ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
статья по чтению по теме

Пшеничных Ирина Петровна

В России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу.

Что же такое читательская компетентность и как проследить процесс её формирования у школьников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

И.П.Пшеничных

Учитель начальных классов, НОУ школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В настоящее время обсуждается вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода, а это значит, что в основу содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

 Сейчас на рынке труда требуется «новый человек», который является не только хорошим специалистом, но и обладает ключевыми компетентностями. Такой человек способен добиться успеха в жизни, то есть реализовать свои способности и возможности;  должен уметь находить решение в нестандартных ситуациях, самостоятельно выбирать и принимать решения, отвечать за них;  должен нести ответственность за себя и своих близких; овладеть приёмами самообразования; обладать сформированной целостной картиной мира; владеть современными информационными технологиями; уметь адаптироваться в любом социуме и влиять на него иметь способность к толерантности; владеть речью как средством общения; уметь соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; уметь сознательно действовать в границах нормы, выбирая оптимальные условия.

Для того чтобы человек обладал всеми  этими умениями необходимо сформировать в школе ряд компетенций, в том числе - читательскую.  Нет необходимости доказывать, что созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Но в России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу.

Что же такое читательская компетентность и как проследить процесс её формирования у школьников?

Это определение перекликаются с хорошо известным определением функциональной грамотности, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

А вот с другой частью вопроса немного сложнее – как оценить качество обучения чтению. Обычно в начальной школе происходит проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность, выразительность), но этого недостаточно для оценивания сформированности читательской компетенции, ведь это понятие намного шире, чем просто техника чтения. Я думаю, для проверки качества сформированности читательской компетентности необходимы такие тесты, какие использовали в международных сравнительных исследованиях качества чтения PIRLS. Они  составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):

- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

- сделать прямые умозаключения из этой информации;

- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

- оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

- умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

И если с начальной школы отслеживать качество формирования именно этих умений, то в дальнейшем проблем с чтением станет меньше, а вот читательская грамотность начнёт расти. Повышение уровня читательской компетентности зависит от возрастания читательской активности до степени, соответствующей адекватной адаптации людей в современной информационной среде. Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной жизни.

В начальной школе мы обучаем детей чтению, но в дальнейшем (с 5-го класса) начинается чтение для обучения, чтение для самообразования: это получение нового знания и новых идей с помощью так называемых информационных или объяснительных текстов, и приобретение нового эмоционального опыта, в первую очередь с помощью художественных текстов. В статье Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалёва, М.И.Кузнецова «Хорошо ли читают российские школьники?»  пишут: «Текст, письменная речь, письменная коммуникация остаются в современном мире важнейшим источником самообразования. Освоение письменной речи, понимание текста — процесс стадиальный. Его ранние стадии, приходящиеся на первые годы школьного образования, в основном обеспечены педагогически: взрослые знают, как помочь практически каждому ребенку приобрести читательские компетентности, необходимые для понимания текстов с относительно знакомым содержанием, т.е. научиться читать. Тот печальный факт, что эти знания не всегда применяются в педагогической практике, не снижает ценности знания о том, как научить почти каждого ребенка технике чтения. Тем острее ощущается дефицит знания о том, как помочь ребенку преодолеть следующий читательский барьер: научиться учить себя с помощью текстов. Эмпирически показано, что читательские успехи в начальных классах не гарантируют успешного освоения письма на следующих ступенях образования. Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5-м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы».

Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
(общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:

- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);

- выделять главную мысль текста;

- описывать устно объект наблюдения; и т.д.

Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования.  В связи с этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к учителям, в первую очередь – учителям начальных классов.

На начальных стадиях формирования читательской компетентности, наступающих после того как учащиеся овладеют первичными навыками чтения, обучающие должны привить им навыки рационально выстраивать план чтения, отвечать на вопросы:

- с какой целью выбран для чтения именно это текст;

- что в нем для читателя самое важное или интересное;

- как нужно читать выбранный текст;

- как следует контролировать процесс чтения.

В соответствии с этим  можно выделить основные навыки обучающих, позволяющие формировать у учащихся социально необходимый уровень читательской компетентности:

- знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся;

- иметь представление о строении культурно-коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях;

- осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования;

- создавать благоприятные условия для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач;

- знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов;

- консультировать школьников, их родителей;

- организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, читательских соревнований, викторин, дискуссий, организованных вокруг учебной и дополнительной рекомендованной литературы;

- владеть техниками развития речевых (риторических) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения;

- строить программу обучения чтению так, чтобы стимулировать и развивать познавательный, образный, оценочный и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному;

- способствовать самоидентификации учащихся как читателей;

- стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учителя должны пересмотреть отношение к урокам литературного чтения и к анализу литературных текстов в частности. Нужна новая стратегия чтения.

Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;

- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.

Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.

Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.

Послетекстовая составляющая предполагает: использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости; трансформации текста.

Стратегии чтения разрабатываются и используются для обучающихся различного возраста, уровня владения языком, освоенности материала, культурной компетентности. Они помогают одновременно осваивать несколько направлений работы со словом: риторика, письмо, расширение лексического запаса и т.п.

Такого рода рациональные способы обучения чтению помогают формированию уровня читательской компетентности. Если на начальных этапах приобретения навыков эффективного чтения рефлексия в отношении совершаемых процедур требует специальных интеллектуальных усилий, то в дальнейшем их использование переходит на уровень автоматизма. Соответственно, можно говорить о технологии чтения. Имеется в виду освоенная последовательность, алгоритм операций, совершаемых в процессе работы с текстом:

– осмысление цели чтения в определенной ситуации;

– поиск и отбор нужного материала;

– первоначальное ознакомление с ним;

– установление последовательности чтения;

– прочтение текста с выделением его ключевых содержательных позиций.

Овладение несколькими технологиями такого рода позволяет комбинировать их в зависимости от цели чтения, характера письменных источников и их содержания.

Итак, в современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем образования и просвещения необходимо изменить отношение и учащихся, и учителей к грамотности, чтению, работе с письменными текстами с точки зрения повышения общекультурной, в первую очередь читательской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности учащихся

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

Формирование  читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...