Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Законы докучной сказки"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Лустова Анастасия Дмитриевна

Законы докучной сказки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_dokuchnoy_skazki_.doc71 КБ
Office presentation icon chtenie.ppt149 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: филиал 148        Учитель: Кожемякина. О.С

Класс:1 «В»                                                                                                                                        Студентка Лустова Анастасия 43 группа

Время: 9:00-9:45                                                                                                                                                      

Кабинет: 212                                                                                                                                                            Методист: Кондратьева И.И

Дата: 13.03.17                                                                                                                                                          ________________________  

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: Законы докучной сказки

Цель деятельности учителя:

продолжить знакомство с докучной сказкой; с особенностями сказки – повторами; сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; развивать артикуляционный аппарат, память.

Планируемые результаты:

Личностные:

- демонстрировать навыки культурного поведения при общении;

-формировать элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

Предметные:

- выявить отношение автора к герою;

-жанровую принадлежность текста;

-прививать любовь к чтению;

Оборудование: презентация, учебник азбука 1класс, Н.А. Чуракова.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

5 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у Вас я.

Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовет.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Артикуляционная разминка.

5 мин.

Сегодня ученого Кота пригласили на научную конференцию, поэтому нашим помощником будет Родник сюрпризов.

Чтобы с ним подружиться, отгадайте ребусы:

  100л                                              ?ист

(стол)    (комната)    (ам)                (зубы)             (канава)    (аист)

– Назовите  первый  звук  в  каждом  слове,  какое  слово  получилось? (Сказка.)

– Молодцы! Родник зовет Мишу, Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки о его друзьях.

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

(Репейник.)

– Смотрите, знакомый знак. (На доске условный знак «Репейники» – см. конспект урока 3.)

– Миша удивлен, почему Родник сюрпризов дружен с репейниками. А вы догадались?

Родник поит репейников своей чистой, прохладной водичкой, а они за это рассказывают ему свои любимые докучные сказки.

Придется Мише и Маше придумать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше.

- А вы можете помочь Маше и Мише? Расскажите свои докучные сказки.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

3. Постановка и решение учебной задачи.

(Метод: словесный. Прием: беседа.)

(Метод: наглядный. Прием: анализ текста и деления на части.)

10мин.

1. Работа по учебнику (с. 8).

– Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.

а) Чтение по цепочке.

– А вот и знакомая сорока прилетела послушать сказку.

б) Чтение сказки в парах по абзацам.

– Кажется, у сороки голова идет кругом. Интересно, почему? А вы догадались? Посмотрите на иллюстрацию (с. 8).

- Как движется сюжет сказки?      (Сюжет сказки движется по кругу.)

в) Работа по вопросам учебника.

– Объясните, почему докучные сказки легко запомнить? (Элемент сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной.)

– Старший репей просит Машу и Мишу рассказать сказку. Но ребята растерялись, они не знают законов докучной сказки. Как раз вовремя появился ученый Кот (иллюстрация). Он достал из Ручья сюрпризов законы докучной сказки. Вот они. Давайте их расшифруем.

                 1. Знак «Сюжет сказки движется по кругу».

                 2. Знак «Элементы сказки повторяются».

                 3. Знак «Сказка бесконечная».

– Если Маша и Миша будут соблюдать все законы, то...

Репей шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Мы шипов его избежим,

Докучной сказкой репей усыпим.

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

К: умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

 Р:принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Физ. минутка.

3 мин.

Я НА СКРИПОЧКЕ ИГРАЮ

Я на скрипочке играю –

Тили-тили-тили.

(Ученики имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке –

Тили-тили-тили.

(Прыжки на месте.)

(Повторить 2–3 раза.)

Участвовать в физ.минутке.

Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод

15мин.

Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?

2. Работа по учебнику (с. 9).

а) Работа в парах.

– Кто поможет Маше сочинить докучную сказку?

– Назовите главных героев сказки. (Белочка и Дятел.)

– Чем занимается Белочка? (Сидит на сосне и щелкает орешки.)

– Что делает Дятел? (Дятел долбит ствол сосны.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 9). Опираясь на рисунок, который у Маши, сочините свою докучную сказку.

б) Чтение сказки по ролям.

Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки.

Например:

– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.

– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.

– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.

– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук... И так без конца!

в) Работа в парах.

– Рассмотрите рисунок, который у Миши, помогите ему сочинить сказочку.

– Назовите главных героев сказки. (Медведь и Пчела.)

– Что делает Медведь? (Медведь лезет по липе за медом.)

– Что делает Пчела? (Пчела жужжит и отгоняет его от дупла.)

– Составьте докучную сказочку.

г) Чтение сказки по ролям.

Например:

– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.

– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.

– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.

– А Пчела жужжит.

– Медведь лезет: выше, выше.

– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца!

3. Работа по тетради (с. 6, № 4).

– Что объединяет ваши рисунки? (Все картинки расположены по кругу и повторяются.)

IV. Обобщение изученного.

Репейники остались довольны Машей и Мишей, и вашей работой, ребята. Родник сюрпризов заслушался докучными сказками так, что перепутал слоги в словах, которые хотел вам сказать.

ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ

Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)

Ветра нет, уснул лесок.

Шепот, шелест наших ног.

Шорох листьев по коре.

Тихо в теплом сентябре.

Хрустнет ветка под ногой –

Улыбнемся мы с тобой

И отправимся домой.

Участвовать в обсуждении.

Отвечать на вопросы учителя.

Подтверждать словами из учебника.

Инсценировать стихотворение.

Работать с иллюстрацией учебника.

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? А сейчас, ребята, вам понадобится красный, зеленый и желтый карандаш. Зелёный означает, что всё было понятно, со всем справился; жёлтый не полностью понял, были затруднения; красный ничего не понял, нужна помощь.  Поднимите карандаш того цвета, который соответствует вам. Замечательно! Урок окончен.

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

Коммуникативные:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

100л ?ист

Слайд 3

1. Знак « Сюжет сказки движется по кругу » . 2. Знак «Элементы сказки повторяются» . 3. Знак «Сказка бесконечная» .

Слайд 4

ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ

Слайд 5

Доброй дороги, дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Докучные сказки"

В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в насто...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"

Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "п...

Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"

В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...