Духовно-нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Прилагается конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Семья". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_duhovno.doc18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время

стала насущной и требует  своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.

 Приходя в школу ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

Проработав в начальной школе более 10 лет,  я могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания  способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

В 2011-2012 учебном году проведя анкетирование учащихся и беседы с родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было достаточно продумать систему выбора по душе, выявить интересы и предпочтения ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе.

В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой  работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские.

Одной из тем проектной деятельности был проект «Моя семья».  Семья- это источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников первого класса.

В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:

- положительное отношение к семье, как основа российского общества;

- уважительное отношение к  родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

- культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

Начав работу в прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении  учащихся.  Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.

Темы проектной деятельности в моем классе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в соответствии с запросами детей и родителей.

Конспект занятия по теме «Моя семья» в проектной деятельности.(Этап защита проекта)

Тема: «Моя семья»

Цель: 1) познакомить учащихся с понятием «семья»;

           2) показать значение семьи в жизни человека;

           3) развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;

           4) воспитывать уважение к старшим.

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы.

Учитель:

«У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я!

Что это? (семья).

- А как вы, ребята, понимаете что такое семья? (выслушиваются предположения детей).

-Сейчас нам ученики прочитают стихотворения, которые они подготовили по нашей теме.

-А как и когда появилось слово «семья»?

Учитель читает стихотворение.

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам-

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я- тихо молвила Ева, - я, я»

Сказала она чудесных семь «я»

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ!

-В слове «семья» много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же как я. Само по себе число «7»- особенное, оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья- единое целое.

-Очень много в нашем русском языке есть пословицы про семью. Но вот беда, все мои пословицы перепутались. Помогите мне восстановить порядок и объясните как вы понимаете смысл каждой из пословиц.

Братская любовь                       а дома лучше

В гостях хорошо                        крепче каменной стены

В своем доме                             хорошие дети растут

В хорошей семье                       и стены помогают

Вся семья вместе                       а человек семьей

Дерева держится корнями        так и душа на месте

3. Защита проекта.

- Семья-главное в жизни для каждого из нас. Семья-это близкие и родные люди, живущие вместе. Вы ребята, создавали проект на тему «Моя семья». Сейчас пришло время послушать, что у вас получилось.

Каждый ученик представляет свой проект.

    4.Подведение итогов.

Семья- это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные- отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем!

                      Столярова Елена Анатольевна, учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №10» г.Великий Новгород    

 

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....


 

Комментарии

Спасибо за Вашу публикацию!

Спасибо за Вашу публикацию!