программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ___ г. Юрюзань
Телефон: (35147) ____________ факс: (35147) ____________ эл. почта: ____________
Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол № __ от ____________ 2012г | Принято на научно-методическом совете МОУ СОШ № __ Протокол № __ от ____________ 2012г | Утверждаю Директор МОУ СОШ № __ _____________ / Базанов А.Е./ Приказ № ____ от ____________ 2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(базовый уровень)
Образовательная область Учебный предмет Класс Учитель начальных классов Квалификационная категория | Филология Литературное чтение 3 Храмова Е.Ю. |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса (базовый уровень) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 03.06.2008. № 164, от 31.08.2009. № 320, от 19.10.2009. № 427, от 24.01.2012. № 39, от 31.01.2012. № 69;
- Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Письмо МОиН Челябинской области от 10.07.2012. № 24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году»;
- Приложение № 21 к письму МОиН Челябинской области от 10.07.2012. № 24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году»;
- Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009. № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
- Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области от 01.07.2004. № 02-678 с изменениями, внесенными приказами МОиН Челябинской области от 05.05.2005. № 01-571, от 10.05.2006. № 02-510, от 29.05.2007. № 02-567, от 05.05.2008. № 04-387, от 06.05.2009. № 01-269, от 16.06.2011. № 04-997, от 24.12.2012. № 24-370);
- Школьный учебный план на 2012/2013 учебный год;
и на основе:
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
- Завершенной предметной линии «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.) для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, входящей в систему УМК образовательного проекта «Перспектива». Система учебников «Перспектива» включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета
Образовательные цели:
- повышение качества навыка чтения и пересказа текста;
- развивать способность к анализу текста;
- знакомить с видами литературных жанров и литературными терминами
Развивающие цели:
- развитие у детей устных (слушание и говорение) и письменных (чтение) видов речи;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- развитие логического и образного мышления учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие у детей устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
Воспитательные цели:
- формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений;
- усвоение детьми общечеловеческих моральных ценностей;
- выработка у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности;
- воспитание любви к отечественной и зарубежной литературе.
В соответствии с поставленными целями определены следующие общие учебные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; развивать беглое чтение целыми словами, переходить от чтения вслух к чтению «про себя»;
- работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Формы учебных занятий
При изучении предмета «Литературное чтение» учебные занятия осуществляются в форме урока. При этом используются следующие виды уроков:
- объединенный (комбинированный) урок,
- урок изучения нового,
- урок закрепления,
- урок повторения (повторительно-обобщающий урок),
- урок проверки ЗУН – контрольный (учетный) урок.
Основные виды учебной деятельности
- Чтение вслух и «про себя».
- Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников и преподавателя.
- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
- Анализ прочитанных (прослушанных) произведений: жанр, вид, стилистические особенности, характеристика героев и т.д.
- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
- Нахождение предложений, выражающих главную мысль.
- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
- Составление (придумывание) загадок и считалок, рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью друзей, семьи и др.
- Составление рассказов в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
Контроль уровня обученности учащихся
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При пересказе текста особое внимание уделяется правильности последовательности и полноте передачи основного содержания.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и начальные литературоведческие ЗУН: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности.
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются:
- достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя);
- проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Контрольные работы по литературному чтению проводятся как в форме проверки техники чтения, так и в письменной форме: тематические и итоговые тестовые задания, творческие задания.
Всего в течение учебного года предусмотрено 9 контрольных работ, и 2 – по оцениванию навыка чтения. Последовательность, формы и тематика контроля указаны в КТП.
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Проверка навыка чтения | 1 | 1 | 2 | ||
Итого | 11 |
Содержание учебного курса
В соответствии с областным базисным планом и со школьным учебным планом МОУ СОШ № 1 на 2012/2013 учебный год учебный курс по предмету «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю) и изучается в 3 классе в течение учебного года.
Тематика разделов учебного курса по предмету «Литературное чтение» определена в соответствии с примерной программой начального общего образования по литературному чтению и предметной линией «Литературное чтение» (авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.) для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, входящей в систему УМК образовательного проекта «Перспектива»
Распределение учебных часов на изучаемые темы предмета и круг детского чтения установлены в соответствии с авторскими учебными пособиями «Литературное чтение» (авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.)
Круг произведений для чтения
- Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга – окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
- Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.
- Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
- Литература – искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
- Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение» на 2012/2013 учебный год
№ п/п | Тема урока. Тип урока. | Элементы содержания | Практическая часть программы | Текущий и промежуточный контроль | УУД Деятельность учащихся | Материалы к уроку | |
I четверть 1 Раздел 1. Книги – мои друзья (6 ч.) | |||||||
1.1 | Книги, прочитанные летом. К. Чуковский. Бибигон и его друзья. | Познакомить с книгой «Литературное чтение»; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
1.2 | Книги Древней Руси | Описание книг древней Руси. Рукописные, печатные книги. | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, дополнительная литература, рабочая тетрадь | |||
1.3 | Русские первопечатники Е. Осётров. Сказ о Друкаре Иване и его книгах | Биография первопечатника. Сказ, Друкарь, иноземные книги. | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |||
1.4 | Первопечатник Иван Фёдоров | Первая печатная книга России. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||||
1.5 | Мы идём в музей книги | Экскурсия в библиотеку | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||||
1.6 | Оценка уровня навыка чтения | Предварительный контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература | |||
2 Раздел 2. Жизнь дана на добрые дела (18 ч.) | |||||||
2.1 | Человеческие качества Т. Коти. Добрый друг | Рассказ Коти «Добрый друг». Умение делать выводы | Выразительное чтение стихотворения | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.2 | В.И. Даль – собиратель народной мудрости | Этимология слов напутное, чужиречья, услада, напутное слово. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.3 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | Поиск пословиц и поговорок в дополнительной литературе. | Устный индивидуальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, дополнительная литература | |
2.4 | Человеческие качества Н. Носов. Огурцы | Чтение поучительного текста, осознание плохого поступка. | Чтение по ролям диалогов | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь. | |
2.5 | Создание текста Н. Носов. Огурцы | Создание похожей ситуации. | Письменная творческая работа «Доброе дело» | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | |
2.6 | Человеческие качества М. Зощенко. Не надо врать | Чтение поучительного текста, осознание плохого поступка. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.7 | Анализ текста М. Зощенко. Не надо врать | Выявление ошибок, осознание плохого поступка. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.8 | Юмористический жанр. Л. Каминский. Сочинение | Юмористический жанр. Чтение юмористического рассказа. | Чтение по ролям | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.9 | Литературный отзыв Л. Каминский. Сочинение | Отзыв на произведение | Письменная творческая работа – отзыв на произведение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.10 | Человеческие качества М. Зощенко. Через тридцать лет | Чтение поучительного рассказа «Через 30 лет». Осознание действий проделанного. | Чтение по ролям | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.11 | Мы идём в библиотеку | Алфавитно-предметный каталог, электронные и бумажные носители. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература, Мультимедийный проект, | |
2.12 | Юмористический жанр Н. Носов. Трудная задача | Творческая работа – инсценировка диалога | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
2.13 | Притча как жанр Народные притчи «Кто побеждает?», «Что важнее?» | Этимология слов притча, амбиции. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
2.14 | Притча как жанр. Наши друзья и соседи. Создание текста | Составление поучительного рассказа «Добрые отношения» | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
2.15 | Юмористический жанр В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… | Творческая работа – инсценировка отрывка | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
2.16 | Юмористический жанр. Литературные секреты детских писателей. | Этимология слова наждак. Подготовка к уроку-концерту | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
2.17 | Урок-концерт «Жизнь дана на добрые дела» | Выступления на заданную тему | Творческая работа – индивидуальные и групповые выступления на заданную тематику | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | ||
2.18 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №1 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | ||
3 Раздел 3. Волшебная сказка (10 ч.) | |||||||
3.1 | Какие бывают сказки. Урок работы с книгой | Работа с дополнительной литературой, вспомнить какие бывают сказки | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник, дополнительная литература | |
3.2 | Русская народная волшебная сказка Особенности этого жанра | Композиция сказки | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.3 | Иван-царевич и Серый Волк Особенности построения сказки | Этимология новых слов похитник, задолит, глаз не смыкал, пуще, пеший и д.р. Работа с характеристикой главных героев Составление плана для пересказа | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||
3.4 | Иван-царевич и Серый Волк Характеристика главных героев | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | ||||
3.5 | Иван-царевич и Серый Волк Характеристика второстепенных героев. Составление подробного плана для пересказа. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | ||||
3.6 | Иван-царевич и Серый Волк Главная идея сказки, чему учит сказка. | Заполнение таблицы: «Композиция сказки» | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
3.7 | Анализ картины. В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» | Историко-былинные сказания, академия художеств. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картина В.Васнецова, рабочий учебник | |
3.8 | Летучий корабль. Особенности построения сказки. | Этимология слов бывалый, зазорно, мимо ушей пропускает | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.9 | Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. | Описание характеристик главных героев | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
3.10 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №2 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | ||
II четверть 4 Раздел 4. Люби всё живое (25 ч.) | |||||||
4.1 | Научно-популярный жанр. Энциклопедии и справочники | Познавательная литература, справочная литература | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Энциклопедии, справочники | |
4.2 | Особенности художественного текста о животных. К. Паустовский. Барсучий нос | Семантика слов чёлн, пудовая щука. | Краткий пересказ по плану | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
4.3 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника | Исследование художественного и научно-познавательного текстов | Сравнительное исследование художественного текста и статьи из справочника | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Справочник, дополнительная литература, рабочий учебник | |
4.4 | Особенности художественного текста о животных. В. Бианки. Приключения Муравьишки | Составление краткого плана | Краткий пересказ по плану | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.5 | Составление текста по аналогии В. Бианки. Приключения Муравьишки | Составление текста по аналогии | Творческая работа – создание текста «Муравьишка и Бабочка» | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочая тетрадь, рабочий учебник | |
4.6 | Особенности познавательного текста О. Полонский. Муравьиное царство | Чтение и осмысление текста | Фронтальный и индивидуальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.7 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста | Разбор двух видов текста | Работа с карточками – сравнительное исследование рассказов | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки, рабочая тетрадь | |
4.8 | Помощь братьям меньшим – «человечный порядок» А.Дементьев. Слепой заяц | Семантика слов гончая, пазанки, мушка ружья. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.9 | Домашние питомцы. Юмористические стихи В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. Вредный кот. | Этимология слова Верзила. Анализ прочитанного | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.10 | Домашние питомцы Составление текста | Составление текста по аналогии | Творческая работа – юмористический рассказ о домашнем питомце | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь. Дополнительная литература | |
4.11 | Юмористические стихи о животных Тим Собакин. Песни бегемотов | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
4.12 | Любимые стихи о братьях наших меньших | Поиск стихотворений в дополнительной литературе | Чтение наизусть стихотворных произведений | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
4.13 | Помощь братьям меньшим – «человечный порядок» Н. Цуприк. Айка (в сокращении) | Этимология слов черный аист, Восточная Европа, чибис, выпь. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
4.14 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Дополнительная литература | |||
4.15 | Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | Знакомство с разновидностями журналов | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Детские журналы | |
4.16 | Сказки о животных российских писателей Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка | Этимология слов душа в пятки ушла, полынья. | Выборочный пересказ | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
4.17 | Домашние питомцы Н. Носов. Карасик | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
4.18 | Домашние питомцы. Анализ текста. Характеристика героев Н. Носов. Карасик | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно. | Рабочий учебник | ||||
4.19 | Сравнение жанров. Рассказ и сказка о животных На материале изученных произведений | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу | Работа по карточкам-таблицам с взаимопроверкой | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Карточки, рабочая тетрадь | |
4.20 | Сравнение жанров. Научно-популярная статья, рассказ и сказка. На материале изученных произведений | Учить детей выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характери-зующие героя; расширять представления о взаимоотно-шениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать нравственные ценности учащихся. | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам-таблицам | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки. Дополнительная литература | |
4.21 | Составление познавательного текста о животных или птицах Ю.Урала на основе справочной литературы | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. | Творческая работа – подготовка мини-доклада | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература | |
4.22 | Сценарий по произведению. М.Горький. Воробьишко | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
4.23 | Коллективная инсценировка (подготовка) М.Горький. Воробьишко | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
4.24 | Коллективная инсценировка М.Горький. Воробьишко | Текущий контроль | |||||
4.25 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №3 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | ||
5 Раздел 5. Картины русской природы (13 ч.) | |||||||
5.1 | Литературные произведения и произведения изобразительного искусства о российской природе в осенне-зимний период | Познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; с произведением Л.Толстого. Развивать умение слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; формировать умение самостоятельно читать книги. | Фронтальный опрос | Тематический контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература, изображения природы | |
5.2 | Анализ картины И. Шишкин. Зимой в лесу. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картина И. Шишкина | ||
5.3 | Стихи российских поэтов об осени Н. Некрасов. Славная осень | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
5.4 | Рассказы об осени М. Пришвин. Осинкам холодно. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
5.5 | Стихи российских поэтов об осени А. Фет. Осень. Ф. Тютчев. Листья. И. Бунин. Первый снег. | Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; улавливать основную мысль произведения; воспиты-вать чувство патриотизма и любви к родному краю. | Выразительное чтение, чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | |
5.6 | Сравнение произведений живописи и литературы. И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег | Обобщить первоначальное пред-ставление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспиты-вать уважение и любовь к отцу и матери; | Творческая работа – текст по картине | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.7 | Промежуточная диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №4 (тестовые задания) | Промежуточный контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
III четверть | |||||||
5.8 | Мы идём в библиотеку. Сборники рассказов о природе. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сборники рассказов о природе | ||
5.9 | Уральская зима А. Гольдберг. Зимняя сказка Т. Коти. Метель. К. Бальмонт. Снежинка | Обобщить первоначальное пред-ставление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспиты-вать уважение и любовь к отцу и матери; | Выразительное чтение Творческая работа – сочинение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.10 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин. Зимнее утро Картина И. Грабаря. «Зимнее утро» | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |
5.11 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин. Зимний вечер Картины Ю. Клевера. «Закат солнца». «Зимний пейзаж с избушкой» | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. Познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; | Работа по карточкам в парах и индивидуально с взаимо- и самоконтролем | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Карточки. Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
5.12 | «Зима в моем городе» Написание сочинения о зиме в родном краю (несколько тем на выбор) | Написание мини-сочинения про свой зимний город | Творческая работа – сочинение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь | |
5.13 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №5 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
6 Раздел 6. Великие русские писатели (28 ч.) | |||||||
6.1 | А.С. Пушкин В. Берестов об А. С. Пушкине | Автобиография русских поэтов. | Краткий пересказ | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Дополнительная литература | |
6.2 | Сравнение произведений живописи и литературы. А.С. Пушкин Опрятней модного паркета…Картины П. Брейгеля. «Зимний пейзаж», В. Сурикова. «Взятие снежного городка». | Устное сочинение по картине В. Сурикова. «Взятие снежного городка» | Творческая работа | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка», мультимедиа | |
6.3 | Стихи А.С. Пушкина о зиме | Выразительное чтение стихотворений о зиме | Чтение наизусть изученных стихотворений по выбору: «Зимнее утро», «Зимний вечер» | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, дополнительная литература | |
6.4 | Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина. | Формировать умение работать с книгой; умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сказки А.С. Пушкина | |
6.5 | А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди Чтение произведения | Формировать умение вчиты-ваться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | ||
6.6 | Чтение произведения А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане… (продолжение). | Формировать умение вчиты-ваться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |
6.7 | Анализ произведения А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане… | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; | Рабочий учебник | ||||
6.8 | Анализ Сказки о царе Салтане… (продолжение). | Рабочий учебник | |||||
6.9 | Анализ Сказки о царе Салтане… (продолжение). | Рабочий учебник | |||||
6.10 | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник, иллюстрации к сказке А.С. Пушкина | ||
6.11 | П.П. Ершов. Конёк-горбунок Чтение произведения | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, мультимедиа | |
6.12 | Чтение произведения и анализ произведения П.П. Ершова Конёк-горбунок | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |||||
6.13 | Анализ произведения П.П. Ершова Конёк-горбунок | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | |||||
6.14 | Сравнение сказок Ершова и Пушкина | Рабочий учебник | |||||
6.15 | Басня как жанр. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?»
| Познакомить с произведениями басня как жанр. | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература, мультимедиа | |
6.16 | Басня. Анализ произведения И.А.Крылов. Слон и Моська | формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека | Выразительное чтение. Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.17 | И.А.Крылов. Чиж и голубь | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение. Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.18 | И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценировке | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
6.19 | И.А. Крылов. Квартет. Инсценировка произведения | Инсценировка произведения | |||||
6.20 | Промежуточная диагностика качества усвоения темы. Басня как жанр | Контрольная работа №6 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
6.21 | Выставка книг Л.Н. Толстого. Л. Воронкова. Лев Николаевич Толстой | Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравст-венного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; | Пересказ статьи | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Книги Л.Н. Толстого, Л. Воронкова | |
6.22 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Чтение и анализ текста | формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека | Выразительное чтение. | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
6.23 | Л.Н. толстой. Лебеди Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Рабочий учебник | ||||
6.24 | Л.Н. Толстой. Акула. Чтение и анализ текста | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||||
6.25 | Особенности жанра Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | |||
6.26 | Особенности жанра Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учеьник | |||
6.27 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Дополнительная литература | |||
6.28 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №7 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
7 Раздел 7. Литературная сказка (18 ч.) | |||||||
7.1 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Дополнительная литература | ||
7.2 | Литературная и народная сказка. Сравнительный анализ Особенности литературной сказки | Закрепить умение различать народную сказку и авторскую; учить выразительно читать диалог персонажей сказки; | Устный фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.3 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка Чтение текста | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя | Пересказ | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.4 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | |||||
7.5 | Особенности построения литературной сказки В. Одоевский. Мороз Иванович | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.6 | В. Одоевский. Мороз Иванович Чтение и анализ текста | ||||||
IV четверть | |||||||
7.7 | Особенности построения литературной сказки Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | Этимология слов трубочист, конек крыши, бекас, душа в душу. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.8 | Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Чтение и анализ текста | Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; | Выразительное чтение | Рабочий учебник | |||
7.9 | А. Милн. Вини Пух и все, все, все… Выборочное чтение и анализ текста | Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; | Фронтальный опрос в ходе занятия Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.10 | Особенности построения литературной сказки Р. Киплинг. Маугли Чтение и анализ текста | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.11 | . Киплинг. Маугли Чтение и анализ текста | Выразительное чтение | |||||
7.12 | Особенности построения литературной сказки Дж. Родари. Волшебный барабан | Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание | Фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |
7.13 | Создание текста. Работа над продолжением и окончанием произведения по заданному началу | Творческая работа – создание индивидуального текста по плану | Творческая работа – создание окончания сказки | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочая тетрадь | |
7.14 | Особенности построения литературной сказки на основе народного эпоса Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. Чтение и анализ текста | Устный индивидуальный и фронтальный опрос в ходе занятия | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник, рабочая тетрадь | ||
7.15 | Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. Чтение и анализ текста | Мультимедийный проект, рабочий учебник | |||||
7.16 | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценировке | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
7.17 | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценировка произведения. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | ||||
7.18 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №8 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
8 Раздел 8. Картины родной природы (18 ч.) | |||||||
8.1 | Малая родина Т. Коти. В родном краю | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
8.2 | Составление текста по плану, ориентируясь на изученный литературный материал | Написание рассказа «В родном краю». | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочая тетрадь, дополнительная литература | ||
8.3 | Русские поэты о весне И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.4 | Русские поэты о весне С. Есенин. С добрым утром. Сыплет черёмуха… | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.5 | Русские поэты о весне Ф. Тютчев. Весенняя гроза | Чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||
8.6 | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. | Устное сочинение | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Картины Шишкина и Васнецова, мультимедиа | ||
8.7 | Сравнение стихотворений О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. | Выразительное чтение | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Рабочий учебник | ||
8.8 | Удивительно и прекрасно М. Пришвин. Золотой луг | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник | ||
8.9 | Удивительно и прекрасно А. Дементьев. Летающие цветы | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.10 | А. Толстой «Колокольчики мои…». | Чтение наизусть | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.11 | Сравнительный анализ произведений живописи и литературы Стихотворение Саши Чёрного. Летом и картина А. Рылова. Зелёный шум | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, картина А. Рылова, мультимедиа | ||
8.12 | Сравнительный анализ Ф. Тютчев В небе тают облака… А. Саврасов Сосновый бор на берегу реки. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Мультимедийный проект, рабочий учебник | ||
8.13 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Сборник стихов и рассказов о природе | ||
8.14 | Диагностика качества освоения темы | Контрольная работа №9 (тестовые задания) | Тематический контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
8.15 | Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | Рабочий учебник, дополнительная литература | ||
8.16 | Оценка уровня навыка чтения | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Итоговый контроль | Л. Адекватное отношение к своим способностям Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Умение объяснять свои действия. | Дополнительная литература | ||
8.17 | Подготовка к уроку-концерту | Фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Работать самостоятельно на основе простейших заданий. Р. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. обращаться за помощью | |||
8.18 | Урок-концерт «Наша родина – Южный Урал» | Устный индивидуальный и фронтальный опрос | Текущий контроль | Л. Осознание алгоритма своего действия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. Выделение нужной информации К. Обращаться за помощью | |||
Итого 136 часов |
Приложение 2
Учебно-методический комплекс
Учебник для учащихся:
Литературное чтение. Учебник 3 класс: в 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1 – 160 с., ч. 2 – 160 с. – (Перспектива).
Учебные материалы для учащихся:
Литературное чтение. Творческая тетрадь 3 класс / Т.Ю. Коти – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Перспектива).
А.Б. Горская. Хрестоматия по литературе родного края: 1 – 4 класс / сост.: А.Б. Горская, Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева. – Челябинск: ИЦ Взгляд, 2002. – 2005. – 351 с.
Учебно-методические пособия для учителя:
Бойкина М.В. Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с. – (Академический школьный учебник). – (Перспектива).
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...