По страницам детских журналов. Вторая жизнь старого журнала.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Смирнова Виктория Александровна

Урок литературного чтения 2 класс "Школа России" (интегрированный урок литературное чтение, технология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon po_stranicam_detskih_zhurnalov.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: По страницам детских журналов. Вторая жизнь старого журнала.

Цель:

  1. повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, полученный в разделе «Из детских журналов»;
  2. расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати;
  3. прививать любовь к чтению, художественной литературе;
  4. развивать память, мышление, внимание, устную речь детей;
  5. развивать  творческие  способности  детей

Оборудование: выставка  детских  журналов; карточки с заданиями и конверты; рисунки-рефлексия; обложки журналов; мультимедийная презентация, словарь Ожегова.

 

Ход урока

     Учитель.  Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями.

        Дети поворачиваются к гостям и говорят хором.

«Здравствуйте» – скажем руками. Пожимают друг другу руки.

«Здравствуйте» – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.

«Здравствуйте» – скажем ртом: Обращаются к гостям.

 «Здравствуйте!»

 Станет радостней кругом.

Дети занимают свои рабочие места.

Друзья (слайд )

 Если плачет кто-то рядом,

 Если слезы льются градом,

 Подойдите вы к нему

 И спросите: “Почему?”

 Это, дети, сделать надо –

 Плохо плакать одному.

- А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо?

-Прочитайте с разной интонацией: с веселой, с грустной, с сердитой, с беспокойством, с лаской.

- Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением.

- Прочитайте выразительно.

Введение в новую тему

- А прочла это стихотворение я в детском журнале “Веселые картинки”. (слайд )

- А вот еще послушайте стихотворение, которое написала девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал “Мурзилка”:

Жил да был воробей

 По прозванью Ротозей.

 И зимой и летом он

 Обожал считать ворон.

     - А в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы?(слайд )

– Чем они вам нравятся?

 – Какие разделы вы особенно любите читать?

- Первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России – около 240.   В настоящее время в нашей стране печатается много журналов для детей. – Сегодня для вас приготовлена выставка детских журналов.

 Где мы можем найти эти журналы?

- А вы уже догадались о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?

Сообщение темы урока

-Сегодня мы познакомимся с детскими журналами, попытаемся составить свой детский журнал и даже попробуем продлить жизнь старому журналу.

– Как вы понимаете слово ЖУРНАЛ?

Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.

Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов. (слайд )

– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает дневник, газета.

– Как вы понимаете периодическое издание?

(Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца)

- А теперь посчитайте, сколько, экземпляров будет за два месяца?        

Сейчас мы проведем экскурсию по выставке.

Экскурсия:

– Уважаемые друзья, у вас есть замечательная возможность побывать в гостях у журнала. Например, всем известен журнал «Мурзилка».

(слайд )

  –В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то   вспомнились популярные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка.  Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, доверяют ему свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка. Что ему можно довериться, можно однажды броситься к нему в самую трудную минуту: «Помоги, Мурзилка!» Этому журналу около 80-ти лет. Несмотря  на «почтенный»  возраст,  журнал  с  каждым  годом  становится  красочнее  и  интереснее  по  содержанию. В журнале имеются постоянные рубрики, которые наполнены интересным материалом.

(слайд)

– Мы отправляемся в гости к «Весёлым картинкам».

 

      В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки», Это детский юмористический журнал. В нём вы найдёте сказки, забавные приключения, загадки, игры.

      Главными героями журнала стали  маленькие весёлые человечки — Незнайка, Чиполлино, Буратино. Однако их оказалось маловато, и решено было придумать ещё двоих. Так на свет появились Карандаш — художник с волшебным карандашом вместо носа: всё, что он нарисует, в ту же секунду оживёт, и Самоделкин, у которого вместо носа винтик, ручки-ножки — пружинки, сам он весь железненький и за одну секунду может всё что угодно починить.

 

– Если вы захотите, то на перемене можете познакомиться ещё и с такими журналами: «Колобок», «Непоседа», «Весёлые уроки» …

– Вы поняли, что каждый журнал имеет своё лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Весёлых картинках» это Карандаш и Самоделкин; в «Колобке» это Колобок; в «Трамвае» это трамвай.

Дети рассаживаются по группам, получая карточку с названием журнала.

Творческая работа:

–  Итак, дома вы готовили уже материал для страниц нашего журнала и сейчас мы посмотрим защиту ваших творческих работ.

     Итак, первая страница «Поэтическая». … предлагает вашему вниманию стихотворение собственного сочинения. Дети получают карточки с рифмами. Игра Буриме.

(слайд )

– Если вам понравилось стихотворение, давайте похлопаем в ладоши!

– А следующая страница нашего журнала «Поиграйка»

(Слайд )

– Итак, игра будет одной из рубрик нашего журнала.

– Следующая страница «В гостях у сказки». … предлагает вам непростую сказку, а сказку наоборот. В ней положительные герои становятся отрицательными, а отрицательные – положительными.

Сказка «Колобок»

        Выгнали дед с бабкой Колобка из дома. Покатился он несчастный по дорожке. Навстречу ему заяц. Испугался заяц и говорит:

– «Не ешь меня, чудище лесное». А Колобок к и отвечает: «Да, дела мне нету до тебя, и покатился дальше.

      А тут ему навстречу лиса. Увидела странное существо, да так испугалась, что убежала и никто её в этом лесу больше не видел. И прошёл слух по лесу, что бродит по тропинкам злой и страшный Колобок.

– Посмотрите, у нас получилась совершенно новая сказка. Так можно перестроить любое произведение. Можете попробовать сами.

      Переходим на страницу под названием «Почемучка». Эта небольшая литературная викторина, каждый вопрос который начинается с вопроса ПОЧЕМУ?

– Проведёт эту викторину с вами …

– Викторины помогла нам вспомнить изученные произведения. Следующая страница будет посвящена детским писателям. И сегодня мы узнаем немного о Данииле Хармсе. Его произведения мы изучали на предыдущих уроках .

– Он являлся автором произведений, опубликованных в детских журналах «Чиж» и «Ёж», которые читали ваши прабабушки и прадедушки.

   

Когда мы будем создавать журнал, должны дать своему журналу название.

– Может быть, у вас есть предложения.

(Если кто-то предложит хорошее, интересное название, то сказать: «Следующий номер будет назван именно так»).

– Наш журнал мы назовём ЛИТЕРАТУРИЯ. Литературия, как вы её себе представляете?

(Это маленькая девочка с маленьким блокнотиком в руках и с заложенным в него пером. Она всегда готова записать интересные истории).

– У нас с вами получился замечательный журнал «Литературия». И вы можете дома сами заняться его выпуском. Это очень увлекательное занятие и для тех, кто читает.

– Я помещаю наш журнал на выставку, и вы можете прочитать и наш журнал вместе с теми, которые мы сегодня представляли.

Проблема

К сожалению жизнь каждого номера журнала очень короткая.

       Ребята, давайте подумаем, как бы вы поступили с журналом?

       Сегодня на уроке мы дадим журналу вторую жизнь и с его помощью создадим украшения к Новому году.

       Работу на уроках вы будете выполнять в творческих группах. У каждой группы на столе есть Технологическая карта. Используя ее, вы будете создавать свои работы.

       Попробуйте изготовить эти украшения самостоятельно.

Рефлексия

– Понравилось ли вам создавать журнал?

 – Хотите ли вы продолжить эту работу?

 – У нас будет возможность создать свой классный детский журнал, где мы будем размещать наши творческие работы.

- Выберите ответ, который наиболее соответствует вашему мнению.

  1. ЭТО РАЗВЛЕКАЕТ
  2. ЭТО ИНТЕРЕСНО
  3. ЭТО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО
  4. ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО, НО ПОЛЕЗНО
  5. ЭТО ВЕСЕЛО

- Молодцы, вы очень помогли журналу, придумали ему вторую жизнь.

И украсили наш класс к празднику.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Весёлые картинки". Как получаются легенды?

Данный материал позволяет познакомить учащихся  с понятиями "миф" и "легенда", работая с текстами Остера Г.Б. и текстом легенды Александра Лазарева из книги "Легенды Южного Урала", составитель Ки...

Презентация по теме "Путешествие по страницам детских журналов".

В презентации собраны материалы о детских журналах начиная с 1921 года по наши дни....

Урок "По страницам детских журналов"

Конспект урока и презентация...

По страницам детских журналов

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России"...

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" (2 класс) (конспект и презентация)

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" с использованием ноутбуков и выхода в интернет.  Конспект и  презентация....

«По страницам детских журналов». Презентация интересных материалов из журналов

Цель урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению...