Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.
статья по теме

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_volshebnoy_skazki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.

                                        И.В.Алексеева

       Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»

                                       Л.В.Михайлова

       Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»

                                      С.С. Останина

       Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»

 

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания. Мир, который открывают для себя дети, читая произведения фольклора - это мир отношения человека и природы, воплощённые в едином духовном пространстве. Он велик и многообразен и в то же время един. Когда и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в  человеке ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость. Таким  образом, произведения фольклора эмоционально близки ребёнку и помогают увидеть мир как единство прошлого ( мифа, истории, корней, памяти), настоящего (актуального общения, впечатлений и переживаний) и будущего (мечты, воображения, надежды и фантазии). В связи с этим необходимо раскрыть мир волшебной сказки в полном жанровом многообразии, дать первоначальные навыки анализа. Открывая разные пути исследовании, мы способствуем развитию мира восприятия  переживаний младшего школьника, что представляет собой новый этап  в его художественном развитии.  

       Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий  развёрнутый сюжет.  У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций;

1.Наиболее доступен и понятен младшим школьникам сюжетно-образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать за особенностями композиции, сюжета, языка. Анализ волшебной сказки начинается с рассмотрения её композиции. Обращается внимание на цель присказки: подготовить аудиторию к слушанию сказки. Также выделяются зачин, наличие в основной части типовых структурных элементов, концовки, которая, как и присказка, отграничивает сказку от реальной жизни и возвращает слушателя к действительности.

2.Далее приступаем к анализу сюжета, его основным компонентов, характеристики главных и второстепенных конфликтов. При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения. Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам и не представляет для них трудности, тем более что большинство сказок учебниках начальной школы невелики по объёму и просты по композиции. При проведении этого вида анализа нужно стремиться к тому, чтобы в воображении детей как можно полнее, ярче была воспроизведена картина, «нарисованная» в сказке.

3.Обращается внимание на сказочное пространство, определяем два мира и границу между ними, кем и чем она представлена, что символизирует.

4. Характеризуется сказочное время, его неопределенность. Обращается внимание на слова как: «давным-давно, скоро сказка сказывается да не скоро дело делается». И т.д.

5.При анализе образов сказочных персонажей, производится их деление на положительные и отрицательные. Осуществляется характеристика, словесное рисование (с использованием текста) , выявляются мотивы поведения героев( с учетом исторических корней волшебной сказки, языческих и христианских обрядов).        

   При данном анализе используется проблемный анализ- анализ проблемных ситуаций вопросов. Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков.

 Высказав свои мнения, дети должны сделать вывод и доказать его примерами из  текста. Также при анализе сказочных персонажей используется приём анализа художественных образов - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и его смысл, т.е.  нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

    Анализ художественных образов имеет следующую последовательность:

 -проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии;

  -рассматривается взаимоотношения героев. При этом необходимо, чтобы  дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах.

 - если в произведении имеется описание пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте;

 -на основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию позиции создателя, потому что идея- это то, что именно хотел сказать народ своим произведением;

- выявляется личное отношение читателя к образу героев.

При анализе героя волшебной сказки приоритетными  являются следующие вопросы:

-Какое положение он занимает в семье? Любят его представители волшебного мира, вредят ему родственники или члены той семьи, где он живет (если герой сирота)

Какой он по возрасту? ( Всегда младший, если детей трое, то младший по возрасту).

Каков он по внешнему виду?

Герой отмечен какой-нибудь недостаточностью.

Есть ли у него связь с миром предков животных?

Кто оказывает ему помощь и почему?

Ему помогают представители волшебного мира, поскольку они являются его настоящими тотемными предками.

Как его зовут: почему в имени используются уменьшительно-ласкательные суффиксы? Этой формой подчеркивается  то, что он младший.

Способен ли он совершать чудеса без волшебного помощника? Народная сказка слишком древний жанр. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром. Анализ образа героя учит разбираться в том, как изображаются действующие лица: мысли и чувства персонажей, черты их характеров. Нужно научить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.

7. По мере анализа сказки учитель должен обратить внимание детей на языковые особенности сказки.

Во многих сказках есть присловья- прозвища героев. Например: « Свинка - золотая щетинка», «Кочеток- золотой гребешок».

Наиболее употребляемым приемом является использование постоянных эпитетов. Дети сами могут подобрать пару:

  В сказках всегда

Небо -  ……….(ясное)

Солнце -………(красное)

Море -…………(синее)

Дети дополняют этот список из тех сказок, которые читают дома: руки белые, тело белое, красна девица и т.д.

Немаловажная роль во время исследовательской работы над сказкой отводится работе над фразеологизмами. Они объясняются, группируются, дополняются синонимами («Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь»),

 парными объединениями слов, выражающих одно понятие , («встречают хлебом» и т.д.), разнообразными сравнениями  («помчался как вихрь, волк побежал стрелой» и т.д.)

 При анализе  пословиц и поговорок в сказке обращается внимание на представления древних людей. Можно предложить для анализа и поговорку:

Наговорил семь верст до небес - и все лесом.

В этой поговорке, осуждающий вруна, отражаются представления древних людей о том, что неправда, вымысел- это принадлежность «другого» мира.

Небесного, лесного, не земного, не человеческого. Речь вруна - необыкновенно длинная (семь верст), устремленная через ложный мир (лес), в другой такой же ложный, нечеловеческий мир (небеса).

    Лексических и синтаксических повторов (в правую дорогу идти - добра не видать, в левую  дорогу идти - живому не бывать)

Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов – образов проявляется отношение к сюжету. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения. Поэтому для языкового анализа  выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образы произведения.

Большоё  значение в анализе сказки имеет определение роли победе добра над злом, символика чисел, цвета, растительного мира и т. д.

 Выяснение идеи конечная цель анализа произведения. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа (работу над образом, композицией, художественно-изобразительными средствами).  Итак, учителю начальных классов необходимо владеть всеми видами анализа сказок, чтобы полнее и достовернее донести идею произведения до детей, воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.  

Работая в начальной школе над волшебной сказкой, ребенку показывается, что мир целостен и един. Время, в котором живет наше сознание, не линейно, в нем все представлено одновременно. В мире ценностей нет ничего, что  осталось в прошлом. И природа, и искусство и люди - вечны и прекрасны, и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитывать в себе художественный глаз, чтобы это обнаружить.

                                                    Литература

  1. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов: /Н.Н. Велецкая.- М.:Наука, 1978.-308с.
  2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.:/Е.М. Мелетинский.- М.:Наука, 1976.
  3. Пропп В.Я.Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки.: Сборник научн. трудов/ В.Я.Пропп.-М.:Лабиринт,1999.-
  4. Свиридова Е.В, Волшебные сказки и приемы их анализа/ Е.В. Свиридова// Начальная школа.-2004.-№6.-с.12-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...

Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...

Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...

Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"

Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....