Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержании произведения;

2) научить выделять жанровые особенности сказочной повести.

Предметные:

  1. знать характеристику героев произведения и авторское отношение к ним;
  2. уметь выявлять жанровые особенности сказочной повести, используя фрагменты из произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. осознать важность дружбы в жизни человека и её ценность;
  2. видеть прекрасное в простом.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  воспитывать чувство прекрасного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 17.02.2022

Школа: МАОУ Академический лицей №95 

Класс: 4-7

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 319

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 33

Учитель: Рябова В. В.

Методист: Синтяева Г. А.

Тема урока «Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержании произведения;

2) научить выделять жанровые особенности сказочной повести.

Предметные:

  1. знать характеристику героев произведения и авторское отношение к ним;
  2. уметь выявлять жанровые особенности сказочной повести, используя фрагменты из произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. осознать важность дружбы в жизни человека и её ценность;
  2. видеть прекрасное в простом.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  воспитывать чувство прекрасного.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

Методы: словесные (указания детям)

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Дарья Игоревна, если у вас будут возникать какие-то сложности, вы знаете, как ко мне обратиться.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Да, перед нами пословица, но в ней пропущено главное слово. Чтобы найти его, давайте быстро разгадаем ребус.

- Какое слово получилось?

- Кто нам её прочитает?

- А как вы её понимаете?

Приветствуют учителя и слушают его.

Встают

Слушают учителя, садятся

- Мы видим пословицу

Разгадали ребус

- Друзей

Читает

«Легко друзей найти, да трудно сохранить»

- Это значит, что друзей надо ценить / другие предположения

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (указания, пояснения)

Формы контроля: внешний, взаимопроверка

- И действительно, мы с вами сегодня затронем тему дружбы и её ценности. Но перед тем, как мы перейдем к этому, нам нужно немного размяться, не совсем так, как вы привыкли: мы не будем разминать наше тело, чтобы нам сиделось легче эти 40 минут. Мы с вами будем «разминать» нашу речь, чтобы на протяжении всего дня у нас с вами был хороший и сильный голос.

- У нас это первый урок и все мы только зашли с холодной улицы, поэтому давайте мы согреем наши руки. Нам нужно глубоко-глубоко вдохнуть через нос воздух и через рот выдохнуть его в наши руки.

Показывает, как это делать

- Давайте сделаем это 3 раза. Можете потереть руки, если ещё не согрелись.

- На самом деле, мы с вами разогрели не только наши руки, но ещё и нормализовали наше дыхание.

- А следующее упражнение смогут выполнить только те, у кого дыхание сейчас правильное и спокойное.

- Скажите, какое у вас сейчас дыхание?

- Ну хорошо, значит вы справитесь с этим. Перед нами сейчас скороговорка, не сильно сложная.

-  На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33.

- Ваша задача: сделать глубокий вдох через нос, и на выдохе начать вести счёт как можно дольше, может, у кого-то даже получится посчитать до 33-х.

- Сначала я покажу.

Показывает, как это сделать

- Теперь вы в парах должны будете проговорить это друг другу по очереди.

- А какие правила работы в парах вы знаете?

- Отлично, тогда начинайте. У вас 30 секунд, чтобы это проговорил первый в паре.

- 30 секунд прошло, теперь один слушает, а второй проговаривает. Так же 30 секунд.  

- Время вышло.

- Кто хочет посоревноваться – поднимите руку, я выберу двоих.

Выбирает двоих детей, проверяет их произношение скороговорки и оценивает.

- Это было интересно / Стоит поработать над этим немного ещё / Для первого раза неплохо.

- Итак, вернёмся к началу нашего урока.

- Что мы с вами в начале урока разгадывали?

- И что у нас получилось?

- Да, у нас с вами получилась пословица про друзей.

«Легко друзей найти, да трудно сохранить»

- Посмотрите на иллюстрации на экране и скажите, как может быть связана эта пословица про друзей и эти картинки?

- Верно. А кто-нибудь знает, как называется это произведение?

- Да, это очень здорово, что ты знаком(а) уже с ним.

- Сегодня мы как раз познакомимся с этим произведением.

- Сейчас посмотрите на экран и скажите, что вы видите справа и слева?  

- А к каким жанрам они относятся?

ЕСЛИ ТРУДНОСТИ

- Особенностью произведений слева будет то, что в них есть различные вымышленные персонажи, волшебство и тому подобное.

А произведения справа более приближены к реальности, там нет волшебства, но есть много персонажей, история которых постепенно раскрывается. Как вы думаете что это?

- Да, всё верно. Это сказка и повесть. Но наше произведение «Маленький принц» одновременно относится к этим двум жанрам.

- Но как одно произведение может иметь отношение к двум жанрам?

Слушают учителя

Повторяют за учителем движения 3 раза

Слушают учителя

- Спокойное, медленное

Называют правила работы в паре

Работают в паре

Соревнуются

Отвечают

- Ребус

- Пословица про друзей

- У мальчика появился друг и ему он старается сохранить дружбу

- Маленький принц

- Произведения

- Сказка и повесть

- Сказка и повесть

- Не знаем

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

- Хм, хорошо. Тогда кто может сформулировать сегодняшнюю тему нашего урока?  

- Да, тема нашего урока звучит так: Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

- Вот такая необычная тема урока.

- А какую цель мы тогда поставим перед собой?

- Давайте проверим.

- Отлично!

- Перед вами план нашего сегодняшнего урока, но он перепутан. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, в каком порядке он должен быть?

- Сейчас посмотрим, правильно ли мы его составили.

- Хорошо.

- работа с произведением «Маленький принц» и его жанром

- узнать, что такое сказочная повесть, прочитав произведение «маленький принц»

Проговаривают план

1) узнать, что такое сказочная повесть и её особенности

2) познакомиться с автором Антуаном де Сент-Экзюпери

3) прочитать произведение «Маленький принц»

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

- Антуан де Сент-Экзюпери. Так необычно звучит его имя. Впрочем, и судьба у него тоже была необычная.

- Родился он 29 июня 1900 года во Франции.

- Всё детство его называли «Король-Солнце».

- Как вы думаете почему?

- Его так называли, потому что у него были рыжие волосы, но в целом, его это и не обижало.

В 12 лет Антуан впервые поднялся в небо на самолете — и это определило его судьбу. Хотя сперва это было не таким уж очевидным — он то посвящал всё свое время животным, то становился конструктором-изобретателем, то гипнотизёром, то фокусником. И даже поступил в Академию изящных искусств, чтобы изучать архитектуру.

- В его жизни случались невероятные события и совпадения, у него была душа романтика и философа, он умел доступно рассказать об удивительных вещах и явлениях, о необходимости беречь мир, в котором мы все живем.

- Он всегда говорил:

«Детство — этот огромный край, откуда приходит каждый. Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…».

- У  него было две страсти – литература и авиация, и благодаря именно литературе он и прославился на весь мир. Он написал несколько произведений, но мировую популярность завоевал благодаря одному – «Маленькому принцу». 

- Сейчас открываем учебник на странице 70-71.

- Перед вами фотография мальчика и название произведения «Маленький принц»

- Как вы думаете, о чем оно будет?

- Хорошо, мы с вами это скоро узнаем.

- А что вы заметили в тексте особенное?

- Некоторые слова выделены. Сейчас я прочитаю отрывок произведения, а ваша задача внимательно слушать и ответить на вопросы:

1) эти выделенные слова относятся к одному и тому же растению или к разным?

2) какое название у этого растения?

3) почему оно не названо в тексте?

- Я начинаю читать, следим и слушаем все внимательно, потому что я могу остановиться в любой момент, и кто-то другой может продолжить читать, если будет отвлекаться.

Начинает читать текст

- Так мы узнали немного из жизни маленького принца и о его рассуждениях. Кто готов ответить на первый вопрос?

Спрашивает ответы на все вопросы

- Предположения детей

Открывают учебник

- О маленьком волшебном мальчике

- Некоторые слова выделены

Отвечают на вопросы

1) к одному

2) роза

3) потому что он воспринимал её не просто как розу, а что-то очень красивое и волшебное, поэтому описывал другими словами.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний

- Как мы уже говорили ранее, «Маленький принц» содержит в себе черты и сказки, и повести. Из этого появляется особенный, новый жанр - сказочная повесть.

- Давайте разберём это понятие. Что такое сказка?

- Давайте сравним ваш ответ и мой. Кто прочитает?

- Хорошо, разобрались. А что такое повесть?

- Давайте сравним ваш ответ и мой. Кто прочитает?

- Отлично. И из этого у нас появляется новый жанр – сказочная повесть. Он собирает в себе некоторые черты сказки и повести. Так у нас появляется определение сказочной повести, как жанра.

- Прочитай определение.

- Сейчас на слайде будут появляться различные признаки, а ваша задача соотнести их либо к сказке, либо к повести.

- Давайте проверим ваши ответы.

- Думаю, мы с вами справились!

- А какие из этих признаков подходят к сказочной повести?

- Как я уже говорила, этот жанр действительно содержит в себе некоторые черты и сказки, и повести. Но какие именно вы можете посмотреть на слайде.

- Кто нам их прочитает?  

- Отлично.

- это вымышленная история, рассказ.

Сказка-это лит. произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных персонажей.

- это рассказ, в котором рассказывают реальные истории из чьей-то жизни

Повесть-это худ. произведение с небольшим кол-вом персонажей, описывающее какие-либо события.

Читает определение

Сказочная повесть - прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.

Соотносят признаки

- Не знаем / Все как у сказки и повести

Читает особенности жанра

- Жанровые особенности сказочной повести: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя, элементы противостояния добра и зла, волшебные герои.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания!

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная, парная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

- Сейчас отложите учебники. Берём только ручку и листок. В правом верхнем углу пишем имя и фамилию.

- Ваша задача убрать лишние особенности, которые НЕ подходят к сказочной повести. Можете их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести, как вам удобно.

Также там есть вопрос, для самых внимательных. Кто правильно уберёт лишние особенности жанра и ответит на этот вопрос, можете подойти ко мне, я проверю ваши работы. У вас на это 3 минуты, можете начинать.

- Время вышло. Обменяйтесь с вашим соседом по парте работами.

- Теперь сверьте ваши ответы с моими. Поставьте +, если всё верно, и знак ?, если что-то не сделано.

- Хорошо, теперь с последней парты на первую работы передаем.  

Записывают ФИ на листочках

Выполняют с/р

Убирают лишние особенности и отвечают на вопрос «Как называли писателя Антуана де Сент-Экзюпери в детстве и почему?»

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний

- Мы познакомились с отрывком из произведения «Маленький принц». А скажите, какие особенности сказочной повести это произведение содержит? Кто что заметил?  

- Хорошо.

- На странице 73 у нас ещё остались внизу вопросы.

- По каким приметам можно безошибочно узнать цветок, который появился на планете Маленького принца? Найди описание того, как бутон готовился стать цветком.

- У вас минута, чтобы найти это в тексте и ответить.

Проверяет ответы

- Отлично. А как менялось отношение Маленького принца к цветку? Что вы заметили в его отношении?

- К какому важному выводу пришёл Маленький принц в конце концов? Этот вывод касается цветка или самого Маленького принца?

- Мы с вами в начале урока говорили про пословицу «Легко друзей найти, да трудно сохранить»

- Как вы понимаете её сейчас, после «Маленького принца»?

- А как вы думаете, эта пословица подходит к этому произведению? Почему?

- Я думаю, что подходит

- Реальные переживания героев, много событий, сказочные герои

Отвечают, приводят примеры из текста

- Сначала он был рад, потом расстроен. Он раздражался, а потом сожалел.

Ответы детей

Ответы детей

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а)… Теперь я знаю…

Мне было интересно…

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

- Узнать какие бывают род связи

- Да!

УУПД: представлять информацию в разных формах;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с рассказом М.М. З...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники» Тип урока: урок-рефлексииЦель урока: анализирование произведения М.М. Зощенко &l...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...

Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...