но и небо, и подземное пространство также было полно, как верил древний человек, духов. Образы,  которых, отожествлены в волшебной сказке. Рассмотрим некоторые из них:

Баба Яга: наименование возникло в результате объединения славянского божества Баба и общеиндоевропейского Яга - привратницы в мире мертвых. Если прародительница Баба, несомненно, положительное существо, то образ Яги довольно противоречив. В верованиях древних руссов Яга отправляла в мир иной покойников, но также и  снаряжала женихов, переходивших в матриорхальную общину невесты. В обрядах проводах жениха оплакивали как умершего.  В представлениях руссов  Яга принимает жениха в хатке на курьих ножках, кормит его священной пищей духов. Попытки Яги  сжечь юношу в печи  представляют обряд символического умерщвления огнем,

Отголоски,  которого  наблюдаются в молодежных игрищах в виде прыжков через огонь.

Ведьма: в поверьях восточных славян, обычно злая колдунья, обладающая

Магическими знаниями. Происхождение этого слова от слова «ведать» определяет характерную черту ведьмы - ведоство или знание особых запредельных тайн.

Водяной: мифологический образ хозяина воды. Характерной чертой его является власть над водной стихией, опасной для человека. Водяной требует к себе уважения. При переправе водяному жертвуют волос из бороды, рыбак отдавал первую рыбу.

Жар-птица: персонаж восточнославянского фольклора, чудесная огненная птица с золотым оперением. Чаще всего встреча с чудесной птицей приводит к несчастью.

Змей: в мифологии разных народов, один из символов мироздания. Символика змея соединяет в себе стихии воды и огня, мужское и женское начало. В языческой картине мира, противопоставляющей верх и низ, змей закреплен за низом, таким образом, ему приписывается целиком негативная природа. Это нашло отражение в перешедшем в христианство сюжете о змее, притаившегося у корней дерева.

Кащей-бессмертный: владыка ирреального мира. Имеет несколько значений - худой, хозяин, слуга, господин.

Кикимора: по поверьям обитает в доме, часто представляют в виде огромной курицы или черной кошки. «Кики»- означает кричать или громко плакать; «Мора»- женский дух.

Леший: главный хозяин, царь леса. Он мог принимать любой размер, превращаться в любого дикого зверя.

  Высокие мощные деревья, с точки зрения наших предков, соединяли Средний мир, где жили люди со своими домашними животными,  с верхним,

Небесным миром, где находились неподвластные человеку небесные светила и стихии (поскольку крона дерева уходила в облака), и Нижним миром, где обитатели подземные звери и духи (поскольку корни дерева уходили). Так у всех народов появилось представление о мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, и соединяет собой три мира: небесный, земной и подземный. Поэтому в волшебной сказке на «перекрестке» миров встречается дерево: дуб - мировое дерево - символ всего устройства мира (приложение)или яблоня, которое также являлось тотемным деревом у славян.  Каждому миру соответствовали свои животные. Верхнему миру - птицы,  - домашние животные, Нижнему миру - змеи, рыбы. В сказках втречается напоминание о тотемных животных, с которым человек в древности считал себя тесно связанным. Славяне верили, что души умерших переселяются в тотемных животных и если убить тотемное животное, значит убить своего предка. В сказках тотемные животные ярко представлены в виде героев - помощников. Так в древности каждый род у славян имел своего тотемного помощника.

Самим построением сказки управляет число три, которое с точки зрения мифологических представлений о мире является числом волшебного мира. Таким образом,  сказка один из  древнейших жанров устного народного творчества и содержит в себе множество древних представлений о мире и человеке.

        

Жанровая специфика волшебной сказки.

 Прежде всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное  и фантастическое. Действие волшебных сказок происходит в неопределенном месте и в неопределенное время: давным - давно или когда – то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Наличие двух миров отображается в сказке в образе царства, в которое попадает герой, которое отделено от отцовского дома лесом, морем или огненной рекой.

 Герои волшебных сказок решают трудные задачи: в одну ночь им надо построить дворец, преодолеть большое пространство, отгадать трудные загадки. Но при этом герой играет чисто пассивную роль. Всё делает за него его помощник или он действует при помощи волшебного средства. Помощник  доставляет его в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское воинство, спасает его от погони . Тем не менее он всё же герой. Помощник есть выражение его силы и способности. Список помощников в репертуаре волшебной сказки очень велик. Из волшебных помощников древнейшая форма, несомненно,- птица. Птица – древнее культовое животное. Полагали, что душа человека превращается после смерти в птицу или улетает на птице. Птица иногда выкармливается. Единственная функция этого помощника – перенести героя в тридесятое царство. Птица – зооморфная форма помощника, и таких в сказке довольно много.

Орел встречается довольно редко. Гораздо чаще встречается волшебный конь. Сказочный конь – гибридное существо, соединение лошади и птицы. Он крылат. Культовая роль птицы перешла к коню, когда человеком была приручена лошадь. Теперь уже не птица переносит души умерших, а конь. Но, чтобы летать по воздуху, он должен иметь крылья. Вместе с тем его природа огненная: из ушей валит дым, из ноздрей сыплются искры и т. д. Он обнаруживает также черты хтонической природы. До начала своей службы он находится под землёй. Он имеет связь с заупокойным миром. Есть сказки, в которых он подарен герою его умершим отцом.

Функции коня довольно разнообразны. Первая состоит в том, что он переносит по воздуху героя за тридевять земель в иное царство. В дальнейшем он помогает герою победить змея. Он мудрый, вещий он верный друг и советчик героя.

К зооморфным помощникам относятся также благодарные животные. Как они добываются, об этом уже говорилось. Самых разнообразных помощников, таких, как волк, лисица, лягушка и другие, дарит или отдаёт в распоряжение героев также яга. Зооморфные помощники представляют собой как бы одну категорию.

Другую группу представляют собой антропоморфные помощники фантастического характера. Это всякого рода искусники, обладающие необычайным умением или искусством. Таковы Горыня,  Дубыня и Усыня,

двигающие горами, лесами и останавливающие реки. Это, далее, Студенец, умеющий напускать необычайный мороз, Объедало и Опивало, умеющие съедать целых быков и выпивать разом сорок бочек вина, Бегун, который бегает так быстро, что одну ногу ему приходится отстёгивать, и др.

Наконец третью группу помощников составляют невидимые духи, иногда с очень своеобразными названиями («Невидим» и др.). Они являются по вызову, для этого нужно знать форму заклинания, повернуть волшебное колечко и проч. Впрочем, так же вызывают и коня: или формулой  «Стань переело мной, как лист перед травой», или с помощью огнива. К числу внезапно появляющихся невидимых помощников может принадлежать и черт.

Этим, конечно, не исчерпывается список помощников. Здесь указаны только наиболее широкие группы их.

Помощники, при всём их разнообразии, объединены функциональным единством, т. е. в разных формах совершают одинаковые действия. В чем их помощь герою выражается, увидим ниже.

В одну категорию с волшебными помощниками могут быть объединены и волшебные предметы. Предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами». Так, меч - самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь.

Если богат мир сказочных помощников, то количество волшебных предметов почти неисчислимо. Нет такого предмета, который при известных обстоятельствах не смог бы роль волшебного. Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, ружья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки), и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковёр, скатерть) и т. д.

Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими её особенностями, определяет собой характер её фантастичности.

  Если образы волшебных помощников и волшебных предметов весьма разнообразны, то действия их, наоборот, весьма ограниченны. Единообразие этих действий скрашивается многообразием исполнения. Следя за судьбой сказочного героя, мы вынуждены установить его полную пассивность. За него все выполняет его помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда даже портит дело, чем способствует ему. Он часто не слушается советов помощника, нарушает его запреты, и тем вносит новые осложнения в ход дела. Тем не менее герой, получивший волшебное средство, уже не идет «куда глаза глядят». Он чувствует себя уверенно, знает, чего хочет, что достигнет своей цели.

Для развития действия в волшебной сказке характерна троичность эпизодов: три раза бьется герой со змеем, выполняет три задания и т. д.

  Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определенных начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала « жил - был», «жила – была», «жили – были», свойственного сказкам всех славянских народов, для русских сказок характерны зачины типа: «В некотором царстве, в некотором государстве».

  Что касается концов сказок, то они довольно сходны у славянских народов.

В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли.

  Волшебные сказки, весьма древние по происхождению. Основание для этого заключения служат важные их особенности: олицетворение сил природы, а также что в сказках этого типа действуют Солнце, Месяц, Мороз, Ветер; что в них встречаются мифологические существа, мифологические по своей природе: водяной, морской царь, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

 Отразилась в волшебных сказках вера в превращение людей в животных и птиц, а животных и птиц в людей.

  Волшебные сказки вошли и мотивы, которые несут на себе отпечаток времени феодализма. Герой в них в награду получает царство, в сказках действуют цари и царевны. Появляются и войны, стража, слуги. Функции чудесного на более поздних стадиях бытования сказок изменились. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями общественных сил.

  В сказках герой нередко бедняк. Есть и социальная антитеза: «Бедный и богатый».

Таким образом, жанровая специфика сказки включает в себя ряд закономерностей:

- наличие двух миров;

-наличие волшебных предметов;

- наличие героев - помощников;

-троекратный повтор;

-своеобразное начало-зачин и концовка;

-особенности внешности и социального положения героя;

-присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшебный) мир;

 

Композиция волшебной сказки.

 

« В  некотором царстве, в некотором государстве -  так, как будто медлительно – эпически начинается волшебная сказка. Однако эта медлительность обманчива. Сказка полна величайшего напряжения, сказка стремиться к действию. Формула «в некотором царстве» указывает на пространственную неопределенность места действия, и подчеркивает, что действие её совершается вне времени и пространства.

 Далее идет перечисление действующих лиц: жили дед и баба или, «у него было три сына» и т.д. Это отнюдь не реалистическое описание семьи. Начальная ситуация включает обычно в себя лица двух поколений - старшего и младшего. Это будущие действующие лица повествования, и сказка никогда не вводит ни одного лишнего лица. Каждое лицо будет играть свою роль в повествовании. Лица старшего поколения обычно осуществляют отпраку героя из дома, лица младшего - отправляются из дома. Социальная принадлежность героя здесь не играет существенной роли. Героем может быть и царский сын, и крестьянский сын. Отправка осуществляется через осознание героем недостачи. Таким образом, в волшебной сказке вся завязка сводится к тому, чтобы отправить героя из дома. Завязка складывается из элементов, подготавливающих беду  (временная отлучка, запрет и нарушение), из самой беды или соответствующей ей недостачи, из просьб о помощи или отсылке героя.

  Момент после выхода из дома самый напряженный для героя в ходе действия. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. Он идет «куда глаза глядят». Именно здесь чаще всего применяется формула « ехал, близко ли, далеко ли». Формула «скоро сказка сказывается» подчеркивает нереальность времени, в котором совершается действие. Оно не может быть исчисляемо и  никогда не исчисляется реальными сроками. Композиция, следовательно, не развивается логически. В данном месте цепь как бы порвана и последующее не подготовлено предыдущим. Эта случайность в значительной мере определяет характер фантастичности волшебной сказки.

  Композиция волшебной сказки определяется наличием двух царств. Одно царство- то, с которого сказка начинается: «В некотором царстве, в некотором государстве». Этому царству противопоставляют другое, которое находится  «за тридевять земель». Баба Яга – страж границы, она охраняет вход в тот далекий мир. Вход идет через избушку. В этой избушке обитает Яга. Яга  - сложный и далеко не однозначный персонаж. В тех случаях, когда бабе - яге попадает герой-искатель, она встречает его недрожелюбно. Она узнает его по запаху: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом,  не  слыхивала, видом не видавала» Уже эти слова характеризуют её принадлежность не к человеческому миру. А к какому- то иному.

Сравнительное изучение этого образа показывает, что Яга охраняет границу

иного царства и вход в него. Она пропускает только достойных. Иногда она дарит герою волшебное средство или волшебного помощника, на которых герой улетает в тридесятое царство, и действие вступает в новый этап. Однако полет по воздуху – неединственная форма переправы. Герой просто едет на коне или плывет на корабле или даже идет пешком. Во всех случаях иное мыслится как дальнее, что иногда подчеркивается деталями (железная обувь и т.д.). Иное царство может находиться не только очень далеко за морем, но и глубоко под землей или под водой, или, наоборот высоко в горах

 Тридесятое царство никогда конкретно не описывается. Здесь герою придется встретится с похитителем или обладателем искомого им предмета или человека. Здесь герою предстоит выдержать бой со своим противником. Наиболее яркая форма его - это змееборство. Победа над змеем также не была бы возможна без помощника или волшебного оружия. Змея часто топчет своими копытами конь. Победой над змеем определяется и освобождение похищенной или плененной девушки. Если объект поисков - какой-нибудь предмет, то после добычи следует,  как правило, возвращение. Добыча человека, царевны, естественно вытекает из хода событий как результат победы, если борьбы нет, то добыча искомого предмета  представляет собой похищение. Вся добыча состоит в том, чтобы обмануть сторожей. Герой всегда схватывает свою добычу сам, а помощник обычно учит, как это сделать. Похищаться может не только предмет, но и человек.

   Похищение – не единственная, основная форма развязки. Обладая волшебными средствами, герой избывает начальную беду в формах, которые соответствуют завязке. Похищенный или искомый похищается, заколдованный расколдовывается, убитый оживляется и т. д. Здесь герой проявляет своё геройство, свою хитрость, мудрость, ловкость. То, что это делается при помощи волшебных средств, нисколько не снижает его героизма. Это особый, специфический сказочный героизм Добыча девушки имеет двоякий характер. Она или освобождена, или взята насильно. Для композиции это значения не имеет. В обоих случаях следует брак, но этот брак подготавливается особыми действиями, которые представляют собой начало осложнений. В тех случая, когда герой находит царевну, пойманную змеем, и беседует с ней в ожидании его прилета, он иногда засыпает богатырским сном, от которого его невозможно разбудить. Здесь можно фиксировать функцию клеймения героя. Иногда царевна перевязывает ему рану платочком и впоследствии узнает его по этому платочку. В сущности ,говоря, это скрытая или предварительная форма обручения. Тот же смысл имеет факт передачи герою кольца. По которому,  его потом узнают. Та же функция выполняется и позднее в совершенно иных условиях, а именно при исполнении трудной задачи. Он долетает на окне до её окна. В этих случаях она или целует его в лоб, или ударяет перстнем, отчего у него на лбу загорается золотая звезда. Эта функция уже предвещает какое- то осложнение, разлуку, хотя это осложнение, даже при наличии функции клеймения, - далеко не обязательный элемент.   Добыв предмет своих поисков, герой возвращается. Мы фиксируем функцию возвращения. Возвращение может привести к прибытию домой, и на этом сказка кончается. Но это далеко не всегда так: возвращение иногда принимает характер бегства, что  стоит в прямой связи с похищением как формой добычи. На обратном пути герой может подвергнуться преследованию, от которого он всегда благополучно спасается. Формы преследования или погони и спасения  бывают очень разнообразны. Погоня может быть и раньше, когда герой достигает избушки Бабы  - Яги, а затем  (обычно дети) возвращается. Яга летит за героем, но он у нее же похитил гребешок, камешек, полотенце, которые затем превращаются в лес, горы и воду. Иногда бегство и погоня сопровождаются рядом последовательных превращений в различных животных. Но даже после благополучного спасения от погони судьба героя еще не окончательно определена. Правда, он прибывает домой, вернее, к самым воротам города,  или  к какому – ни будь полю недалеко от дома и т. п. К несчастью, здесь же – его неудачливые и негодные братья. Герой почему- то (рациональной  мотивировкой сказка не очень озабочена) именно теперь ложится отдохнуть и засыпает. Братья похищают у него всю его добычу (невесту, диковинку и т. д.), а его самого или убивают, или сбрасывают в глубокую пропасть.

   Сказка по существу, начинается сначала.  Беда, которая  происходить, - такая же завязка, как и вначале. Развитие идет таким же образом. Герой снова приобретает и применяет волшебное средство и т. д.  Это значит, что сказка может состоять из двух и более частей, которые можно назвать ходами. Начинается второй круг действий. Он вновь приводит к возвращению героя. На этот раз герой, действительно, прибывает домой, но не дает себя узнать, а останавливается где-нибудь рядом, что является функцией неузнанного прибытия. Тем временем его братья или другие ложные герои. Присвоив себе его добычу и невесту, присваивают себе и его права: они притязают на руку царевны. Такова функция притязания ложного героя. Чтобы отделаться от ложного героя царевна требует выполнения некоторых условий, зная, что для ложного героя они невыполнимы: их может выполнить только настоящий герой, владеющий волшебными средствами. Трудная задача имеет целью не только отпугнуть ложного героя, но и обнаружить героя настоящего.

  Мотив трудной задачи - один из наиболее популярных и разнообразных мотивов волшебной сказки. Данная мотивировка задачи (найти настоящего героя) – только одна из возможных. В сказке « Сивка-Бурка» задача вынесена в форме всенародного клича. Содержание задач чрезвычайно разнообразно. Функционально они объединены одним признаком: они выполнимы только героем, который соответствует задаче. Так, наличие летучего коня связано с задачей поцеловать царевну на балконе с коня.

Наличие таких помощников, как Мороз – трескун, Объедало, Опивало, Меткий, Ловкий и т. п. , связано с задачей просидеть в горячей бане, которую Мороз – трескун замораживает, съесть огромное количество быков, которых объедало с легкостью съедает, построить дворец с молодцами из волшебного кольца. Герой испытывается загадками, он должен показать своё умение спрятаться, он должен вступить в состязание с богатырём – девкой,  выдоить стадо диких кобылиц, добыть 77 кобылиц, построить за ночь дворец, мосты к нему и т. д. Во всех случаях испытывается вооруженность героя. Так как герой этой вооруженностью обладает, он всегда задачу выполняет.

Необходимо отметить, что мотив трудной задачи несовместим с мотивом змееборства или соответствующих ему форм боя. По этому признаку можно установить два типа сказок: развивающиеся через мотив боя и развивающиеся через мотив трудной задачи. Если они совмещаются  в одном тексте, то сказка образует два хода: первый развивается через бой, второй через трудную задачу. Можно установить и третий тип, не включающий этих мотивов, например, цикл сказок о мачехе и падчерице.

Выполнение трудной задачи, ведет к тому, что скрывавшегося героя узнают. Его могут узнать по клейму на лбу, по звезде и т. д. Ложный герой, наоборот обличается и наказывается. Наказание всегда упоминается очень коротко, обличение же, наоборот, иногда разработано в очень сложных формах, вплоть до того, что всё рассказывается сначала в присутствии ложного героя, который этим рассказом и обличается.

Теперь уже нет помех для окончательной развязки. Герой действительно женится и воцаряется. Браку обычно сопутствует воцарение. Для воцарения есть, однако, одно препятствие – это старый царь, отец царевны. Это либо обходится тем, что старый царь и молодой наследник делят царство пополам и только после естественной смерти царя герой наследует всё царство, либо же устраняется весьма решительным образом: старого царя убивают. Хотя такой случай и относительно редок, но мы всё же должны его фиксировать как имеющийся и естественно вытекающий из всей ситуации.

Такова внутренняя, структура, композиция волшебной сказки. Изложенная схема является той единицей мерки, при помощи которой сказки могут быть определены как волшебные уже не на глаз и не приблизительно, а с достаточной научной точностью. Волшебные сказки выделяются из других не по признаку «фантастичности» или «волшебности», а по особенностям своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают. Подводя итог можно выделить следующую последовательность волшебных сказок:

  1. Один из членов семьи отлучается из дома;
  2. К герою обращаются с запретом;
  3. Запрет нарушается;

В сказку вступает новое лицо, которое может быть вредителем героя. Его роль – нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую- либо

  беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей,  

и разбойники, и мачеха.

4. Вредитель пытается произвести разведку.

5. вредителю дается сведения о его жертве;

6. Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или её имуществом;

 Прежде всего,  вредитель принимает чужой облик. Действует путем уговоров, применяет волшебные средства, или иными средствами обмана.

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает герою.

  Он соглашается на уговоры или механически реагирует на применение волшебных средств. Особую форму обманного предложения представляет собой обманный договор. Согласие на этих условиях вынуждается, причем враг пользуется каким – либо затруднительным положением жертвы . Иногда это положение нарочно вызывается противником.

8. Вредитель наносит вред или ущерб;

Похищает человека, отнимает волшебного помощника, расхищает или портит посев, похищает дневной свет или совершает хищение в иных формах

  1.  Одному из членов семьи чего-либо не хватает, или хочется иметь чего-то: невесты, волшебного средства;
  2. К герою обращаются с просьбой или приказом:
  3. Искатель соглашается или решается на противодействие;
  4. Герой покидает дом;
  5. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению, чем подготавливается получение им волшебного средства или помощника;
  6. Герой реагирует на действия будущего дарителя;
  7. В распоряжение героя попадает волшебное средство;
  8. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
  9.  Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу;
  10.  Героя клеймят;
  11. Вредитель побеждается;
  12. Начальная беда или недостача ликвидируется.

Объект поисков                                                                                                                                                                                                                                  похищается или добывается с помощью приманок, или с применением волшебного средства.

  1. Герой возвращается.
  2. Герой подвергается преследованию;
  3. Герой спасается от преследования (Далее  действия сказки имеют некоторый повтор в случае похищения братьями добычи героя и он вновь отправляется на поиски, подвергается действиям, ведущим к получению волшебного средства и.д.).
  4. Герой неузнанным прибывает домой;
  5. Ложный герой предъявляет необоснованные требования;
  6. Герою предлагается трудная задача;
  7. Задача решается;
  8. Героя узнают;
  9. Герою дается новый облик;
  10. Враг наказывается;
  11. Герой  вступает в брак и становится царём;

Итак, концепция волшебных сказок всегда одна и та же. В этом состоит их единообразие, их закономерность. Не во всех сказках есть перечисленные этапы. Выбор формы определяет сюжет, то есть данная композиционная схема вмещает огромное количество сюжетов, построенных на одной основе. Так, сказки о мачехе и падчерице строятся на изгнании (начальная беда), отправке, испытании, награждении и наказании, возвращении; другие, таки, как сказка о змееборстве, строятся на похищении, призывании героя, отправке, змееборстве и возвращении; третьи, как «Сивка-Бурко»,- на трудной задаче, испытании и награждении, решении задачи, женитьбе и воцарении и т.д. Мы видим, таким образом, что единообразие композиции

Допускает широкий простор для творчества.

Методика анализа волшебной сказки.

1.Наиболее доступен и понятен младшим школьникам сюжетно-образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать за особенностями композиции, сюжета, языка. Анализ волшебной сказки начинается с рассмотрения её композиции. Обращается внимание на цель присказки: подготовить аудиторию к слушанию сказки. Также выделяются зачин, наличие в основной части типовых структурных элементов, концовки, которая, как и присказка, отграничивает сказку от реальной жизни и возвращает слушателя к действительности.

2.Далее приступаем к анализу сюжета, его основным компонентов, характеристики главных и второстепенных конфликтов. При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения. Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам и не представляет для них трудности, тем более что большинство сказок учебниках начальной школы невелики по объёму и просты по композиции. При проведении этого вида анализа нужно стремиться к тому, чтобы в воображении детей как можно полнее, ярче была воспроизведена картина, «нарисованная» в сказке. Рассмотрим сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». При анализе сказки задаются следующие вопросы.

  Какое несчастье случилось с Иванушкой и почему?

  Какими словами (повторами) показано состояние Иванушки?

  Как сложилась судьба Алёнушки?

     Какой бедой для брата и сестры обернулось непослушание Иванушки? и т.д.

3.Обращается внимание на сказочное пространство, определяем два мира и границу между ними, кем и чем она представлена, что символизирует. В данном случае ирреальный мир представлен озером, на дне которого  находится Алёнушка в плену. Озеро же символизирует слезы, горе Алёнушки не способной помочь брату.

4. Характеризуется сказочное время, его неопределенность. Обращается внимание на слова как: «давным-давно, скоро сказка сказывается да не скоро дело делается». И т.д.

5.При анализе образов сказочных персонажей производится их деление на положительные и отрицательные, олицетворяющие добро и зло,  то что они символизируют.

   Осуществляется характеристика, словесное рисование (с использованием текста), выявляются мотивы поведения героев (с учетом исторических корней волшебной сказки, языческих и христианских обрядов).                        

 При данном анализе используется проблемный анализ- анализ проблемных ситуаций вопросов.

  Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков. Например, сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Можно задать вопрос: «Иванушка положительный или отрицательный герой?».

 Положительный, так как  он любит свою сестру (называет её сестрица). Но у него есть и отрицательные качества, потому что не послушал свою сестру - выпил из колодца и стал козленочком и т.д.

 Высказав свои мнения, дети должны сделать вывод и доказать его примерами из текста (Иванушка - положительный герой, так как специально не совершал отрицательных поступков, он просто очень хотел пить, и это его состояние передается с помощью повторов: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает лот выступает». Иванушка остро переживает то, что случилось с  Аленушкой).

Также при анализе сказочных персонажей используется приём анализа художественных образов - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и его смысл, т.е.  нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Анализ художественных образов имеет следующую последовательность:

   -проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии;

  -рассматривается взаимоотношения героев. При этом необходимо, чтобы  дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются, либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах.

 - если в произведении имеется описание пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте;

 -на основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию позиции создателя, потому что идея - это то, что именно хотел сказать народ своим произведением;

- выявляется личное отношение читателя к описанному.

При анализе героя волшебной сказки приоритетными  являются следующие вопросы:

-Какое положение он занимает в семье? Любят его представители волшебного мира, вредят ему родственники или члены той семьи, где он живет (если герой сирота)

Какой он по возрасту? Всегда младший, если детей трое, то младший по возрасту.

Каков он по внешнему виду?

Герой отмечен какой-нибудь недостаточностью.

Есть ли у него связь с миром предков животных?

Кто оказывает ему помощь и почему?

Ему помогают представители волшебного мира, поскольку они являются его настоящими тотемными предками.

Как его зовут: почему в имени используются уменьшительно-ласкательные суффиксы? Этой формой подчеркивается  то, что он младший.

Способен ли он совершать чудеса без волшебного помощника? Народная сказка слишком древний жанр. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром.

Анализ образа героя учит разбираться в том, как изображаются действующие лица: мысли и чувства персонажей, черты их характеров. Нужно научить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам , их вызвавшим.

 В процессе работы дети приходят к выводу, что Аленушка добрая, строгая, способна к самопожертвованию ради брата.

  Кем и чем это доказывается? (Переживала за брата, так как не разрешила ему пить из копытца.)

  Дети наблюдают и сопоставляют героев сказки.

 7. По мере анализа сказки учитель должен обратить внимание детей на языковые особенности сказки.

Во многих сказках есть присловья - прозвища героев. Например: « Свинка- золотая щетинка», «Кочеток- золотой гребешок».

Наиболее употребляемым приемом является использование постоянных эпитетов. Дети сами могут подобрать пару:

  В сказках всегда

Небо -  ……….(ясное)

Солнце -………(красное)

Море -…………(синее)

Трава -…………(в сказках, как правило, трава зеленые и рощи зеленые)

Губы -…………..(алые, в сказках чаще встречается: уста-сахарные)

Брови- ………….(черные)

Лицо-………….(белое)

Кудри-…………(золотые)

Дети дополняют этот список из тех сказок, которые читают дома: руки белые, тело белое, красна девица и т.д. Во многих сказках употребляются фразеологизмы, при работе с ними выполняются следующие упражнения:

  1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец за палец не ударить, не покладая рук.

  1. Прочитайте. На какие группы можно разделить фразеологизмы? Какие это группы?
  2. Прочитайте. Подберите фразеологизм из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель               Хоть пруд пруди

Повесить голову                     Взять себя в руки

С гулькин нос                         Воспрянуть духом

Выйти из себя                         Рукой подать

4.Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно?  В каких фразеологизмах имеются ошибки?

         Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами,

             Губы заговаривать.

5.Выберите из скобок нужное слово или форму слова.

   Держать ……. востро (уши, ухо)

   Смотреть сквозь …….. очки (розовые, темные)

   С ……. нос (голубиный, гулькин)

   Не в своей………. (чашке, тарелке)

В волшебных сказках часто используется гипербола. В сказке «О молодильных яблочках и живой воде» Иван – царевич в десять лет начал просится у отца поездить на чужой стороне и, получив согласие, пошел выбирать лошадей на конюшне.

 К традиционным изобразительным средствам волшебной сказки также относится употребление:

   Синонимов («Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь»);

  Парных объединенных слов, выражающих одно понятие («встречают хлебом» и т.д.)

 Разнообразных сравнений («помчался как вихрь, волк побежал стрелой» и т.д.)

Пословиц и поговорок («Щука востра, да не съешь ерша с хвоста»)

Загадок , которые своей целью имеют не развлекательное значение, а испытание, связанные со славянскими обрядами. Можно предложить детям две загадки про дорогу - не для отгадывания, а для анализа.

       Когда снег зародился,

       Тогда дуб повалился

        И теперь лежит.

       Как встанет - небо достанет.

   

   Лежит рог на боку:

   Концы в лес и в реку,

   Кабы этот рог встал,

    Так бы до неба достал.  (Дорога)

В этих загадках есть и дуб, и небо, и  лес, и река, и даже рог – как напоминание о тотемном животном, с которым в  древности человек считал себя тесно связанным. В этих загадках дуб - это дорога в небо, а дорога- это то, что всегда ведет либо в небо, либо в лес, либо к реке, то есть обязательно в «другой» мир.

 Можно предложить для анализа и поговорку:

Наговорил семь верст до небес - и все лесом.

В этой поговорке, осуждающий вруна, также отражаются представления древних людей о том, что неправда, вымысел - это принадлежность «другого» мира, - небесного, лесного, речного, подземного - какого угодно, но не земного, не человеческого. Речь вруна - необыкновенно длинная (семь верст), устремленная через ложный мир (лес), в другой такой же ложный, нечеловеческий мир (небеса).

    Лексических и синтаксических повторов (в праву дорогу идти - добра не видать, в леву дорогу идти- живому не бывать».

Стилистический(языковой) анализ показывает, как в подборе слов – образов проявляется отношение к изображаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения. Поэтому для языкового анализа  выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образы произведения.

  Рассмотрим сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Прежде всего  нужно найти в тексте, какими словами выражениями описаны герои сказки: «Аленушка - дочка, сестрица, красна девица; ожила и стала краше, чем была». «Иванушка - сынок, братец, козленочек».

Мы видим, что большинство слов имеют уменьшительно - ласкательный суффикс. Следовательно, можно сделать вывод, что герои эти положительные. При анализе названия можно использовать прием стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений и т.д.

 Например, заменим название сказки: «Сестра Алена и брат Иван». Звучит? Нет? Сравним с настоящим названием. Какое из названий точнее и выразительнее? Почему?

 Важное значение в анализе сказки имеет определение роли победе добра над злом, символика чисел, цвета, растительного мира и т. д.

 Выяснение идеи конечная цель анализа произведения. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа (работу над образом, композицией, художественно-изобразительными средствами). Так  идея русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» заключается в следующем: объединяются духовно брат и сестра, их взаимоподдержка, способность к самопожертвованию, верность, а также проблема  непослушания, неумения разбираться в людях.

  Итак, учителю начальных классов необходимо владеть всеми видами анализа сказок, чтобы полнее и достовернее донести идею произведения до детей, воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.  

Заключение.

Работая в начальной школе над волшебной сказкой, ребенку показывается, что мир целостен и един. Время, в котором живет наше сознание, не линейно, в нем все представлено одновременно. Мир – это единство прошлого, настоящего и будущего (мечты, воображения, надежды и фантазии. В мире ценностей нет ничего, что  осталось в прошлом. И природа, и искусство

И люди - вечны и прекрасны, и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитывать в себе художественный глаз, чтобы это обнаружить.

   Самая древняя структура сознания – миф - бытийствует и сегодня. В жизни в виде современной обрядовой практики и обычаев, примет. В литературе в виде устойчивых композиционных структур.

   Сказку - можно научиться видеть, переживать, слушать. В сказке можно вычитывать ее происхождение. Работая над сказкой, открывая им разные пути исследования мы способствуем развитию мира восприятия  переживаний младшего школьника, что представляет собой новый этап

  В его художественном развитии.  

Список литературы.

  1. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов: /Н.Н. Велецкая.- М.:Наука, 1978.-308с.
  2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа :/ Е.М. Мелетинский.- М.:Наука, 1976.
  3. Пропп В.Я.Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки.:Сборник научн. трудов/ В.Я.Пропп.-М.:Лабиринт,1999.-
  4. Пропп В.Я. Русские аграрные прздники.: Сборник научн. трудов/ В.Я.Пропп.-М.: Лабиринт, 2000.-
  5. Свиридова Е.В,Волшебные сказки и приемы их анализа/ Е.В. Свиридова// Начальная школа.-2004.-№6.-с.12-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...

Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...

Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...