литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок»
Цели урока:

-знакомство с рассказом;

-учиться составлять план;

-развивать логическое мышление;

-художественно творческие и познавательные способности;

 -эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения;

-умение вести диалог с учителем, товарищами;

-оценивать свою работу и работу других;

-воспитание любви к животным;

-чувства сострадания.
Оборудование:

-интерактивная доска;

- портрет Л. Толстого;

- карточки;

- толковые словари;

- рисунок дерева, листочки;

- выставка книг.


 Ход урока:

1.Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.


Учитель. ( в руках колокольчик) Посмотрите на этот колокольчик. Послушайте его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой струнки, до каждой клеточки нашего тела. Пусть звон колокольчика звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность, любовь друг к другу, ко всему окружающему. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.


2.Речевая разминка. 
Скороговорка.

У тридцати трёх полосатых котят

Тридцать три хвостика висят.
 

3.Актуализация знаний.
«Фотоглаз» ( на экране слова)

Серый, оранжевый, чёрный, белый.
-Внимательно прочтите слова. (закрывается)
-Сколько было написано слов?
-Какое слова было написано первое, последнее?
- Были ли написаны слова: лапы, хвост, уши?
- Какие слова были написаны?

Открываются слова, дети проверяют свои ответы.


-Как вы думаете, котенок или щенок может быть оранжевым?
-Подберите близкое по значению слово к слову оранжевый.( рыжий).
-Подумайте, почему я данную скороговорку включила в наш урок?
Определите тему урока.

Д. Будем читать рассказ о котёнке.
Узнайте фамилию автора, который написал этот рассказ.
На экране: А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, А. Фет.

Д. Л. Толстой - писатель прозаик.
Подумайте, чему мы будем учиться на уроке.
4.Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л. Толстого « Котёнок», будем думать, размышлять и выразительно читать. Чтобы понять основную мысль текста, надо найти волшебный ключик к нему и тогда он откроется нам, поделится своими мыслями, чувствами.
5.Словарная работа

-подле - около

- что было духу - очень быстро.
А значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях. ( сарай)


_Какая наша главная задача, когда читаем рассказ?

Д. Понять характеры героев, вычитать то, что хотел сказать автор.
6. Комбинированное чтение рассказа.
Беседа. – К какому жанру относится произведение?

Д. Рассказ, так как мало действующих лиц и описывается один эпизод.

 -Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какие мысли. Чувства возникли?
Учитель. На нити сюжета будем завязывать узелки событий, где история завязалась - завязка, как она развивается, растёт, достигает вершины - кульминация, как развязалась - развязка.
На  экране: завязка - синий кружок, вершина, кульминация - красный кружок, развязка - зелёный.
7. Физкультминутка
Шли по крыше три кота
Три кота Василия
Поднимали три хвоста 
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота
Красота! Красота!

8. Чтение рассказа прерывистой  цепочкой, деление на части, озаглавливание частей.

План:
1ч. У Кати и Васи пропала кошка.
2ч. Дети нашли кошку.
3ч. Самый лучший котёнок.
4ч. Страшные собаки.
5ч. Вася спасает котёнка.
С какой целью мы выполняли это задание?

Д.  Учились делить текст на части.
9. Беседа по вопросам
1ч. Когда происходило событие?
Что случилось у Кати и Васи? (завязка.)
Дети на доске выставляют на нити сюжета синий кружок.
2ч. Что услыхали дети, играя возле амбара?
Прочтите, что увидел Вася.
3ч. Сколько было котят?
Какого котенка дети оставили себе? Прочтите.
4ч. Куда однажды пошли дети?
Чему радовались брат и сестра?
5ч. Работа в парах. Обсудите с товарищем, какой самый напряжённый момент в рассказе, задайте друг другу вопросы по содержанию.
Выслушиваются вопросы и ответы детей .
10. Физкультминутка для глаз. ( Офтальмологическая)
11. Какой самый напряжённый момент в рассказе? Это вершина (кульминация)
Дети выставляют - красный кружок.
Кто отогнал собак?
Как называется заключительная часть? (развязка)
Выставляют -  зелёный кружок.
12. Слово учителя. Рассказ «Котёнок»- один из интереснейших рассказов. Один авторский секрет мы разгадали: завязали узелки событий. Это внешний сюжет. Но в рассказе есть второй сюжет - внутренний - это мир чувств, состояние героев.
-Кто главный герой рассказа?
-А действующие лица?
Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
-Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
-А когда нашли?
- Как они отнеслись к котёнку, которого оставили себе?
- Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котёнка и двух собак около него?
-Как вы думаете, что пережил Вася?
-А кто виноват, что котёнок попал в беду?
- А как поступили бы вы?
- Чему учит рассказ? 
С какой целью мы выполняли это задание?
13.Работа в парах.

На карточках слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.
Выберите слова, которые характеризуют Васю.
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой. Таким был Вася. Он благородный мальчик, с любящей душой. Вот мы и разгадали секрет.
14. Рефлексия.

« Письмо к учителю» - размышление над текстом.
( детям раздаются листочки в виде конверта, они должны дописать)
- Я прочитал (а) рассказ….
- Мне запомнилось….
-Мне понравилось….
-Мне не понравилось….
- Этот рассказ учит меня…
Итог урока.
Оцените свою работу на уроке. Прикрепите листочки на наше дерево. Если хорошо поработали, то выберите зелёный листик, если не очень хорошо, то жёлтый, а если слабо - коричневый.

Домашнее задание по выбору:
- пересказ по плану
- выразительное чтение
- иллюстрация интересных эпизодов

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Закрепление: звук[х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»

Закрепление: звук[Закрепление: звук[х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Выразительное чтение вслух подготовленного текста. Приближение весны"

В презентацию включены репродукции картин о весне, несколько тренировочный упражнений на развитие техники чтения, словесное рисование на тему "Наступление весны"....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...