Приёмы технологии РКМЧП.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Приёмы технологии РКМЧП, адаптированные для использования в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_rkmchp_dlya_1_klassa.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Не все приёмы РКМЧП можно использовать на уроках в 1 классе. Некоторые приёмы я адаптировала для этого возраста.   На каждой стадии урока использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

В первом классе дети учатся читать и писать. Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово». Всё это ребёнок познаёт с помощью мыслительных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Применяя технологию РКМ на уроках обучения грамоте, я планирую качественно улучшить мыслительную деятельность учащихся.

Первая стадия технологии РКМЧП – «Вызов». Стройная система приёмов и методов для осуществления этого этапа работы включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с парной и групповой работой. Применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать свою мысль для партнера - перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе  школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.

 На стадии «Вызова» использую следующие приёмы.

Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Как мы общаемся с миром».

  1. Вызов.

Приём «Корзина идей».

На доске вывешено изображение корзины. Объявляю тему урока и спрашиваю:

- Ребята, как каждый из вас общается с миром? Обсудите в паре.

Далее представитель от каждой пары называет по одному сведению или факту, не повторяя ранее сказанное. Записываю все мнения, даже ошибочные (важно!), в Корзину идей. На стадии осмысления по ходу работы ошибочные сведения исправляются.

Фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение). Тема: «Значение слова» (стихотворение И.Токмаковой «Плим»)

  1. Вызов.

Приём «Выглядит как…, звучит как…»

-Что вы представляете, когда слышите слово «плим»?  (Выглядит как – зрительные ассоциации, звучит как – зрительные ассоциации).

Урок обучения грамоте (русский язык). Тема: «Алфавит».

1.Вызов.

Приём «Верите ли вы».

      Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

      Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

      Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

      Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?

Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Сказки народов России».

1.Вызов.

Приём «Прогнозирование по названию».

-Что вы знаете о зайце?

- А что можете рассказать о черепахе?

-Как вы думаете, о чём может идти речь в сказке под названием «Заяц и черепаха»?

Важно дать высказаться всем желающим.

На стадии рефлексии стоит вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также спросить детей, почему автор выбрал такое название.

Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашел – береги»       ( Э.Шим «Брат и младшая сестра»).

1.Вызов.

Приём «Прогнозирование по иллюстрации»

-Прочитайте название рассказа и фамилию автора. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение.

-Что с ними могло произойти?

-Давайте прочитаем рассказ и выясним, внимательно ли художник читал произведение и насколько правдивы его иллюстрации.

Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Охрана природы».

  1. Вызов.

Приём «Таблица З-Х-У».

знаю

хочу узнать

узнал

-Что вы знаете о том, какой вред люди наносят природе? Заполните 1 графу.(Можно с помощью учителя).

-Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Заполните 2-ую графу.

На стадии рефлексии заполняется 3-я графа и идёт обсуждение.

Фрагмент урока русского языка. Тема: «Звуки и буквы».

  1. Вызов.

      Приём «Кластер».

На доске записано: Звуки.

- Назовите всё, что вам пришло на ум, связанное с темой звуки.

      Звуки природы                                           звуки музыки

                                          ЗВУКИ

                               Звуки речи            слышим        произносим

         Гласные                                                     согласные        

Ударные    безударные             твёрдые   мягкие            звонкие       глухие

- Приведём  в систему всё, что вы знаете о звуках.

Фрагмент урока окружающий мир. Тема: «С утра до вечера».

  1. Вызов.

Приём «Верные и неверные утверждения».

У каждого ребёнка – листок с табличкой.

1

2

3

4

5

-Послушайте некоторые утверждения. Если вы согласны с ними, поставьте плюс, если несогласны – минус.

1. Чтобы быть весь день бодрыми, по утрам нужно делать зарядку.

2. В выходной день можно лечь спать попозже.

3. Зубы нужно чистить утром и вечером.

4. На завтрак полезнее съесть сосиску, чем кашу.

5. Нельзя гулять на улице, если там холодно.

На этапе рефлексии дети проверяют правильность выполнения этого задания.

   Можно сделать вывод, что на стадии вызова у учащихся активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес, определяются цели предстоящего изучения материала. Нередко можно увидеть такую картину: некоторые школьники не особо напрягаются, предпочитая дождаться момента, когда другие решат предложенную задачу.         Поэтому стараюсь организовать деятельность на стадии вызова так, чтобы каждый ребёнок смог принять участие в работе. Моя задача – в свою очередь обобщить знания учащихся, помочь каждому из них определить «своё личное знание» и основные цели.

       

   Следующая фаза – осмысление. Она направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому», чему способствуют методы активного чтения.

На стадии осмысления в первом классе можно использовать следующие приёмы.

Урок литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» (В.Осеева «Хорошее»).

2. Осмысление.

Приём «Перепутанные логические цепочки».

Восстановите последовательность событий.

Покачала головой няня.

Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

Погладила мама Юру по голове.

Обиделась сестрёнка, отошла.

Урок окружающего мира. Тема: «Красная книга России».

2. Осмысление.

Приём «Инсерт».

- Во время чтения статьи учебника делайте пометы:

+ это мне известно

-  новое, неизвестное

V интересно, хочу узнать больше

? непонятно

Урок русского языка. Тема: «Слоги».

2. Осмысление.

Приём «Карусели»

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели.

Всё быстрей они бегут,

Совершая целый круг.

Работа в группе. Из слов, записанных на доске, первый ученик выписывает слово, которое нельзя разделить на слоги, передаёт другому, так по кругу, пока лист не вернётся. Затем – проверка.

Урок технологии. Тема: «Закладка с вышивкой».

2.Осмысление

Приём «Кубик»

На гранях большого яркого кубика – задания: опиши, сравни, ассоциации, проанализируй, примени, «за» и «против». Бросаем кубик, дети выполняют то задание, которое им выпало.

Урок литературного чтения. Тема: «Л.Н.Толстой «Косточка».

2. Осмысление.

Приём «Чтение со стопом».

При подготовке к уроку я заранее выделяю 3-4 остановки. Задаю учащимся вопросы, которые помогают пробудить их интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу разные стороны мышления, проанализировать средства художественной выразительности.

1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»

- Почему Ваня никогда не ел слив?

- Как вы думаете, он решится взять без разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)

2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».

-Почему Ваня не смог удержаться?

-Отчего он покраснел?

3-я часть читается до конца.

-Для чего папа решил испугать детей?

-Почему все рассмеялись?

-Почему сам мальчик заплакал?

Урок литературного чтения. Тема: «Е.Пермяк «Золотая рыбка».

2. Осмысление.

Приём «Толстые и тонкие вопросы».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Куда поехала Юрина семья?

Сколько рыб поймал Юра?

Что сделали с рыбой?

Почему автор называет семью дружной?

Почему все хвалили Юру?

Чему Юра радовался?

-Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.

- А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения.

Урок обучения грамоте. Тема: «Буква я в начале слова и после гласных».

2.Осмысление.

Приём «Ромашка Блума».

На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками. После знакомства с содержанием рассказа «Яблоня» на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:

Простые – Кто помирил всех зверей?

Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?

Объясняющие – Почему разгорелся спор?

Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?

Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?

Практические – Чему нас научил рассказ?

В парах дети составляют вопросы нужного вида.

Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

Третья фаза – это рефлексия, осмысление процесса, рождение нового знания, размышление.

 

Урок окружающего мира. Тема: «Природа в городе».

3.Рефлексия.

Приём «От обратного»

- Что было бы, если бы вдруг в нашем городе исчезли все природные объекты.

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё после согласных»

3.Рефлексия

Приём «РАФТ»

Р – роль – Знайка

А – аудитория – коротышки

Ф – форма – сказка

Т – тема – работа букв е,ё

- Представьте, что вы – Знайки. Перед вами – жители Цветочного города. Сочините сказку о роли букв е, ё в словах и выступите перед коротышками.

Урок обучения грамоте. Тема: «Гласные и согласные звуки».

 3.Рефлексмя.

Приём «Синквейн»

Звуки

Гласные, согласные

Льются, шумят, звенят

Мы их произносим

Устная речь.

Урок окружающего мира. Тема: «В Ботаническом саду».

Приём «Архивариус».

Задание на дом: узнать, что такое дендрарий. Обязательно указать источник информации.

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё в начале слова и после гласных».

3.Рефлексия.

Приём «Нарисуй жадность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Технология развития критического мышления  помогает эффективно формировать УУД, так как в  основе  стратегии технологии критического мышления –  нацеленность  на  развити...

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Цель моей работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.Задачи:·      показать знач...

Технология РКМЧП - отличная технология!

Многие годы меня не покидала мысль, как построить учебный процесс, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мне хотелось, чтобы ученики проявляли живостьвоображения, фан...