Разработка урока "Буква Ш"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Абуталипова Альмира Ахтамовна

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_sh.docx261.71 КБ

Предварительный просмотр:

               

           

Составила и провела: Абуталипова А.А.

МБОУ «СОШ №3» г.Нижнекамск

Цели: познакомить учащихся с особенностями согласного звука (ш) и его графическим обозначением; продолжить учить детей работать по алгоритму, развивать наблюдательность, мышление учащихся, прививать интерес к предмету;

         Оборудование: модель ёлочки и ёлочных украшений для магнитной доски; фигуры щенка и котёнка; рисунки с изображением клоуна, шляпы старухи Шапокляк, цирка Шапито; таблица с изображением печатной и письменной буквы ш; мини-таблички: согласный; глухой; парный; твёрдый; аудиоплеер, диск с записями детских песен.

                       Ход урока

  1. Организационный момент.

                      Ну-ка, посмотри, дружок,

                      Ты готов начать урок?

                      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

                      Ручка, книжка и тетрадки?

                      Все ли правильно сидят?

                      Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация знаний.
  1. И н с ц е н и р о в к а  «Шишки».

Звучит небольшой фрагмент песни «В лесу родилась ёлочка». В класс вбегают дети.

                   А н я.  Недавно мы гуляли во  дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом!

                   А л ё н а.  (подходит к ёлке, рассматривает её). Смотрите! На ёлке сыски висят.

                   Т а н я. Ха-ха-ха! Ой, умру от смеха! Сыски! Ха-ха-ха! (падает). Ах, мне плохо. Сыски! Ох, сыски! Умру от смеха

                   А н я.   Ха-ха-ха! Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски!

                   А л ё н а.  Я правильно сказала! Просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а получается «сыски».

                   Т а н я.   Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот, послушайте: хыхки! Ну, что?! Правдо, здорово – хых-ки! Я даже могу петь:

                                   Ох, хыхечка зелёная,

                                   Боюся, уколюся я.

                   А л ё н а.   (подпрыгивает от радости). Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!

                   Т а н я.     Нет, не «сыски», а «хыхки».

                   А л ё н а.  Сыски!

                   Т а н я.     Хыхки!

                   А л ё н а.  Сыски!

                   Т а н я.     Хыхки

                   А н я.    Вот чудачки, чего вы спорите? Ведь вы обе неправы. Никакие не сыски! Никакие не хыхки! А фыфки! Вот и всё.

                   2 Б е с е д а.

                      У ч и т е л ь. Ребята, вы догадались, какой звук никак не удавалось произнести детям? Назовите его.

                      Д е т и. Ш-ш-ш.

                      У ч и т е л ь. Что вы можете сказать о звуке (ш)?

                      Д е т и.  Этот звук согласный.

                      У ч и т е л ь. Докажите. ( при произношении встречает преграду: зубы).

                      Н а  д о с к е   в ы в е ш и в а е т с я   т а б л и ч к а:

                                                         СОГЛАСНЫЙ

                      У ч и т е л ь. Согласный звук ш какой?

                                           - Почему так думаете? (Состоит из шума).

                     

                      Н а  д о с к е   в ы в е ш и в а е т с я   т а б л и ч к а:

                                                                   ГЛУХОЙ

                      - Имеет ли звонкую пару? (да).

                       Н а  д о с к е   в ы в е ш и в а е т с я   т а б л и ч к а:

                                                                  ПАРНЫЙ

  1.      Постановка проблемы, открытие новых знаний.

     У ч и т е л ь.  Звук ш не простой, а с секретом. И вы сможете сами открыть секрет звука ш, если правильно выполните следующее задание.

     - Чтобы ёлочке не было грустно и одиноко, украсим её игрушками. Но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук ш.

                      Растут они на ёлке,

                      Но это не иголки.                (шишки)

        - Повесим на ёлочку эту игрушку? Почему?

                      С неба падают зимою

                      И кружатся над землёю

                      Лёгкие пушинки,

                      Белые …                               (снежинки).

          - А эту игрушку будем вешать на ёлочку? Почему?

                      Ветки ёлки шелестят,

                      Бусы яркие блестят.

                      И качаются игрушки –

                      Флаги, звёздочки, …         (хлопушки).

                     

                      Нити пёстрой мишуры,

                      Разноцветные …                (шары).

           

                      Висит за окошком

                      Кулёк ледяной,

                      Он полон капели

                      И пахнет весной.             (сосулька).

        - Ещё раз проговорим названия тех игрушек, которые мы повесили на ёлочку, и обратим особое внимание на звук ш.

       - Что вы заметили?

       - Какой это звук – твёрдый или мягкий? (Можно каждое слово произнести медленно:

                             шша-ры

                            хло-пушш-ки

                          ши-шш-ки.)

      - Может быть, случайно получилось, что во всех словах-отгадках звук ш – твёрдый?

      - Попробуйте подобрать такие слова, где звук ш звучал мягко.

      - Получилось?

      - Какой из этого можно сделать вывод? (Согласный звук ш бывает только твёрдым и никогда не бывает мягким.)

       - Молодцы! Вы самостоятельно открыли секрет звука ш.

       В ы в е ш и в а е т с я    т а б л и ч к а:

                                        !ТВЁРДЫЙ

      - А как обозначить  на письме звук ш?

        ( С помощью буквы ш (ша).)

      (Учитель показывает букву).

                                 Посмотри на букву ш!

                                 Буква очень хороша,

                                 Потому что из неё

                                 Можно сделать Е и Ё! (показ)

        - А вам что напоминает буква ш? На что она похожа?

        - Какое маленькое открытие вы уже сделали на уроке?

       Д е т и.  Звук ш всегда твёрдый.

Если дети затрудняются, обратить их внимание на табличку.

      - Ребята, может быть, вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

      - Верно, тема урока: «Звук ш и буква ш.  Давайте прочитаем слоги.

                          Ша-ша-ша

                          Шо-шо-шо

                          Шу-шу-шу

                          Аш-аш-аш

 Прищло время провести гимнастику, но не обычную, а речевую. Нам помогут слоги, которые мы сейчас прочитали:

                                        Ша-ша-ша-ша-

                                        Наша ёлка хороша.

                                        Шо-шо-шо-шо-

                                        Мы играли хорошо.

 

                                        Шу-шу-шу-шу-

                                        Я письмо пишу.

                                        Аш-аш-аш-аш-

                                        У Марины карандаш.

  1. Закрепление.

- Пока мы с вами занимались гимнастикой, у нашей ёлочки кто-то побывал и оставил  конверты. Как вы  думаете, что в них? (письмо)

Н а  к о н в е р т е :

РЕБЯТАМ  1 «А» КЛАССА.

Ребята!

Если вы не боитесь трудностей и любите разгадывать ребусы и загадки, то вас ждёт удивительная встреча.

       Учитель. Ну что, согласны отправиться в путь, чтобы узнать, с кем мы встретимся?

          Р а з г а д а й т е   р е б у с ы.

                      А) Буква Ш, за ней утка.

                                               (шутка)

                      Б) Тарелка, в ней буквы К, Ш.

                                                (каша)

         В о с с т а н о в и т е   п о р я д о к   п р е д л о ж е н и й    в   т е к с т е.

                      Малыши рады! Пришла зима. Дворник залил каток.

                   (Пришла зима. Дворник залил каток. Малыши рады!)

        Р а с с м о т р и т е   к а р т и н к у.

       ( Детям даётся изображение снеговика в шапке, шарфе, со шнурками на ботинках и с шариком в руках.)

                      Рассмотри здесь всё внимательно,

                      Поразмысли не спеши.

                      И отыщешь обязательно

                      Четыре предмета  на букву Ш.

              Р а з г а д а й т е   к  р о с с в о р д.

  1. Тёплоё меховое пальто. (шуба)
  2. Зимний головной убор. (шапка)
  3. Резина для колёс. (шина)
  4. Кличка собаки из Простоквашино. (шарик)
  5. Учебное заведение. (школа)
  6. Что может поднять настроение? (шутка)
  7. Цифра  название, которой начинается на букву Ш? (шесть)
  8. И сосновая, и еловая, и на лбу бывает? (шишка)
  9. Что можно построить из веток?  (шалаш) 

Учитель. Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями. А сейчас прочитайте слово по вертикали. Молодцы! Так вот, с кем мы сейчас встретимся с Банилаской с нашим клоуном!

П р о с л у ш и в а н и е    з а п и с и.

      Учитель. Какие слова встретились на букву Ш? А что значит быть добрым? Смелым? Беседа о профессии клоуна.

  1. Физминутка.

Учитель. А теперь давайте откроем учебник. Читаем слова.

  1. Итог урока.

       Учитель. Что нового вы узнали? Что для вас было особенно интересным?

                        Похвала ребят хорошо, работавших на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...