Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Лустова Анастасия Дмитриевна

Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_puti_volshebnye_predmety.doc86 КБ
Office presentation icon chtenieuchebnik.ppt133 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148        Учитель: Кожемякина. О.С

Класс:1 «В»                                                                                                                                        Студентка Лустова Анастасия 43 группа

Время: 9:00-9:45                                                                                                                                                      

Кабинет: 212                                                                                                                                                            Методист: Кондратьева И.И

Дата:                                                                                                                                                                      ________________________  

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.

Цель деятельности учителя:

создать условия для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой; способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса.

Планируемые результаты:

Личностные:

- демонстрировать навыки культурного поведения при общении;

-формировать элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

Предметные:

- выявить отношение автора к герою;

-жанровую принадлежность текста;

-прививать любовь к чтению;

Оборудование: презентация, учебник литературного чтения 1класс, Н.А. Чуракова. Страницы: (учебник) 17–19; (тетрадь) 11–12, № 1–4.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

5 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у Вас я.

Вдоль картинок вы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Очень много вы узнали!

Очень много вы прочли!

Был ваш путь не очень долгим,        

Незаметно дни бегут.

И теперь на книжной полке

Вас другие книжки ждут.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Артикуляционная разминка.

5 мин.

– Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)

– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)

– Обратимся к толковому словарю.

Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.

Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.

– Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

3. Постановка и решение учебной задачи.

(Метод: словесный. Прием: беседа.)

(Метод: наглядный. Прием: анализ текста и деления на части.)

15 мин.

– Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

 Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок:

 С книгой жить – век не тужить.

 Кто много читает, тот много знает.

 Хорошая книга – лучший друг.

Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.

Образец условных обозначений – на доске.

– Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия.

– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.)

1. Знакомство с героями путешествия.

– Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей.

Кот ученый будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По сказкам интересным,

По дорогам заповедным.

– Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации).

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)

Кот ученый – мастер рассказывать сказки.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди...

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»

Однажды Машенька говорит:

– Смотри, братец,

В комнате светло!

Какой денек хороший:

Солнечно, тепло!

Берем с тобою по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

2. Работа по учебнику (с. 3).

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.)

– Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.

– Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.)

– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: Я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; А я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)

– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)

3. Работа по тетради.

а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).

б) Работа по группам (задание № 3).

(Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.)

– Какие  из  этих  сказок  вам  знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с учебником.

Выбрать непонятные слова.

Объяснять непонятные моменты в произведении.

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

К:

- умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

 Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Физ. минутка.

3 мин.

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Участвовать в физ.минутке.

Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод

10мин.

Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу.

Карточка 1

«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время.

– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола...

Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:

– Ой-ой, потише, пожалуйста!»

(«Буратино, или Золотой ключик».)

Карточка 2

«Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

(«Курочка Ряба».)

Карточка 3

«Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»

(«Дюймовочка».)

Карточка 4

«Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.

В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».

(«По щучьему велению».)

5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4).

– Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.

– Какое настроение вызвало это стихотворение?

– Можно ли действительно назвать репей несчастным?

Рассмотрите  карту  нашего  пути.  Нелегким  будет  путь  в  Волшебный лес.

Мы в волшебство нырнем с тобой,

Не покидая парту.

Страну Чудес своей рукой

Мы нанесем на карту.

Лежит на севере тот лес,

А может, на востоке?

Он страшный иль красивый,

Жестокий или добрый?

Не можем знать мы – ты и я –

Все о Волшебном лесе.

Но из него придут друзья,

И станет интересней!

– Ой, а это кто?

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

И детишек я пугаю.

– Кто это? (Баба-яга.)

Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)

– Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)

8. Работа по тетради.

– Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто?

Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5).

9. Работа по учебнику.

выполнение задания, ориентирующего оказать помощь сквозному герою Маше, которая в этом нуждается при решении задачи: объяснение значения слова «докучать», выбор правильного ответа.

логические – формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать».

– Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.)

– Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.)

– Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)

В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли  сказать,  что  он  бездельничал,  грустил,  ему  не  с  кем  было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.)

– Какое  же  слово  поможет  нам  объяснить  значение  слова  «докучать»? (Надоедать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.

– Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)

Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!»)

Примечание. Во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение.

Чтение статьи учебника (с. 5).

10. Обобщение.

– Ребята, Кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?

Участвовать в обсуждении.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с карточками.

Работать с иллюстрацией.

Работать самостоятельно

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать произведение.

Работать с иллюстрацией.

Отгадывать загадки.

Работать с тетрадью.

Формулировать итоги.

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? А сейчас, ребята, вам понадобится красный, зеленый и желтый карандаш. Зелёный означает, что всё было понятно, со всем справился; жёлтый не полностью понял, были затруднения; красный ничего не понял, нужна помощь.  Поднимите карандаш того цвета, который соответствует вам. Замечательно! Урок окончен.

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

Коммуникативные:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

Слайд 3

Правила обращения с книгой.  Брать книгу только чистыми руками.  Книга любит одежду – обложку и закладку.  Переворачивать странички за верхний правый угол.  Не делать в книге пометок, не загибать страниц.  Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

Слайд 4

 С книгой жить – век не тужить.  Кто много читает, тот много знает.  Хорошая книга – лучший друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Начало пути: волшебные предметы и помощники». ПНШ

Эта презентация предназначена для использования на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ПНШ. Тема урока : "Начало пути: волшебные предметы и помощники"...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"

Комбинированный урок-игра с элементами  литературного творчества.  УМК "Перспектива", 3 класс...

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....

Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"

В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...