Урок литературного чтения во 2 классе. "Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи»."
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Юнг Светлана Алексеевна

Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на практике.
На уроке используется технологии:
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова.
Личностно – ориентированная технология.
Технология проектного обучения.
Информационно – коммуникативная технология.
 На уроке учитель использует мультимедийную презентацию, что улучшает восприятие материала, повышает интерес к предмету, развивает творческую активность учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_otkrytogo_uroka_literatury.yung_.doc.zip12.62 КБ
Office presentation icon n.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы, 2 класс.

Тема: Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи».

Цель урока: стремление сделать мир литературы личностно значимым для ребёнка.

Задачи урока:

1.Обучающая:

- формировать умения осмысленного и выразительного чтения;

- показать возможности произношения слова;

- продолжать формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом

  переживании мира;

- учить детей самостоятельно получать информацию, оперировать ею.

2. Развивающая:

- развивать образное мышление, наблюдательность, внимательность;  

- развивать  первичные исследовательские навыки: умение

  анализировать и делать выводы, рассуждать, применять на практике;

- развивать творческую активность, речь учащихся.

3. Воспитательная:

- воспитывать чувство юмора;

- воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию

  своей работы на уроке.

Педагогические и воспитательные технологии:

  1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
  2. Личностно – ориентированная технология.
  3. Игровые технологии.
  4. Проблемное обучение.
  5. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
  6. Гуманистическая педагогика.
  7. Информационно – коммуникативная технология.
  8. Технология саморазвития.
  9. Технология развития критического мышления.
  10. Технология педагогических мастерских.

Методы и приемы:

1) словесные  методы: беседа, слово учителя;

2) метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и

стимулирования интереса к учению;

3) наблюдение;

4) самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

5) практический метод.

6) сочинение синквейна.

Литература:

1. В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова. Литературное чтение, 2 класс. Изд.дом "Федоров".

    Самара 2001.

2. Н.А.Чуракова. Методический комментарий к учебнику В.Ю Свиридовой. Литература,

    2 класс (1-4) М. 2000.

3. Л.В. Мищенкова. 25 развивающих занятий со второклассниками. Популярное пособие для

    родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 2007.

4. Нестандартные уроки в начальной школе/ авт.-сост. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина.-  

    Волгоград: Учитель, 2007.

5. Ушакова О.Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом

    «Литера», 2005.

 

Организация урока: группы по 5 человек.

 

План урока:

1. Организационно - психологический момент (создание благоприятной атмосферы для

   общения, настрой на продуктивную работу).

2. Стадия вызова: постановка познавательной задачи, составление рисуночного кластера по теме в группах,

    «следственный эксперимент»;

3. Стадия осмысления:

  - работа с текстом (выборочное чтение);

  - игра в рифмы;

  - анализ ситуаций;

  - наблюдение «правды и вымысла» в стихотворении С. Есенина «Зима».

3.  Стадия рефлексии.

   - составление синквейна.

Оборудование:

 - видеопроектор;

 - учебник;

 - магнитофон;

 - выставка книг  Н. Носова;

 - выставка рисунков детей.

Содержание урока.

  1. Организационно - психологический момент.

- С каким настроением начинаем урок? Что ждёте от урока?

                                    На уроке ты не прячься,

                                    Быстро руку поднимай.

                                    Всё, что знаешь по вопросу

                                    Смело, ловко отвечай.

 2.Определение темы.

а) Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку (по типу пазлов), на которой изображён Незнайка.

- Если вы правильно соберёте картинку, вы окажетесь на правильном пути по определению темы урока. И ещё. Как только изображение будет готово, запишите полученную отгадку словом в центре листа.( Незнайка) слайды 1,2

- Скажите, вызывает ли этот герой какие- нибудь ассоциации?

б) Запишите вокруг слова-отгадки слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом.(дети  по группам зачитывают свои варианты).слайд 3

 - Вы очень точно подметили черты характера нашего героя. А сможете ли вы узнать среди предложенных отрывков из разных произведений слова, которые мог сказать именно Незнайка?

в) - Итак, следственный эксперимент! Какие слова мог сказать Незнайка! (стр. 20 учебника) слайды 4, 5.

Дети зачитывают вариант: «Я рисовать научился, на трубе играть научился, стихи сочинять тоже научусь. Про всех друзей сочиню».

- Какие  герои вмешались в беседу? (Мишка, Коля, Незнайка, Карлсон).

-Как вам удалось узнать отрывок о Незнайке? (заслушиваем мнения детей)

- Сочинил Незнайка стихи?

г) Выборочное чтение:

– Найдите в тексте сказочной повести все сочинённые Незнайкой стихи.

-Как вы считаете, получились у Незнайки стихи?

-Что нужно, чтобы стихи получились?

Сообщение темы урока: слайд 6

- В этом и предстоит нам с вами разобраться! Вы готовы? Тогда в путь по дороге открытий!

3. Физминутка.

4. Работа по теме урока.

а) – К кому Незнайка обратился за помощью? (к Цветику) Слайд «Подсказка 1»

 

- Хороший ли учитель Цветик? (работа с текстом)

Наводящие вопросы:

- Чему же учит Незнайку Цветик прежде всего? Какие Незнайкины способности он проверяет? (способность рифмовать)

Выборочное чтение: подбор рифмы к слову пакля.

б) «Игра в рифмы»: слайд «Подсказка 2»

                                 - чай-лай-дай-май-убегай-трамвай…

                                   речка-свечка-гречка…

                                   майка- лайка- гайка- Файка-зайка…

-Мы тоже умеем подбирать рифмы к словам. Значит, и стихи уже можем начинать сочинять?

-Но в каких словах Цветика всё же есть ответ на вопрос: «Что нужно, чтобы стихи получились?(стр.23.  «Чтобы был смысл..)

- Что значит, чтобы был смысл?( Это значит поделиться своими наблюдениями, впечатлениями и переживаниями с нами, открывает нам нас самих)

-Открыл ли Незнайка что-нибудь новое своим друзьям, сочинив о них стихи?

-Почему все обижаются?( нет чувства юмора, не понимают смысл поэзии).

-Действительно ли в его стихах есть что-то обидное?

-Значит, быть поэтом- это говорить правду?

-Что, если бы Незнайке удалось в рифму рассказать, как Знайка хорошо учит уроки, а Пилюлькин принимает в день много больных, то это была бы настоящая поэзия?

в) Наблюдение «правды и вымысла» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…». Слайд «Подсказка 3»

Чтение стихотворения учителем.

-Прав ли Незнайка?

-Что в стихотворении правда, а что –нет?

Правда:

Точное, образное описание ощущений и впечатлений от ветра и холода.

Вымысел:

Одушевление, олицетворение образа зимы.

-Не сам предмет, на который смотрит поэт, важен: важны переживания, который этот предмет вызывает.

5.Стадия рефлексии.

а) -Где мы ошибались? Что нужно, чтобы стихи получились?

б)   Работа в группах.

-Напишите синквейн на тему «Поэт». Слайд 10

в) Какая работа вам понравилась? Где было трудно работать, почему?

г) Обобщение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...

Урок литературного чтения во 2 Д классе " Сказочные человечки"

Это обобщающий урок по разделу литературного чтения " Сказочные человечки"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Разработка для урока литературного чтения. 2 класс. Детские журналы. Работа над проектом.

Методические материалы для урока лит. чтения по теме история создания детских журналов...