Технологическая карта урока литературного чтения "Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2) формировать представление о разных видах рифм.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. уметь определять разные виды рифм в произведении.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 23.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30  Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о видах рифм в процессе изучения поэзии С. Я. Маршака.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2) формировать представление о разных видах рифм.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. уметь определять разные виды рифм в произведении.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Посмотрите на экран, перед нами отрывки из произведений одного автора. Давайте прочитаем их.

- Какой отрывок произведения сегодня вас характеризует и почему?  

Приветствуют учителя и слушают его.

Читают отрывки произведений:

  1. Вместо шапки на ходу
    Он надел сковороду.
  2. Ты у нас не мастер,
    Ты у нас ломастер!
  3. Ты сиди за партой стройно
    И веди себя достойно,
    На уроках не болтай,
    Как заморский попугай.

- Ответы детей

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Какое у нас сейчас время года?

- А какое было до весны? Всё верно.

- Зима — это удивительное, волшебное, сказочное время года.

- А вам нравится зима? Почему?

- Подумайте, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту  природы зимой?

- Сегодня мы с вами с видом искусства – поэзия. Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Как вы думаете, почему именно зиму или зимнюю погоду описывают многие поэты? Чем она так привлекла их?

- Да, вы все правы. Зима – действительно вечная муза всех людей искусства.

 

- Весна.

- Зима.

- Ответы детей.

- Через музыку, картины, стихи.

- Зима – очень эмоциональное время, она может показывать холод и переживания.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формы контроля: внешний

- В начале урока мы читали  отрывки из произведений одного автора. А кто же этот автор?

- Этот автор как раз таки тоже написал произведение про зиму.

- А что вы заметили в тех отрывках произведений? В какой форме они написаны?

- Всё верно. Каждый отрывок написан в стихотворной форме.

- Тема нашего урока звучит так: «Виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима»»

- А какую цель мы тогда поставим перед собой?

- Отлично!

- Перед вами план нашего сегодняшнего урока, но он перепутан. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, в каком порядке он должен быть?

- Сейчас посмотрим, правильно ли мы его составили.

- Хорошо.

- Маршак / либо не знают

Если не знают, то угадывают через ребус

- В стихотворной.

- узнать виды рифм в произведении  С. Я. Маршака: «Как поработала зима»

Восстанавливают план

  1. познакомиться с биографией С. Я. Маршака;
  2. прочитать произведение «Как поработала зима»;
  3. определить, какие виды рифм используются в произведении;
  4. научиться определять и использовать разные виды рифм.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

М: беседа

П: объяснение значения слов

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

М: работа с книгой

П: чтение абзацев

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) — поэт, переводчик, автор сказок, литературный критик. 

Родился Самуил Яковлевич 3 ноября 1887 года в Воронеже. Будущий писатель с детства любил стихи и уже в четыре года пробовал писать первые строчки. В школе учитель словесности высоко ценил первые произведения С. Я. Маршака. 

- Самуил Яковлевич Маршак писал в различных жанрах: сказки, стихи, поэмы, загадки, считалки, баллады. 

- Какой пункт плана выполнили?

- Сейчас откройте страницу 125, мы с вами познакомимся с его стихотворением «Как поработала зима!».

- Перед прочтением стихотворения, давайте познакомимся с некоторыми словами, которые вы можете не знать: кайма (полоса по краю ткани), кровля ( верхний элемент покрытия здания), таится (прячется, скрывается), окаймили (расположиться вдоль или вокруг чего-л. в виде полосы, каймы)

- Я его сейчас прочитаю, а ваша задача ответить на вопросы:

1) В каком образе предстала зима?

2) Какие художественные средства использует поэт?

Читает стихотворение

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Отлично!

- А теперь прочитайте первую строфу. Какие слова рифмуются и какие они строчки по счёту?

- Всё верно. Такая рифма называется парной. Парная рифма самая простая и самая энергичная.

- Например:  

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит- …

- Переверните страницу и давайте прочитаем абзац про парную рифмовку.

- Прочитайте вторую строфу, какие слова рифмуются и какие они строчки по счёту?

- Такая рифма называется перекрестной -  чередование рифм.  Прочитаем абзац про перекрестную рифмовку.  

- Прочитайте третью строфу, какие строчки рифмуются?

- Такая рифма называется охватной. Прочитайте последний абзац про охватную рифмовку.

- Давайте прочитаем ещё раз стихотворение. Кто хочет прочитать?

-  Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?

- Какие пункты плана выполнили?

Слушают учителя

- Первый

Смотрят значение слов

- волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега.

- зима поработала (олиц-е), ровная кайма легла (срав,олиц), стройных зданиях (эпитет), кусты в пушистых полушубках (олиц), белоснежные трубки(эпитет), случайный беспорядок (эпитет), проволока таится (олиц), улеглись постелью (олиц), строго окаймились (олиц).

- Зима, кайма (1,2 строчка), очертаний, зданий (3,4 строчка)

- Точка.

Читают

- прудов – проводов, полушубках – трубках (1-3, 2-4).

Читают

- 1-4, 2-3.

Читают

Читает стихотворение

- Парную, перекрестную, охватную.

- Второй и третий

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: групповая

М: моделирование

П: составление строф стихотворения

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

- Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Вы попробуете себя в роли поэтов и составите строфу стихотворения.  

Вы можете использовать любые виды рифм, но самое главное использовать следующие слова:

1 ряд – кайма

2 ряд – таится

3 ряд – кровля

У вас на выполнение 4 минуты.

- Итак, выберите одного представителя из группы, который прочитает ваше стихотворение.

-  Отлично получилось!

Работают в группах.

Составляют строфу стихотворения

Выступают со строфой стихотворения. 

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Раздаточный материал

Физкультминутка (1 мин)

проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания!

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

М: упражнение

П: определение видов рифмовки

Формы контроля: взаимоконтроль

- Сейчас отложите учебники. Берём только ручку и листок. В правом верхнем углу пишем имя и фамилию.

- Ваша задача определить какие строчки произведений рифмуются и какой это вид рифмовки.

- Время вышло. Обменяйтесь с вашим соседом по парте работами.

- Теперь сверьте ваши ответы с моими. Поставьте +, если всё верно, и знак ?, если что-то не сделано.

- Хорошо, теперь с последней парты на первую работы передаем.  

Записывают ФИ на листочках

Выполняют с/р

1. Шумят ручьи! блестят ручьи!
2. Взревев, река 
несёт
3. На торжествующем хребте
4. Поднятый ею 
лёд!

Е. А. Баратынский

(Рифмы 2 и 4 строки — «несёт» и «лёд». – парная рифма

В конце 1 и 3 строки рифмы отсутствуют.)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и 
света,
Этот синий
свод,
Этот крик и 
вереницы,
Эти стаи, эти
птицы,
Этот говор
вод,

Афанасий Фет

(Рифмы 1-2 парная, 3-6 и 4-5 - охватная)

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: групповая

М: инструктаж

П: объяснение задания

М: творческое чтение

П: инсценировка

Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

- А теперь вы так же работаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть своя загадка в стихотворной форме.

- Задача группы – выбрать двух выступающих. Первый – читает загадку, а второй показывает этот предмет или явление, как в игре крокодил.

- Задача остальных групп – отгадать загадку и определить, какие виды рифм используются в загадке.

- Все эти загадки составил  Самуил Яковлевич Маршак.

- Итак, у вас на это задание 4 минуты, затем начнём смотреть выступление групп.  

- Время вышло, давайте посмотрим выступление команд.

После выступления каждой команды

- Какой ответ на эту загадку?

- Какую рифмовку услышали?

- Молодцы!

- Какой пункт плана выполнили?

Работают в группах и выступают.

1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

(Дождь) - перекрестная

2. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

(Мяч) - парная

3. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

(Очки) - парная

4. Меня спроси,
Как я тружусь.
Вокруг оси
Своей кружусь.

(Колесо) - перекрестная

5. Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.

(Дерево) - парная

6. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.

(Велосипед) – парная

- Последний

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а)… Теперь я знаю…

Мне было интересно…

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

-  узнать виды рифм в произведении  С. Я. Маршака: «Как поработала зима»

- Да!

УУПД: представлять информацию в разных формах;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята

Слайд 2

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду «Вот какой рассеянный» Ты у нас не мастер, Ты у нас ломастер ! «Мастер- ломастер » Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно, На уроках не болтай, как заморский попугай «Школьнику на память»

Слайд 4

МАРШАК

Слайд 5

Виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима»

Слайд 6

ПЛАН УРОКА научиться определять и использовать разные виды рифм прочитать произведение «Как поработала зима»; 3) определить, какие виды рифм используются в произведении; познакомиться с биографией С. Я. Маршака;

Слайд 7

ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; научиться определять и использовать разные виды рифм прочитать произведение «Как поработала зима»; 4) определить, какие виды рифм используются в произведении;

Слайд 8

ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; научиться определять и использовать разные виды рифм 4) определить, какие виды рифм используются в произведении;

Слайд 9

ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; определить, какие виды рифм используются в произведении; научиться определять и использовать разные виды рифм.

Слайд 10

ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; определить, какие виды рифм используются в произведении; научиться определять и использовать разные виды рифм.

Слайд 11

Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 12

Кайма – полоса по краю ткани. Кровля – верхний элемент покрытия здания. Таится – прячется, скрывается. Окаймили – расположили вдоль или вокруг чего-то в виде полосы, каймы.

Слайд 13

Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд ! Е. А. Баратынский 2 и 4 строки – парная рифма, 1 и 3 – рифма отсутствует. Это утро, радость эта , Эта мощь и дня и света , Этот синий свод , Этот крик и вереницы , Эти стаи, эти птицы , Этот говор вод , Афанасий Фет (1-2 строка парная рифма, 3-6 и 4-5 – охватная рифма)

Слайд 14

Что бы вы рассказали другу об уроке? Какая была цель урока? Мы её достигли? Раньше я думал(а)…Теперь я знаю… Мне было интересно…

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения “ Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” ” (УМК “Школа Россия”, 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности  в процессе ознакомления  учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака “Веселые чижи”.Дидактические: Знать авторов пр...

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...