Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме:
    Урок - ролевая игра

    Кожина Оксана Викторовна

    Урок- ролевая игра по рассказу Л.Н. Толстого "Птичка" В уроке используется презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Ход урока48 КБ
    Office presentation icon Презентация к уроку1.17 МБ
    Файл Материал к уроку16.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход    урока.

    1.Организационный момент. Слайд №1.

    -  Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к чтению заранее, «критики». Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело ли войти в роль героев рассказа.

    - Какова роль судьи?

    -  Кто такой адвокат?

    - Какая общая цель нашего урока?

     -  Зачем нужен этот урок каждому из вас?

    Предположительные ответы детей:

    - Судья будет судить главного героя рассказа.

    - Адвокат – это защитник.

    - Чтецы  прочитают выразительно рассказ.

    - «Критики» оценят выступления товарищей.

    - Мы будем обсуждать героев рассказа.

    - Нам нужно понять, чему учит рассказ.

    - Нужно не бояться говорить вслух своё мнение.

    - Я думаю, что урок будет интересным.

    2.  Мотивация.

    - О том, что Земля - наш общий дом, что надо беречь всё живое,  говорили на уроках риторики и  рисования.   Каким  нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.

    - Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. Слайд №2. Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом «Косточка». Сегодня  знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.

    Шифровка лежит на парте  у каждого ученика.

    П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а  ( нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы)

    - Молодцы, это рассказ «Птичка». Слайд №3.

    3. Слушание и осмысление.

      Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее )

    - Спасибо, ваше чтение оценят наши «критики» (двое детей в роли «критиков» заранее готовят журнал оценивания)

    - Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?

                                                    Памятка критика. Слайд №4

     Обращение ко всем:

    - Почему рассказ называется «Птичка»? Ведь в рассказе главные герои – люди?

    - Птичка – это тоже живое существо. Она главный герой рассказа.

    - Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?

    - Меня взволновал отрывок…(зачитывает).  Я особенно переживал, когда…

     Катя:

    - Серёжа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.

    Миша:  

    - Серёжа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был ещё маленький и глупый.

    Вова:

    - А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было своё родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.

    - С кем согласен писатель: с дядей Серёжи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: «Не хороша игрушка»?

    Дети при ответе пользуются словами со слайда №5

    - Я думаю… Я считаю… Мне кажется…

    - Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.

    - Почему погиб чижик? Обсудите  этот вопрос в паре. Готовность к ответу покажите «домиком» (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).

    - Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…

    ( отвечая, дети пользуются словами-помощниками на слайде №5)

    упрямый             безответственный         маленький       беспомощный

    беспечный           легкомысленный          глупый  

    «Критики» высказывают своё мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.

    4. Тихая  пауза. Музыкальная композиция №1.

    - Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку.  

    На слайде № 6  появляются слова-помощники: страх,  боль,  печаль,  радость,  горе,  раскаяние,  угрызения совести.

    Дети  выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.

    5. Анализ поступков  героев рассказа.

    -  Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: « Если бы я был...» 

     Каждой группе даётся карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:

    1 группа « Если бы я был дядей Серёжи, то я бы …»

    2 группа « Если бы я была мамой Серёжи, то …»

    3 группа « Если бы я был Серёжей, то …»

    4 группа « Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы

     защитил…»

    5 группа  « Если бы я был судьёй, то я осудил бы …» (костюм судьи, папка готовятся заранее)

    6 группа «Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…»

    Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Серёжи, чижа, мамы,  дяди, судьи и адвоката.                                      

    Артём:

    - Если бы я был судья, то осудил бы дядю Серёжи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!

    Маша:

    -Я осуждаю маму Серёжи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.

    Настя:

    - Я осуждаю Серёжу за то, что он поймал птицу, лишил её свободы. Потом плохо ухаживал за ней.

    Кирилл:

    В роли судьи.

    - Все эти люди виновны в гибели птички. Серёжа виноват больше всех. Его ждёт наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.                              

    Андрей:

    В роли адвоката.

    - Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он  хотел, чтобы Серёжа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц  и других домашних питомцев.

    Дима:

    В роли чижа.

    - Я жил в лесу и любил  солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зёрнышки. Я хотел поклевать зёрнышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!                                    

    Анна:

    Роль мамы.

    - Если бы я была мамой Серёжи, я бы уговорила Серёжу выпустить чижа на волю из клетки. Серёжа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!

           Коля:

    В роли Серёжи.

    - Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто хотел держать её у себя, ухаживать за ней. У неё так билось сердце! А потом она умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!

    - Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая своё читательское мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто согласен с судьёй? Кто согласен с адвокатом? Почему?

    - Я согласен с судьёй, так как считаю 

    - Я согласен с адвокатом, т. к…

    - Можно, я тоже выскажу своё читательское мнение?

     Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом «Птичка» через века, чтобы мы с детства  шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.

    6.Музыкальная композиция №2. Слайд № 7.

    - Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню « Дорога добра». Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.

    После прослушивания дети высказываются.

    7. Словарная работа.

     На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.

    - Какие хорошие качества  мы будем воспитывать в себе и  возьмём их  с собой в будущее?

    Дети выбирают слова на карточках  и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.

    Честность           сердечность       зависть

    Доброта              забота                  беспечность

    Злоба                   дружелюбие         справедливость

    Жестокость         лживость              ответственность    

    8. Подведение итогов.

    - Подведём итоги урока. Слайд №8.

     Оценивание.

    - Слово предоставляется «критикам» для оценивания по памятке.

    На альбомном листе «критики» выставляют оценки, выступивших по  ролям, выбирают самый интересный ответ урока.

    - Давайте оценим и «критиков». Справились ли они со своей работой?

    Вывод.  Ответили ли мы на главные вопросы урока? Слайд №9.

    - Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или предложить что-то новое?

    - Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать.  

    - Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь всё живое.

    - Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека.

    Приложение.

    Что отвечали дети на уроке,после обсуждения в группах.

                                           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Проект урока по литературному чтению во 2 классе по программе «Планета знаний».

    Тема урока: знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Птичка».

     Этот рассказ занимает центральное место в системе уроков литературного чтения во 2 классе по теме нравственного воспитания, так как он поднимает вопросы ответственности, свободы выбора, совести.

    Тип урока: урок – ролевая игра.

    Интегративная связь с уроками музыки, риторики.

    Цель урока: 

     формирование чувств, опираясь на  внутреннее состояние человека.

    Задачи урока.

    Предметные:

    активное  участие в ролевой игре;

     развитие умения вычленять в тексте необходимые фрагменты для ответа на вопрос;

    развитие монологической речи;

    обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека;  

    развитие умения определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение.

    Метапредметные:

    развитие умения доказывать свою точку зрения;

    развитие коммуникативных навыков общения;

    развитие умения соотносить звуковые и зрительные впечатления.

    Личностные:

    Формирование основ нравственного самосознания личности  

    (нравственный самоконтроль, выполнение моральных норм и нравственная оценка своих и чужих поступков)

    Структура  урока. Время - 45 мин.

    1.Организационный момент (2 мин.).

    2. Мотивационный этап (6 мин.):

    - постановка целей и задач урока;

    - шифровка;

    - слово учителя о Л.Н.Толстом.

    3. Первичный синтез (10 мин):

    - слушание и осмысление;

    - оценивание выступлений учащихся;

    - ответы на вопросы.

    4. Тихая пауза  (2 мин).

    5.  Анализ поступков героев рассказа (15 мин);

     -творческая работа в  группах (5  мин):

    - защита читательского мнения (10 мин).

    6. Музыкальная пауза (2 мин.).

    7. Словарная работа ( 2 мин.).

    9. Подведение итогов.

     Оценивание учащихся. Рефлексия (6 мин)

    Оборудование урока:

    Технические средства:

    мультимедийный экран, магнитная доска, презентация к уроку,  музыкальные файлы – запись песни Ю. Этина «Дорога добра» и композиция Ave  Marija.

    Дидактические средства:

    модель человека (фигурка), модель «дороги  в будущее», слова для работы на магнитной доске, карточки с творческими заданиями, шифровка, памятки оценивания №1 и №2, учебники литературного чтения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.

    Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообр...

    Использование ролевых игр на уроках английского языка

    Сообщение по теме  "Использование ролевых игр на уроках английского языка" можно использовать для выступления на кафедре , на пед.совете, при подготовке и написании курсовой работы....

    Фрагмент урока по теме «Животные леса» Ролевая игра «Суд»

    Ролевая игра "Суд" по теме "Животные леса".  Цели: вооружать системой научных знаний о природе; формировать понимание многосторонней ценности природы, нормы правильного поведения в природе....

    использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения

    как научить играя и не заиграться при обучении? несколько советов в использовании дидактической и сюжетно-ролевой игры на уроках математики и природоведения...

    Ролевые игры на уроках ОСЭ

    Методические рекомендации по использованию ролевых игр на уроках ОСЭ...

    Урок-ролевая игра по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности"

    Представлена разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Природа в опасности". Урок проходит в форме ролевой игры "Лесная лечебница". Уроку предшествует небольшая подготовительная работа: п...

    урок-ролевая игра "Улица Сезам"

    Материалы разработки позволяют формировать у учащихся представления о значении правильного питания в системе здорового образа жизни, познакомить с «Азбукой потребителя», учить правильному ...


     

    Комментарии

    Зарьянова Марина Кирилловна

    хороший урок. Можно и в детском саду такое занятие провести. Много речевого материала.